АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ЗВУКОЗАПИСИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ЗВУКОЗАПИСИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Сейронян А.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент общероссийский рынок услуг звукозаписи испытывает на себе неоднозначные и противоречивые тенденции. Причины их возникновения разнообразны: от частой смены материальных носителей итогового продукта звукозаписи до профессионализации и депрофессионализации работы студий, их дальнейшей специализации на различных направлениях деятельности, отвечающих текущим тенденциям развития музыкальных стилей и направлений. Как показывает анализ статистической информации, за последнее время произошло значительное сокращение рынка услуг звукозаписи (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика рынка звукозаписи России (легальный сегмент),

млн. долл1.

Как видно из данной динамики, общее сокращение рынка звукозаписи произошло за счёт сокращения записи, производимой на физические носители, при этом рост объёмов цифровой аудиозаписи не покрыл общее рыночное сокращение. В настоящее время данная тенденция продолжается, на сегодняшний день практически вся аудиозапись производится с выдачей готовогоаудиопродукта в цифровом виде, однако рост объёмов выполненных заказов происходит медленно. Если проследить динамику за последние 15 лет, то использование физических носителей для реализации продукта звукозаписи достигло своей кульминации в 2005 г., после чего до настоящего момента продолжается резкое сокращение, что можно объяснить эффектом экономии на физических носителях за счёт возможностей цифровой передачи аудиоматериала. Также на фоне данной тенденции имеет место рост размещения готового аудиопродукта на мобильных носителях. Динамика рынка продажи продукта звукозаписи выглядит следующим образом (рис. 2):

Рисунок 2. Динамика продажи продукта звукозаписи в России, млн. долл.2

Таким образом, ёмкость общероссийского рынка звукозаписи оценивается в сумму порядка 250-300 млн. долл. в год, при этом происходит постепенная переструктуризация и дальнейшая сегментация как общероссийского, так и региональных рынков. При этом обнаруживается как существенная разница, так и общие черты между российскими мегаполисами – культурными центрами и региональной периферией, что связано как с особенностями местной среды звукорежиссёров, так и с характером спроса, уровнем культурной жизни и требований, предъявляемых к качеству обслуживания и итогового аудиопродукта. Как в столичных центрах, так и в региональной практике продолжают сохранять свою нишу небольшие (в том числе домашние) студии, составляющие нижний ценовой сегмент. Отличительной особенностью крупных городов является наличие высоко профессиональных и узко специализированных студий. При этом конкуренцию самостоятельным организациям в ряде случаев составляют студии, существующие при организациях теле- и радиовещания, носящих официальный характер, в связи с чем получивших статус «эталонных».

Ростовский рынок звукозаписи, в целом, находится в рамках общероссийских тенденций, на него так же распространяется тенденция к некоторому сокращению за счёт сокращения потребности в физических носителях аудиоматериала, однако она действует в меньшей степени в силу большей традиционности региональной среды, во многих случаях испытывающей потребность в физических носителях звука. Также стоит отметить большую стабильность регионального рынка звукозаписи в связи с его меньшими объёмами за счёт отсутствия многих узко специализированных секторов (которые в большинстве случаев и являются наиболее нестабильными и зависящими от сезонных колебаний спроса). При этом темпы роста регионального рынка значительно возросли за последнее десятилетие в связи с активизацией творческой жизни города, а также с появлением новых профессиональных студий, и стабилизировались за последние 2-3 года.

На сегодняшний день на ростовском рынке услуг звукозаписи присутствуют порядка 10 наиболее крупных и стабильных профессиональных студий, а также около 15-20 небольших, в том числе домашних студий. Если крупные студии ориентированы на более широкий спектр услуг, то небольшие домашние студии, выполняющие коммерческие заказы, как правило, предназначены для какой-либо узкой сферы звукозаписывающих услуг, либо имеют конкретную музыкально-стилевую направленность.

Однако важно отметить, что при расширении рынка за последние годы сам спектр предоставляемых услуг, в целом, остаётся стабильным. Исходя из специфики предложения на местном рынке звукозаписи можно судить о значимых характеристиках рыночного спроса и, соответственно, об особенностях музыкальной жизни города. Большинство студий предлагают такие услуги, как запись звукового материала, сведение, мастеринг, тюнинг. При этом, как правило, имеется в виду запись, обработка и сведение вокала под готовый, либо заранее создаваемый в студии аккомпанемент. Создание аккомпанемента происходит как путём записи и сведения инструментальных исполнителей, так и путём моделирования композиции средствами электронных редакторов, использующих близкие к натуральным тембры. Данный вид услуг, в целом, находится в пределах достаточно узкого ценового диапазона и характеризуется ценовой стабильностью на протяжении длительного времени (см. табл. 2).

Таблица 2. Ценовой диапазон услуг звукозаписи в наиболее значимых студиях г. Ростова-на-Дону

Студия

Час студий-ного времени

Сведение вокала

Сведение много-дорожное

Масте-ринг

Тюнинг

Аранжи-ровка

Компози-ция

Изготовле-ние рекламных аудиороли-ков

HappySound

350

500

1500

500

300

3000

5000

От 1300

eX. StudioRecords

300

450

1000

500

500

3500

5000

догов.

SoundCheck

500

1500

3000

500

500

5000

6000

От 1500

«ТЕМ»

500

500

1500

-

-

-

-

-

Арт-клуб

400

1500

1500

400

400

-

От 4000

догов.

KozminsStudio

               

Long-Awaited

500

1000

4000

500

1000

5000

15000-30000

От 1500

DonSound

450

450

догов.

450

450

догов.

догов.

догов.

Бас Бочка

               

Филин

500

1000

5000

500

500

10000

10000

От 3000

Дон, продю-серский центр

               

Prozarec

400

200

догов.

100

догов.

догов.

догов.

догов.

Деловой Звук

-

-

-

-

-

-

-

3000-6000

Более сложный и комплексный пакет услуг предлагают наиболее развитые и профессиональные студии. Он включает в себя такие виды профессиональной звукорежиссуры, как мультиканальная запись и сведение, сложные виды мастеринга и реставрации аудиозаписей, а также смежные виды услуг, выходящие за пределы собственно звукорежиссёрской профессии, такие как аранжировка, сочинение, создание целостных композиций «под ключ». В данной сфере так же сохраняется преимущество вокальной музыки популярных эстрадных и рок-направлений, что позволяет студиям звукозаписи, предлагающим данные виды услуг, обозначать примерную среднюю либо минимальную цену на них. Несмотря на то, что ценовой разброс для данных категорий услуг значительно шире по сравнению с типовыми услугами записи, сведения и мастеринга, ориентация на конкретные виды востребованных стилей, жанров и длительности композиций позволяют оценить приблизительный характер затрат на создание целостных композиций и их переаранжировку.

Одним из сложных и комплексных видов услуг, оказываемых многими ростовскими студиями, является создание рекламных аудиороликов, в которые вовлекается не только музыкальная составляющая, но и запись речи, специальных звуковых эффектов, фона, а также в ряде случаев в деятельность студии включается и составление сценария аудиоролика. Ценовой диапазон данной категории определяется исходя из конкретного содержания пакета услуг. Использование профессиональных студий звукозаписи для создания такого продукта, как аудиореклама, представляет собой один из видов аутсорсинга ростовских рекламных агентств, не заинтересованных в содержании собственной студии. В то же время, студии звукозаписи могут выступать в качестве конкурентов в создании аудиорекламы по отношению к специализированным рекламным агентствам. Основными конкурентными преимуществами являются высокое качество звучания и относительно низкие цены по сравнению с рекламными агентствами. Однако покупателю приходится при этом преодолевать организационные трудности, связанные с тем, что создание аудиорекламы и её размещение в информационном пространстве производятся разными организациями. Таким образом, можно говорить о том, что помимо основного рынка звукозаписываюх услуг музыкальной сферы ростовские студии звукозаписи постепенно осваивают смежные рынки, а услуги развиваются в сторону комплексности и универсальности.

Важной отличительной особенностью ростовских студий является то, что их появление в большинстве случаев является результатом диверсификации других организаций в сфере музыкальной и другой художественной деятельности. Характер организации-учредителя и её первичная сфера деятельности напрямую влияет на характер каждой студии, так как изначально создание студии происходит в целях удовлетворения потребностей конкретной организации либо творческого объединения. В частности, студия «ТЕМ» возникла в результате диверсификации репетиционной базы, в результате чего предоставляемые ею услуги ограничиваются аудиозаписью репетиций и предоставлением оборудования для исполнения композиций популярной и рок-направленности. Интересный пример диверсификации являет собой студия «KozminsStudio», возникшая на базе фотостудии. В данном случае расширение изначально внемузыкальной организации произошло в связи с обозначившимся спросом на комплексный фото- и аудиопродукт в сфере обслуживания ивент-мероприятий и отдельных частных клиентов. Совершенно иной спектр звукозаписывающих услуг предлагается студией «Арт-клуб», существующей при творческом объединении «Человек в кубе», включающем в себя также частный театр, школу танцев и пластики, а также ряд других творческих и образовательных векторов деятельности. Аналогично при творческом объединении «Контакт» была основана студия «DonSound».

Тем не менее, за последние годы возникли и прочно укрепили свои позиции на рынке студии, заведомо рассчитанные под многофункциональные заказы в сфере звукозаписи. В частности, к таковым на данный момент можно отнести такие студии, как «SoundCheck», «Long-Awaited», «Бас бочка». Ориентируясь на текущие тенденции спроса, данные студии, оставляют возможности для реализации более сложных проектов за счёт наличия высококачественного оборудования в большем объёме, а также в ряде случаев за счёт привлечения специалистов по аранжировке и созданию композиций.

Относительно самостоятельный и пёстрый по своему составу сектор составляют небольшие (в том числе домашние) студии. В отдельных случаях они проводят ценовую политику значительно более низких цен по сравнению с профессиональными участниками рынка звукозаписи, чтобы привлечь клиента, а также за счёт экономии на аренде помещения и его полном оснащении звукоизоляционными материалами, в результате чего качество записи снижается. В других случаях ценовая политика маленьких студий превосходит средний уровень цен на ростовском рынке. Это происходит в результате того, что маленькие студии лишены возможности экономии на эффекте масштаба и разделения труда между несколькими звукорежиссёрами. В итоге деятельность индивидуального предпринимателя и звукорежиссёра в одном лице становится более сложной и затратной.

Отдельный сектор также составляют студии звукозаписи немузыкального профиля, рассчитанные всецело под запись голоса и создание спецэффектов. Данный вид студий работает на рынке услуг озвучивания и дублированного перевода кинофильмов и мультипликации, записи декламационного чтения художественных, рекламных, технических и иных текстов и аудиокниг, записи речевых фрагментов для автоответчиков и другого аналогичного оборудования, требующего воспроизведения человеческой речи. Таким образом, данная категория студий лишь отчасти составляет конкуренцию обычным студиям музыкальной направленности в тех сферах, где их деятельность в результате диверсификации соприкасается с функциями студии записи речевого аудиоматериала. К студиям данной категории, в частности, относится студия «Деловой звук», в названии которой отражена её основная направленность.

Интересно отметить, что среди наименований музыкально-ориентированных студий звукозаписи Ростова преобладают две основных тенденции маркетинговой направленности при выборе наименования. Одна из них представлена в меньшей мере и связана с подчёркиванием региональных статусных позиций: в названиях студий присутствуют указания на конкретный пространственный ареал (студия продюсерского центра «Дон», студия «DonSound»). Значительно шире представлена тенденция к более абстрактным названиям, состоящим из двух слов, преимущественно англоязычного происхождения, либо русскоязычного, записанного латиницей. Данная тенденция ориентирована на саму среду музыкальных коллективов, предъявляющих спрос на услуги звукозаписи и имеющих названия аналогичного характера, что входит в русло культуры англоязычных популярных песен и рок-композиций исполняемых данными коллективами. Некоторые студии содержат в своём названии слово «Sound» как прямое ассоциативное указание на свою сферу деятельности, а также названия профессиональных и неформальных категорий, привычных для коллективов, занимающихся музыкальной деятельностью («SoundChek», «Бас Бочка»).

Значительно реже в названии студий встречается имя её основателя или владельца, хотя данный ход, подчёркивающий эксклюзивный, авторский характер студии и личное участие и заинтересованность её руководителя в процессе и качественном результате, тоже может быть эффективным маркетинговым средством. Данный подход запечатлён в названии студии Козьминых «KozminsStudio». Русскоязычные абстрактные названия в большей мере характерны для небольших домашних студий, ведущих свою деятельность на ростовском рынке («Филин», «Свет» и т.д.).

Основным каналом продвижения большинства студий на сегодняшний день являются блоговые сети, позволяющие создавать сообщества и публичные страницы организаций на бесплатной основе с размещением фото-, аудио- и видеоматериалов. Не все ростовские студии имеют собственные интернет-ресурсы, таковые имеются лишь у наиболее статусных студий, проводящих активную маркетинговую политику. Большинство имеющихся интернет-ресурсов и блоговых страниц содержит техническую информацию об используемом оборудовании и помещении, их технических характеристиках и возможностях, месте расположения и графике работы, а также фотоматериалы, демонстрирующие пространство и оборудование, аудиопримеры готового продукта (как правило, за последний месячный либо полугодовой период). Также в последнее время наметилась тенденция к формированию дружественной маркетинговой политики позиционирования по отношению к клиентам, что отразилось в размещении в электронных ресурсах дополнительной информации, представляющей интерес для музыкантов, а также наряду с правилами поведения в студии и обращения с оборудованием начали размещаться полезные советы по организации студийной работы с целью создания максимально качественной записи и экономии времени и средств заказчика.

Некоторые студии, располагающие дополнительным помещением помимо непосредственно залов, оборудованных под студийное пространство, проводя дружественную маркетинговую политику и стремясь закрепить целевую аудиторию, намеренно привносят в свою деятельность черты клубного характера (клиентам предлагается бесплатный чай, кофе и другие недорогие продукты на время работы в студии, разрешается приглашение сторонних лиц, не участвующих в процессе звукозаписи, но интересующихся данным процессом, в том числе друзей музыкальных коллективов). Такая маркетинговая политика позволяет создать дополнительный интерес посещения студии и способствует многостороннему упрочению связей с творческими коллективами, становящимися постоянными клиентами, а также распространению информации о студии в неформальной социальной среде.

Особое значение в маркетинговом позиционировании студии является подчёркивание её выгодного месторасположения. Большинство крупных студий расположены в центре города, либо в непосредственной близости от центра в зоне доступа автотранспорта. Как показывает практика, наиболее профессиональные и универсальные по своим функциям студии располагаются на условиях аренды в помещениях крупных дворцов культуры (в частности, ДК «Ростсельмаш» и ДК «Роствертол»). В электронных сетевых ресурсах большинства студий подчёркивается их расположение в центре города и транспортные удобства нахождения. Гораздо меньшими логистическими удобствами располагают небольшие домашние студии, что компенсируется их ценовой политикой.

Таким образом, на основе проведённого анализа рынка звукозапсывающих услуг Ростова-на-Дону можно заключить, что сегментация рынка происходит по объёму производства, степени профессионализма студии и выгодам её месторасположения. При этом наличие значительной специфики каждой студии отвечает потребностям их организаций-учредителей, однако не всегда соответствует потребностям сторонних клиентов. Практически каждая из существующих студий изначально была предназначена для обслуживания какого-либо творческого коллектива, фестиваля, продюсерского центра, фото- и видеостудий и т.д. и в качестве самостоятельной организации, выполняющей сторонние заказы, является скорее результатом диверсификации, чем изначально составленным объектом проектирования универсальной звукозаписывающей студии.

Также обращает на себя внимание превалирование стилевого и жанрового однообразия, а также отсутствие прочных сложившихся связей с академической музыкальной сферой, составляющей потенциальный рынок и предъявляющей иные условия и требования к техническим и пространственным возможностям студии, а также к уровню профессионализма её персонала. Тем не менее, динамика как крупных профессиональных, так и небольших домашних студий обнаруживает тенденции к дальнейшей профессионализации, накоплению опыта и открывает новые возможности дальнейшего развития.

Литература

  1. Бизнес-план студии звукозаписи // Информационный бизнес-портал. Электронныйресурс: http://gejzer.ru/otkrytie- biznesa/plany/studiya-zvuko.

  2. Выбираем помещение для студии // CJ CITY. Электронный ресурс: http:// cjcity.fdstar.ru/2008/10/26/vybiraem_pomesheni.

  3. Звукозаписывающая студия как рекламное производство. – СПб, 2011. Электронный ресурс: http://student.zoomru.ru/jurnalist/zvukozapisyvajushh.

  4. Звукоизоляция студий звукозаписи // CJ CITY. Электронный ресурс: http:// cjcity.fdstar.ru/2008/03/16/zvukoizolyaciya_st.

  5. Как построить студию звукозаписи. Электронный ресурс: http://www.aspd.ru/ articles/kak_stroit_studii_zvukoza.

  6. Крылова А.В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала В сборнике: Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011, С. 252-262.

  7. Крылова А.В. Реклама художественных событий Проблемы музыкальной науки. 2011. №2. С. 81-86.

  8. Крылова А.В. Звук в рекламе Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов/Ростов-на-Дону, 2003

  9. Менеджмент и трудовые отношения в студии звукозаписи. Электронный ресурс: http:// knowledge.allbest.ru/management/3c0a65625b3bc7.

  10. Назаренко Е. Открытие бизнеса: своя студия звукозаписи. Электронный ресурс: http:// www.openbusiness.ru/html/dop5/zvukozpis.htm

  11. Ньюэлл Ф. Project-студии .Маленькие студии для великих записей. – М., 20089. О записи и студиях // CJ CITY. Электронный ресурс: http:// cjcity.fdstar.ru/2008/08/07/o_zapisi_i_studiya..

  12. Организация работы студии звукозаписи // Управление бизнесом. Электронный ресурс: http://www.riold.ru/organizatsiya-raboti-studii-zvuko..

  13. Проектирование студий звукозаписи и звуковых систем // SoundConsulting. Электронный ресурс: http:// www.sound-consulting.net/ru/?page_id=60

  14. С чего начинается студия? //CJ CITY. Электронный ресурс: http://cjcity.fdstar.ru/2008/02/06/s_chego_nachinaets..

  15. Сведения о студии звукозаписи. Школа менеджмента. Электронный ресурс: http:// www.improvemanage.ru/immags-417-1.html

  16. Советы музыкантам, приходящим в студию звукозаписи // CJ CITY. Электронный ресурс: http:// cjcity.fdstar.ru/2008/02/17/sovety_muzykantam_..

  17. Создание студии звукозаписи. Музыкальная экономика. Электронный ресурс: http:// cjcity.fdstar.ru/2008/05/11/sozdanie_studi_zvu.

  18. Студии звукозаписи Ростова-на-Дону. База данных. Электронный ресурс: http:// mxkr.ru/ru/studii_zvukozapisi/rdon

  19. Студия звукозаписи. Бизнесстатьи // Деловой мир. Электронный ресурс: http:// delovoymir.biz/ru/biznes_statyi/tag/studiya-zv.

  20. Шаблон сайта студии звукозаписи. Электронный ресурс: http://www.motocms.ru/ flash-templates/flash-cms-templ.

  21. Шесть мифов о звукозаписи. Электронный ресурс: http:// www.kozminsstudio.ru/page-4.html

  22. Roger D`Arcy, THE BOOK«АкустическиепроектыRecording Architecture»

1Сафронов Е., Тихонов А. Музыкальная индустрия России на изломе десятилетий. Аналитический доклад информационного агентства Intermedia // Российский музыкальный ежегодник, 2011

2Сафронов Е., Тихонов А. Музыкальная индустрия России на изломе десятилетий. Аналитический доклад информационного агентства Intermedia // Российский музыкальный ежегодник, 2011.

10

Просмотров работы: 2780