ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Чебунина Л.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тайм-менеджмент в наиболее общем значении представляет собой «технологию организации времени и повышения эффективности его использования»1. В более узком значении под данной категорией понимается набор техник, позволяющих добиваться повышения производительности труда, а также улучшения других показателей производственного и социального характера, корпоративной культуры и общего повышения качества внутриорганизационной среды за счёт целенаправленного отслеживания и управлени временными процессами. Также в современной исследовательской традиции и деловой практике сформировалось расширенное понимание тайм-менеджмента как своего рода деловой философии, основанной на принципиальной позиции всестороннего осознания ценности времени в быстром потоке информации и постоянно меняющемся мире.

В настоящее время тайм-менеджмент переживает период своего становления в качестве одной из специальных дисциплин управленческой сферы научного и практического знания, имеющего как экономическое значение, так и личное значение. Экономическое значение тайм-менеджмента состоит в том, что за счет рационального использования времени «возможно значительное повышение производительности труда как отдельного человека, так и всего коллектива в целом»2. Личное значение тайм-менеджмента заключается в том, что «он позволяет человеку обрести значительное количество свободного времени, которое будет позволять ощущать себя свободным, уделять больше внимания своему отдыху и здоровью»3.

Классические определения тайм-менеджмента, наиболее часто употребляемые в научной и публицистической литературе, могут быть сформулированы следующим образом4:

  • система действий, направленная на достижение сопобности работника и коллектива успевать выполнять наибольший объём работы в единицу времени;

  • система управления, направленная на логическое разделение, иерархическое ранжирование текущих и перспективных сфер деятельности работника и организации, а также выстраивание последовательности производственных операций и их осуществление по заранее составленному плану исходя из приоритетов гармонизации временных процессов.

  • «планирование дел и их выполнение в определенный промежуток времени»5.

На основе рассмотренных выше подходов сформулируем определение тайм-менеджмента как базового понятия исследования. В настоящем исследовании под тайм-менеджментом будем понимать подсистему в рамках общей системы менеджмента организации, которая характеризуется следующими признаками:

  • направлена на повышение производительности труда, гармонизацию целостной социокультурной и производственной внутренней среды организации и её внешнего взаимодействия с окружающей средой;

  • основана на применении существующих и выработке новых уникальных методов и инструментов гармонизации временных процессов в организации с достижением их логистичной организации, соответствующей всем заданным условиям и ограничениям;

  • предполагает выстраивание таксономической классификации и иерархии целей и задач отдельных сотрудников и организации, реализация которых связана с временным развёртывание производственных операций;

  • осуществляется в виде планирования, а также непосредственного выполнения и корректировки составленных планов, наряду с этим носит характер текущего администрирования временных процесов;

  • отражается в распределении прав, обязанностей и ответственности в формальной организационной структуре, а также в системе неформальных социальных взаимосвязей коллектива сотрудников.

На сегодняшний день тайм-менеджмент находится в стадии своего становления и активого развития, однако уже сформирована основная понятийная база и круг наиболее общих инструментов управления временными роцессами в организации. К основным понятиям, характеризующим функции тайм-менеджмента, относятся следующие:

  1. Анализ ситуации – это «процесс, который позволяет выявить нерациональное использование рабочего времени, его причины, а также вычленить из всех причин основные, которые оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на использование времени»6.

  2. Постановка целей – представляет собой необходимый этап управления временными процессами в рамках тайм-менеджмента, в рамках которого происходит выяснение приоритетов осуществления управления временными процессами, их ранжирование, определение организационных, групповых и личных целей, их временных сроков и степени реализованности на текущий момент. Постановка целей «помогает в дальнейшем ориентироваться в том, какие методы управления временем следует применять, а какие применять не следует»7.

  3. Планирование – представляет собой «процесс, в ходе которого осуществляется составление перечня задач, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени»8. Следует осознавать, что хотя планирование и является одной из базовых функций общего менеджмента, тем не менее, планирование рабочего времени в организации имеет целый ряд специфических особенностей и требует применения профессиональных методов и инструментов, которые были выработаны тайм-менеджментом как отраслью управленческого знания.

  4. Выработка методов борьбы с причинами потерь времени – представляет собой итоговую и основную функцию тайм-менеджмента и «предполагает, что в ходе предварительного анализа эти причины были выявлены, и необходимо ликвидировать их»9, применяя при этом как общие типовые схемы, так и индивидуальные решения, характерные для каждой конкретной управленческой ситуации и сферы деятельности организации.

Инструментарий управления временем на сегодняшний день представлен широким спектром практических наработок и теоретических конструктов, помогающих профессиональному менеджеру сознательно и целенаправленно подходить к решению проблем, возникающих в результатенеффективного распределения времени. При этом целый ряд используемых в рамках тайм-менеджента методов и инструментов носит междисциплинарный характер, либо заимствованы из смежных сфер. В частности, целый ряд методов, применяемых в управлении временем, напрямую происходит из логистики, когда её категории переносятся на сферу временного развёртывания всех организационных процессов. Основные категории логистики – поток и запас – в равной мере применимы для управления организационным временем.

Запас времени, существующий в организации, представлен несколькими временными фондами, среди которых наибольшее значение имеет общий фонд рабочего времени, а также фонд рабочего времени каждого из сотрудников. Под рабочим временем в рамках тайм-менеджмента понимается «время, затрачиваемое на выполнение работы, или время активного пребывания на работе, посвящённое выполнению прямых служебных обязанностей. Реально рабочим временем считается время, отмеченное в табеле, то есть в документе учета времени нахождения на работе»10. Для оценки эффективности использования рабочего времени на сегодняшний день используется несколько основных коэффициентов, построенных по принципу соотношения общего фонда рабочего времени с той или иной его частью, отводимой на непосредственное осуществление производственной деятельности, либо отдых, предусмотренные и не предусмотренные штатным расписанием перерывы и т.д.

Приведём наиболее часто употребимые в практике тайм-менеджмента коэффициенты, характеризующие эффективность использования времени11:

  • Коэффициент экстенсивного использования рабочего времени, вычисляется по формуле:

Кэ = (Ф — Р) / Ф = 1 — Р / Ф,

где: Ф — фонд рабочего времени, мин;

Р — регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, мин.

  • Коэффициент потерь рабочего времени, которые зависят от работников:

Кп = Пз/ Ф,

где Пз — потери рабочего времени, зависящие от работника, мин.

  • Коэффициент потерь рабочего времени, которые обусловлены организационно-техническими причинами и не зависят от работника:

Кп = По / Ф,

где По — потери по организационно-техническим причинам, не зависящие от работников, мин.

  • Коэффициент затрат рабочего времени на отдых и личные потребности работников:

Кол = ОЛ / Ф,

где ОЛ — затраты времени работника на личные потребности (обеденный перерыв, производственная гимнастика, гигиена и т. п.), мин.

Аналогично вышеприведённым коэффициентам также составляются коэффициенты, позволяющие «проанализировать затраты времени работника на выполнение свойственных ему функций (Ксв), несвойственных ему функций (Кнсв), на выполнение творческих работ (Кт), организационно-административной работы (Коа) и т. п»12.

Запас времени в виде фонда рабочего времени устанавливается организацией в соответствии с её целями, спецификой деятельности, сезонными особенностями спроса, отражается в уставе и регламенте организации, штатном расписании, графике каждого работника и находится в прямой связи с распределением финансовых средств оплаты труда. Также в организации могут быть приняты специальные документы как формально-регулятивного, так и рекомендательного и стратегического характера, необходимые для реализации более эффективного управления временными процессами. В качестве подлежащих регламентации частей фонда рабочего времени должны быть предусмотрены общее время нахождения на рабочем месте, время, отводимое на регламентированные перерывы, а также максимально допустимый объём времени для нерегламентированных перерывов. Также регламентации подлежат временные сроки выполнения тех или иных проектов и отдельных производственных операций.

Категория временного потока, перешедшая в сферу тайм-менеджмента из логистики, описывает процесс развёртывания во времени всех организационных внутренних и внешних взаимодействий, а также саму реализацию проектов и их составляющих. Управление потоками в рамках тайм-менеджмента уже выработало несколько методологических схем, применимых в большинстве управленческих ситуаций на практике. Среди них можно выделить следующие:

  • Метод расстановки временных приоритетов, основанный на ранжировании всех текущих и перспективных дел по степени их важности и актуальности для работника и для организации в целом.

  • Метод Парето, представляющий собой универсальный инструмент, основанный на пропорциональном распределении любой совокупности явлений. В рамках пропорции выделяются 80% совокупности, несущие 20% некоего качества и 20% совокупности, сосредотачивающие в себе 80% альтернативного качества; в рамках тайм-менеджмента пропорция Парето применяется как по отношению к установлению долей фонда рабочего времени (80% составляет основное рабочее время, 20% - регламентированные и не регламентированные перерывы), так и по отношению к функциональному перераспределению временного массива где 80:20 отражает соотношение времени, уделяемого важным и менее важным делам и актуальным вопросам.

  • Диаграмма Ганта – «один из наиболее удобных и популярных способов графического представления времени выполнения задач. Каждая линия в диаграмме представляет один процесс, наложенный на шкалу времени. Задачи и подзадачи, составляющие план, размещаются по вертикали, по горизонтали задаётся временная шкала. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени соответствуют началу, концу и длительности задачи. В результате, для управления временем появляется простой и очень наглядный инструмент, в чём-то ставший даже символом тайм менеджмента»13.

  • Хронометраж – метод изучения временных затрат с помощью регулярно производимых и сопоставляемых замеров продолжительности выполняемых действий, позволяющий провести аудит и «инвентаризацию» времени, выявить так называемых «поглотителей времени» и направить усилия на их устранение, либо погашение их воздействия.

  • Методы стратегического и текущего временного планирования и составления временных рабочих графиков;

  • Матрица Эйзенхауэра – один из популярных инструментов, подразделяющих все текущие дела на 4 категории в соответствии с двумя группами критериев: важностью и степенью срочности выполнения.

  • АВС-анализ, предполагающий разделение всех актуальных дел на три категории по степени их текущей важности, с дальнейшим перераспределением функций сотрудников, непосредственно занятых в их реализации (наиболее важные дела, попадающие в категорию «А» выполняются непосредственно ответственным менеджером, дела средней важности, попадающие в категорию «В», подлежат возможному перераспределению, наименее важные 20% дел, попадающие в категорию «С», перераспределяются другим работникам в обязательном порядке, см. Рис.1).

Рис. 1. Матрица АВС-анализа14

Таким образом, на сегодняшний день тайм-менеджмент составляет одну из активно развивающихся сфер управленческой деятельности, вырабатывающую профессиональные инструменты и технологии. Важность управления временем в любой организации связана с тем, что дальнейший рост производительности труда практически невозможен в целом ряде случаев, так как уже достигнут технологический предел. Одна из главных сложностей управления временем связана с сочетанием объективных и субъективных параметров времени: будучи объективным свойством объектов действительности, время предстаёт в качестве социокультурного и социально-психологического явления, в связи с чем вопросы индивидуального психологического восприятия временных процессов напрямую отражаются на производственной профессиональной деятельности каждого человека. Также существует региональное и групповое представление о времени, до некоторой степени общее для всех представителей профессионального коллектива. Групповое переживание времени, а также представление об организации временных процессов является частью корпоративной культуры.

Таким образом, тайм-менеджмент имеет большой потенциал к расширению своего круга инструментов и методик за счёт междисциплинарного взаимодействия общего менеджмента и экономики, психологии, социологии, управления человеческими ресурсами, эргономики, логистики, синергетики и других сфер профессионального знания. Также немаловажно учитывать, что каждая производственная сфера характеризуется значительной спецификой как объективных параметров временных операций, так и группового психологического переживания временных процессов и циклов. Обратимся к более подробному рассмотрению управления временем в организациях сферы профессионального коллективного музыкального творчества.

Управление временем как сфера знаний и как деловая практика прошла немалую эволюцию начиная с XIX века, когда произошло зарождение идей и концепций, обращающих особое внимание управленцев на вопросы правильного и рационального распоряжения временем в деловой практике, и до текущего момента. Наибольшая часть эволюции тайм-менеджмента приходится на вторую половину ХХ века. В частности, выделяют следующие поколения тайм-менеджмента, проявившие себя как в традиционной производственной практике, так и в сфере управления учреждениями культуры и искусства15:

  1. Первое поколение: основывается на традиционных и рудиментарных подходах к управлению временем, таких как напоминания.

  2. Второе поколение: основано на приоритете планирования как основе рационального распоряжения временными процессами, применяется, главным образом, составление расписаний и временное планирование событий, установление временных ограничений и сроков.

  3. Третье поколение: основывается на расстановке приоритетов при планировании заданий и событий, а также контролирует выполнение заданий с помощью расписаний.

  4. Четвертое поколение: современный подход, делает основной акцент на расстановке заданий по приоритетным позициям, но при этом приоритетность не во всех случаях зависит от срочности выполнения, большее внимание уделяется степени стратегической важности выполняемого задания.

В международной практике применение тайм-менеджмента к сфере творческой деятельности имеет глубокие корни и во многом связано с развитием частной антрепризы. Основные подходы к управлению временем в деятельности творческих коллективов и отдельных исполнителей сформировались тогда, когда в условиях плотного гастрольного графика как единственного средства достичь экономической эффективности и окупаемости музыкальных проектов распоряжение временем носит ограниченный характер. Тем не менее, управление временем в большинстве случаев было внешним по отношению к музыканту-исполнителю либо творческому коллективу. Исполнители были поставлены в жёсткие условия выполнения репертуарного и гастрольного плана в соответствии с запросом концертного графика.

При этом тайм-менеджмент не проникал в собственно творческую сферу работы. Необходимость выполнения временных сроков подготовки концертной программы была единственным инструментом стимулирования творческой деятельности, подчас в ущерб собственно творческому качеству арт-продукции, которая требует более длительного этапа подготовки. Организация же самой творческой работы была всецело оставлена на самодисциплину творческих сотрудников, самостоятельно и без каких-либо предписаний организовывавших репетиционную работу, разучивание программы, её предварительное сценическое обыгрывание и другие этапы творческой деятельности. Проникновение профессионального тайм-менеджмента в практику творческой работы происходило лишь в том случае, когда она была непосредственно связана с какими-либо формальными и техническими условиями: графиком работы концертных залов и звукозаписывающих студий, графиком других исполнителей, выступающих в совместном музыкальном проекте и т.д.

Аналогичные условия можно наблюдать в истории отечественной практики профессионального музыкального искусства середины ХХ века. Практика тотального огосударствления и административного управления сферой культуры и искусства привнесла соответствующие методы управления временем, характерные для административной деловой культуры, что двояко повлияло на становление отечественной музыкально-концертной и гастрольной практики, а также творческой работы.

С одной стороны, монополия государства в качестве единственного работодателя, организатора и руководителя концертной и гастрольной деятельности ставила отечественных исполнителей в ещё более жёсткие условия, нежели их зарубежных коллег, которые имели возможность более гибкого выбора и выстраивания своей стратегии на рынке профессионального труда музыкальных работников. Таким образом, временные сроки и ограничения, носившие в административной структуре упрвления культурой более жёсткий характер, как правило, не отражались на качестве исполнения, к которому предъявлялось не меньше требований. Однако применение практики директивного административного управления подчас имело значительное количество издержек и злоупотреблений, так как в сферу творческой деятельности привносились не характерные и органически не сочетаемые с ней методы управления, контроля и оценки эффективности выполнения планов.

Приоритет управления временем в виде планирования в отечественной экономике был всецело приспособлен для промышленной производственной практики. Перенесение аналогичных способов работы с временными процессами в творческую сферу во многих случаях не был удачным. В частности, абсурдным по отношению к музыкально-исполнительскому искусству стала практика оплаты труда музыкантов в прямой зависимости от времени концертного звучания исполняемых произведений. В равной мере в ряде случаев невозможным является применение к профессиональной музыкальной деятельности установление планов по перевыполнению планов, а также практика нормирования производства и научной организации труда (НОТ), широко практиковавшейся в СССР.

При этом так же, как и в зарубежной практике, не производилось какого-либо участия в распределении времени в собственно творческойработе. Способы организации времени в индивидуальной и коллективной репетиционной работе во многом сложились в рамках академической среды профессиональных музыкантов, а также перешли из учебной практики учреждений среднего и высшего музыкального образования. Во многом организация времени в профессиональной деятельности музыканта, а также само ощущение времени напрямую передавались от наиболее значимых и влиятельных педагогов, а также вырабатывались каждым музыкантом индивидуально исходя из личных привычек в организации своего времени.

Организация времени в деятельности музыкальных коллективов во многом формировалась исходя из управленческих приоритетов и индивидуальных привычек распоряжения времени руководителем коллектива, авторитет которого способствует формированию представления о времени и о деятельности коллектива со стороны самих участников. Также в рамках музыкального коллектива такую функцию организующего лица, передающего свои ощущения и привычки в организации времени, нередко может быть неформальный социальный лидер коллектива, либо профессионал, наиболее значимый для творческого состава (солист, яркая артистическая личность и т.д.), что также нередко имело место как в отечественной, так и в зарубежной практике.

В современных условиях рыночной российской экономики внешняя окружающая среда требует от музыканта и музыкального коллектива принципиально иного подхода к организации времени, при этом по сей день влияние административного подхода к управлению репетиционной работой и концертным графиком сохраняет своё влияние в профессиональной академической среде музыкантов-исполнителей. На сегодняшний день требуется принципиальная модификация подходов к управлению всеми временными процессами, так как существующая практика не позволяет достичь достаточной экономической эффективности.

Значительные перемены в системе управления временем в сфере искусства произошли в результате развития неакадемической современной музыкальной культуры. Артисты и коллективы артистов популярных жанров, как правило, в меньшей мере зависимы от каких-либо официальных административных учреждений и не имеют преемственности системы административного управления учреждениями культуры. Однако новообразованные современные творческие коллективы имеют другой круг проблем, связанный с тайм-менеджментом: образовавшись в результате самоорганизации, каждый коллектив должен выработать собственное уникальное ощущение времени, соответствующее его внутренней социальной среде, творческим идеям, специфике деятельности и стратегии развития.

Таким образом, как в академических, так и в неакадемических музыкальных коллективах на сегодняшний день управление временем, как правило, является ответственностью самих участников коллектива, не располагающих профессиональными знаниями и навыками в управленческой сфере. Если в академических коллективах сохранились традиции административного управления временем на формальном уровне, но при этом качественная и эффективная организация временных процессов не соответствует современным рыночным условиям и не проникает на уровень собственно творческой работы, то в самоорганизовавшихся коллективах популярного исполнительства на сегодняшний день отсутствует какой-либо административный опыт, а также отсутствуют выработанные традиции распоряжения временем. В таких условиях и академические, и неакадемические музыкальные коллективы в равной мере нуждаются в переходе от самоменеджмента временных процессов к внедрению системы профессионального управления временем с использованием всего круга современных инструментов и технологий.

В зарубежной практике уже происходят процессы по технологизации управления временем в большинстве организаций, в результате управление временем становится частью современной корпоративной культуры, которая активно проникает в творческую сферу. Главным образом, внедрение технологий управления временем происходит именно в среде неакадемического музыкального исполнительства, так как в профессиональных условиях академического исполнительства такую роль нередко на себя берут соответствующие учреждения культуры, при которых действуют коллективы. Однако в последнее время становится всё больше академических коллективов, самостоятельно выстраивающих стратегию своего развития, включая репетиционный и концертный график, репертуарный план и другие временные параметры. Таким образом, выделение профессионального управления временем в рамках общего менеджмента художественным коллективом является одной из наиболее актуальных проблем, возникших в результате всех процессов эволюции отечественной и мировой практики организации деятельности профессиональных и полупрофессиональных музыкантов.

В настоящее время управление временем является не только элементом внутренней организации деятельности музыкального коллектива, но также и моментом, позволяющим упрочить внешнее позиционирование. Сам факт наличия системы управления временными процессами в общей системе менеджмента творческого коллектива свидетельствует об уровне его профессионализма. Обращение творческого коллектива к управлению временем свидетельствует о том, что должное внимание уже уделено непосредственно профессиональному исполнительскому мастерству, общему художественному уровню, управлению человеческими ресурсами и взаимодействию с элементами системы концертной инфраструктуры. Таким образом, коллектив, обращающий особое внимание на управление временем и профессионально подходящий к данному кругу вопросов, уже решил для себя большинство характерных проблем и находится на высоком уровне организационного развития, что значительно укрепляет его позиции в глазах деловых партнёров и публики.

Следует учитывать, что работа творческих коллективов сложна и многосоставна, имеет целый ряд специфических черт по сравнению с традиционными организациями. Главная из этих особенностей заключается непосредственно в творческом характере профессиональной деятельности, нередко сопряжённой с большим влиянием личного фактора и внутригруппового взаимодействия. Каждый член творческого коллектива является яркой личностью, обладающей специфическими чертами характера, бытовыми, деловыми и творческими привычками, которые должны учитываться подчас в ущерб общеорганизационному графику работы, так как участие яркого артиста в коллективе может быть одним из главных конкурентных преимуществ, поэтому временные затраты и элементы нелогистичной организации временных процессов по причине влияния личного фактора могут быть экономически и творчески оправданы.

Другим элементом самопозиционирования коллектива является внутреннее позиционирование, призванное сформировать ощущение времени в самом коллективе. Оно может быть частью внутренней политики и стиля руководства, применяемого в творческой организации, так же оно является тем образом коллектива, который является идеалом, существующим в групповом сознании музыкантов. В этот образ должно быть заложено представление о нормативах и принципах распоряжения временем.

Также профессионализм творческого коллектива во многом связан с его организационной структурой. Наличие специальных кадровых единиц, ответственных за распоряжение временными ресурсами, является показателем значительной экономической эффективности и высокой степени профессионализации как для самого коллектива, так и для его внешних партнёров. Наличие кадровой единицы тайм-менеджера (которая вполне может быть совмещена с другими должностными обязанностями) создаёт внутренний настрой на плодотворное использование времени, а также внешний интерфейсный капитал, содержащий определённые гарантии надёжности своевременного соблюдения всех обязательств со стороны коллектива, что является немаловажным в деловой практике и установлении долгосрочных контактов и стратегического партнёрства. Наличие лица, несущего должностную ответственность за соблюдение временных сроков выполнения обязательств, а также делегирование полномочий и ответственности за соблюдения временных сроков по каждому необходимому этапу профессиональной деятельности коллектива, создаёт необходимую надёжность как с формальной точки зрения, так и с психологической.

Также наличие соответствующей кадровой единицы свидетельствует о развитости менеджмента творческого коллектива в целом. Если коллектив располагает достаточным (пусть и минимальным в целях экономии средств и достижения окупаемости) профессиональным менеджерским аппаратом, включающим 1 и более управленческих кадровых единиц, то данный факт говорит, прежде всего, о профессионализации как творческой, так и управленческой частей коллектива. В данном случае профессионалы-исполнители могут всецело направить свои усилия и время на реализацию своей непосредственной творческой задачи, управленческий же аспект реализуется так же на профессиональной основе, что преследует цель сделать максимально эффективной как внутреннюю работу коллектива, так и его внешнее взаимодействие.

В современной мировой и российской практики наиболее эффективные с экономической точки зрения и продуктивные с творческой точки зрения коллективы прибегают к практике профессионализации своего управленческого аппарата. В иных случаях сама творческая концепция коллектива может быть выстроена на основе отказа от каких-либо административных структур в рамках организационной структуры, однако и в таком случае приходится прибегать к внешнему аутсорсингу для достижения наиболее эффективного управления и взаимодействия с организациями сферы концертной инфраструктуры. Таким образом, управление временем, вынесенное в самостоятельный вид деятельности в рамках творческого коллектива, должно быть подчёркнуто на следующих уровнях:

  • Наличие, либо привлечение специализированной кадровой единицы (возможно совмещение с реализаций других управленческих, либо творческих функций);

  • Наличие соответствующей должностной инструкции и другой документации, регламентирующей основные принципы управления временем в коллективе;

  • Наличие специальных мероприятий, посвящённых управлению временем в коллективе (принятие регламента и утверждение расписания, разъяснительные беседы и консультации по вопросам организации времени работы, совещания по вопросам организации времени);

  • Наличие негласных установок и правил поведения при распределении временных потоков и запасов во внутренней и внешней жизни коллектива;

  • Внешнее позиционирование и внутреннее самопозиционирование группового отношения ко времени со стороны коллектива как профессиональной и социальной группы.

Таким образом, в современных условиях наличие, а также уровень управления временными процессами и ресурсами является важным показателем как творческого профессионализма музыкального коллектива (что достигается за счёт специализации управления и художественного творчества), так и целостного уровня и статусных позиций. Кроме того, продуманное отношение к организации времени внутри коллектива, подчёркнутое при внешнем позиционировании, служит важным инструментом налаживания процедуры внешнего взаимодействия, построенного на принципах взаимного уважения и экономии временных ресурсов, создания атмосферы благонадёжности взятых на себя обязательств и их своевременного исполнения. Практика тайм-менеджмента как элемент позиционирования является показателем высокого уровня самоорганизации всего коллектива в целом, в связи с этим и внешнее взаимодействие начинает производиться надругом качественном уровне, исключая случаи недобропорядочной деловой практики, которые зачастую имеют место в современной российской среде шоу-бизнеса и выстраивания экономических основ функционирования творческих коллективов.

Используемые источники и литература

  1. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. — М., 2012

  2. Архангельский Г. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы – М.: АиСТ-М, 2003

  3. Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М., 2012

  4. Борохович А. Управление временем. Рабочее время руководителя. – Казань, 2004

  5. Вачугова Д.Д. Основы менеджмента. - М., 2005 // Глава 3. Планирование рабочего времени руководителя и специалиста

  6. Вьюниченко М.А.,Маловичко С.В. Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности труда // Международный экономический форум. Электронный ресурс: http://conference.be5.biz/r2013/2347.htm

  7. Гамидуллаев Б.Н. Экономия времени и показатели ее оценки в процессах управления предприятием. - Пенза, 1997

  8. Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время [Текст]:учебное пособие / Л. Зайверт. -М.: Интерэксперт, 1995

  9. Организация рабочего времени [Текст]: учебник – М, 1994.

  10. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. - Современный менеджмент (в схемах): опорный конспект лекций. 3-е издание

  11. Ирокез С. Тайм-менеджмент наоборот. Электронный ресурс: http://lib100.com/book/time/time_manag_i/_%C8%F0%EE%EA%E5%E7%20%D1%E5%F0%E3%E5%E9,%20%D2%E0%E9%EC-%EC%E5%ED%E5%E4%E6%EC%E5%ED%F2%20%ED%E0%EE%E1%EE%F0%EE%F2.pdf

  12. КапустаА. Time-management. История. Электронный ресурс: http://www.60minut.info/time-management-istoriya

  13. Тайм-менеджмент или управление временем. Электронный ресурс: http://www.upravlenie24.ru/timemanagment.htm

  14. Техники тайм менеджмента (управления временем). Электронный ресурс: http://www.mental-skills.ru/dict/upravlenie-vremenem-taym-menedzhment/

  15. Управление творческим коллективом. Электронный ресурс: http://www.psycho.ru/library/68

1Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. — М., 2012

2Гамидуллаев Б.Н. Экономия времени и показатели ее оценки в процессах управления предприятием. - Пенза, 1997

3Гамидуллаев Б.Н. Экономия времени и показатели ее оценки в процессах управления предприятием. - Пенза, 1997

4 См. Ирокез С. Тайм-менеджмент наоборот. Электронный ресурс: http://lib100.com/book/time/time_manag_i/_%C8%F0%EE%EA%E5%E7%20%D1%E5%F0%E3%E5%E9,%20%D2%E0%E9%EC-%EC%E5%ED%E5%E4%E6%EC%E5%ED%F2%20%ED%E0%EE%E1%EE%F0%EE%F2.pdf

5 Там же

6Вьюниченко М.А.,Маловичко С.В. Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности труда // Международный экономический форум. Электронный ресурс: http://conference.be5.biz/r2013/2347.htm

7Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М., 2012

8Вачугова Д.Д. Основы менеджмента. - М., 2005 // Глава 3. Планирование рабочего времени руководителя и специалиста

9Борохович А.Управление временем. Рабочее время руководителя. – Казань, 2004

10Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. — М., 2012

11Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. — М., 2012

12Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. — М., 2012

13Вьюниченко М.А.,Маловичко С.В. Тайм-менеджмент как способ повышения эффективности труда // Международный экономический форум. Электронный ресурс: http://conference.be5.biz/r2013/2347.htm

14Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. - Современный менеджмент (в схемах): опорный конспект лекций. 3-е издание

15КапустаА.Time-management. История. Электронный ресурс: http://www.60minut.info/time-management-istoriya

Просмотров работы: 4421