ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ФАНДРАЙЗИНГА И ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ТЕАТРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ФАНДРАЙЗИНГА И ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ТЕАТРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Головкова В.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельность учреждений культуры и искусства на сегодняшний день происходит в условиях ограниченного бюджетного финансирования, что стимулирует к самостоятельному поиску дополнительных источников формирования собственных ресурсов и обеспечения театральной деятельности. В качестве одного из основных инструментов повышения финансовой устойчивости и обеспеченности ресурсами организаций культуры в настоящее время используется фандрайзинг, который представляет собой деятельность по привлечению ресурсов для обеспечения некоммерческих организаций и проектов. Фандрайзинг в современной экономической реальности является профессиональной и специализированной сферой деятельности по аккумулированию финансовых средств, а также включает в себя комплекс инструментов для её организационного и технического обеспечения.

Одной из главных текущих проблем в развитии организаций культуры и искусства является сохраняющаяся тенденция к обеспечению исключительно за счёт бюджетных средств. Она сопряжена с определённым социально-психологическим комплексом, существующим в среде руководителей учреждений культуры и связанным с отсутствием психологических стимулов к поиску дополнительных возможностей привлечения целевого финансирования и психологическими барьерами обращения за дополнительными ресурсами. Дотационный характер деятельности организаций культуры сформировал в общественном сознании, а также в сознании самого руководства организаций, ранее всецело находившихся на бюджетном обеспечении, негативный образ недостатка финансирования и ущербности культурной сферы в целом. Однако в настоящее время происходит коренное переосмысление категорий фандрайзинга: он трактуется не как выпрашивание финансовых ресурсов на покрытие своего существования, а как  приглашение инвесторов и меценатов для совместного участия в социально значимых проектах.

Как показывает практика предоставления грантов и фандрайзинговых средств, большую привлекательность для грантодателя составляют не депрессивные организации, испытывающие острую потребность в финансовых ресурсах для решения собственных проблем, а социально престижные организации. И это правильно, так как не кризисное, а здоровое состояние организации является залогом эффективного использования предоставленных средств. Организация культуры «не должна позиционировать себя как несостоятельный субъект, способный только на просьбы о помощи»[1]. Таким образом, одна из ключевых задач организации, рассчитывающей на возможности привлечения фандрайзинговых средств, состоит в целенаправленном формировании статуса социально привлекательной и престижной организации, расходующей средства экономно и целенаправленно.

В настоящее время происходит пересмотр программ финансирования бюджетных организаций, который во многом определён сменой управленческих приоритетов, стремлением придать органзиациям культуры большую самостоятельность и самодостаточность. Формирование бюджетного плана всегда неразрывно сопряжено с конкуренцией нескольких сфер социально значимой деятельности: образования, культуры, науки, общественного транспорта, охраны окружающей среды и т.д. В условиях такой конкуренции, а также применения механизмов лоббирования отраслевых интересов на федеральном уровне органзиациям культуры приходится сталкиваться со значительными проблемами в связи с невозможностью предугадать сокращения и расширения целевого государственного и муниципального финансирования, вызванные административными факторами.

В таких условиях единственной гарантией устойчивого функционирования и развития некоммерческой организации при составлении финансового плана может стать переориентация на приоритет внебюджетных привлечённых средств. Наиболее остро данная проблема обозначилась для тех организаций, которые длительное время находились исключительно на государственном обеспечении.

Также значительную роль в способности некоммерческих организаций к привлечению фандрайзинговых средств играет степень развитости финансовой инфраструктуры, в том числе инфораструктуры самой фандрайзинговой сферы.  Нередко при использовании фандрайзинговых инструментов возникают определённые психологические барьеры, связанные с отсутствием опыта фандрайзинговой деятельности, неосведомлённостью об особенностях данной сферы деятельности, а также сказывается факт отсутствия такого рода реалий в социокультурной и социально-экономической системе СССР, где в условиях планового хозяйства не существовало надобности в некоммерческих организациях, самостоятельно обеспечивающих своё развитие. Фандрайзинг требует дополнительной психологической подготовки человека, не имеющего опыта испрашивания целевых средств, а также не соотносящего возможности фандрайзинга с собственной системой ценностей. Таким образом, практика фандрайзинга требует «активного вовлечения как тех, кто этим занимается, так и художников, которые будут использовать привлеченные средства»[2]. Использование фандрайзинга как инструмента сбора средств изначально предполагает понимание того, что «привлечение ресурсов - не цель, а средство достижения общественно значимой цели»[3].

Фандрайзинг театральных организаций имеет существенные отличия, которые заключаются в масштабности постановочной деятельности, вовлекающей значительные материально-ресурсные фонды и значительное количество участников, в связи с чем сама целевая аудитория фандрайзеров, способных участвовать в реализации таковых проектов, значительно сужается по сравнению с небольшими по размерам организациями культуры и творческими коллективами. В то же время, участие в фандрайзинговыхпроектах имеет несомненные перспективы. Для провинциальных театров они видятся прежде всего в осуществлении  проектов региональной значимости, сопряжённых с культурными и памятными датами, а также с развитием и популяризацией регионального и общероссийского культурного наследия. Также можно отметить тенденцию к развитию в современной России фандрайзинговых мероприятий по поддержке событийного туризма, под данную категорию могут подпадать организуемые массовые мероприятия, проводимые театральными организациями и рассчитанные на значительное количество участников, а также специализированные проекты, проводимые для гостей города и призванные показать региональную специфику театральной жизни.

В настоящее время наряду с фандрайзинговой деятельностью значительная часть средств привлекается в рамках театральных грантов, представляющих собой конкурсные условия предоставления финансовых ресурсов как со стороны государственных, так и негосударственных структур. Государственная поддержка культуры, традиционная для российской практики, включает в себя целый комплекс конкурсов в области театрального искусства, проводимых Министерством культуры РФ. В частности, к ним относятся[4]:

o        Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации;

o        Конкурс по поддержке современной драматургии;

o        Конкурс по поддержке молодой режиссуры;

o        Поддержка гастрольных проектов

Финансирование по вышеобозначенным грантам включает в себя покрытие расходов по продвижению художественных проектов, проезду и проживанию в рамках гастрольных выступлений, сопутствующие материально-технические и организационные расходы, а также производится в качестве личных и коллективных премий и других поощрительных форм для артистов и режиссёров театральных учреждений[5]. Следует учитывать, что рассмотрение заявок на гранты производится работниками государственных учреждений, в связи с чем для эффективности фандрайзинга имеют значение не столько непосредственно творческие параметры деятельности театра, сколько такие критерии, как:

- наличие официально подтверждённых достижений, выраженных в дипломах, премиях и почётных званиях членов театрального коллектива;

- содержание репертуарного плана (преимущественно, на годовой срок);

- справки, подтверждающие отсутствие финансовой задолженности перед федеральным бюджетом, а также задолженности по заработной плате и иным аналогичным статьям деятельности театрального учреждения;

- письменные документы поддержки от регионального и муниципального руководства, заинтересованного в развитии театра.

Таким образом, можно заключить, что грантовая деятельность,  осуществляемая через государственные механизмы, в меньшей мере ориентирована на творческую составляющую и связана с обилием формальных подтверждений статуса театра. Для провинциального театра, имеющего региональное значение, существенной выигрышной чертой является возможность привлечения региональных и муниципальных органов управления как рекомендующих учреждений, подтверждающих статус театра, оказывающих поддержку в отстаивании его позиций на федеральном уровне.

Также немаловажно учитывать, что государственная поддержка культуры осуществляется, как правило, без какого-либо жанрового и стилевого приоритета (за исключением отдельного вектора поддержки новых направлений художественной деятельности), однако при этом ориентируется в большей мере на текущие организационные и информационные приоритеты развития современных организаций культуры и искусства. В связи с этим следует учитывать вектор текущей политики в области театрального искусства, служащий ориентиром для распределения грантовых средств. В качестве текущих приоритетов общероссийской политики развития театрального искусства (на основе анализа нормативно-правовых документов Министерства Культуры РФ) можно выделить следующие:

o  целенаправленное формирование системы и критериев оценки творческого содержания и профессионального уровня произведений драматического искусства (в связи с чем значительный акцент делается на развитии конкурсной и фестивальной деятельности, формировании авторитетных жюри и экспертных групп в сфере театрального искусства);

o  активизация и систематизация гастрольной деятельности российских театров (при этом акцентируется внешняя гастрольная деятельность для ведущих и крупнейших театров России, а также преимущественная внутрироссийская гастрольная деятельность для региональных театров, призванная способствовать взаимному культурному обогащению субъектов РФ);

o  поддержка продвижения театральных проектов, наработка опыта маркетинговой коммуникации и информационного обеспечения деятельности театральных учреждений.

Исходя из данных положений, при подготовке грантовой документации, направляемой на государственные конкурсы на получение грантов Министерства культуры РФ, необходимо акцентировать: собственную деятельность театров, потребность в информационном обеспечении проектов, обладающих региональной и общероссийской культурной значимостью, а также наличие в составе коллектива театра опытных экспертов, имеющих многолетний стаж в качестве членов жюри авторитетных театральных конкурсов и фестивалей.

Наряду с государственными конкурсами на получение грантов, в последние годы всё большую популярность обретают гранты и фандрайзинговые проекты, организуемые по инициативе общественных организаций и независимых фондов развития искусства (как российских, так и международных). В частности, в 2014-2015 гг. учрежден Конкурс среди репертуарных драматических театров России на грант. В соответствии с его условиями «при поддержке Гранта арт-агентство «ArtUniverse» формирует состав международной постановочной группы, разрабатывает идейно-художественную концепцию и осуществляет режиссуру спектакля, организовывает финансирование приезда постановочной группы, проводит подготовительную работу с артистами театра, организовывает работу постановочной группы и репетиционный процесс, курирует проект и осуществление постановки спектакля на сцене театра»[6]. Проект имеет чётко сформированную миссию и цель, в соответствии с которой происходит «создание совместного спектакля с участием артистов театра, включение его в репертуар и продвижение в европейское театральное пространство»[7].

В рамках более локальных грантовых проектов, организуемых общественными организациями, предусмотрены гранты на постановки для детской аудитории, театрально-музыкальные спектакли, постановки в конкретных жанрах и т.д. Вовлечение в деятельность театра данных видов постановок может не только обогатить репертуар, но и способствовать привлечению дополнительных финансовых ресурсов. В связи с этим деятельность по поиску новых финансируемых направлений театрального искусства может стать одной из важнейших задач стратегического развития провинциальных театров. При этом наметившаяся гибкость репертуара, в сочетании со сложившимся «амплуа» провинциальных театров может способствовать необычному и художественно ценному опыту воплощения отдельных театральных жанров на местной уникальной социокультурной почве.

Как показывает практика, эффективность заявок на получение гранта, а также фандрайзинговых заявок определяется такими параметрами театра, как:

o        точность, ясность и последовательность изложения стратегических приоритетов, миссии и целей театра (как в целом, так и в рамках конкретного проекта, на который испрашиваются финансовые ресурсы);

o        наличие опыта международного сотрудничества;

o        наличие других достижений в сфере фандрайзинговой деятельности (включая привлечение грантов, фондовых и спонсорских средств);

o        наличие чётко обозначенных приоритетов, репертуарного плана и предусмотренных направлений развития на трёхлетний срок.

Как видно из данных критериев, они принципиальным образом отличаются от приоритетов государственных конкурсов в сфере театрального искусства. Таким образом, театру при реализации грантовой и фандрайзинговой деятельности необходимо заведомо выработать вектор приоритетной ориентации на государственные гранты, либо негосударственные фандрайзинговые структуры в качестве потенциальных доноров.

Также при реализации фандрайзинговой деятельности театральныхорагнизаций следует учитывать, что основанием для получения финансирования могут являться как будущие постановки, реализуемые по заказу, инициативе, либо совместно с организацией-донором, так и уже находящиеся в процессе реализации постановки и иные проекты. В равной мере финансирование в качестве поощрения может осуществляться на основе фандрайзинговой формы отчётности об уже реализованных проектах (как правило, данная возможность существует для проектов, реализованных за последний год деятельности).

В частности, ктакого рода финансированию можно отнести конкурс на реализацию проектов событийного туризма[8]. Данное направление имеет особую значимость для провинциальных театров, так как региональный бренд и амплуа театральной организации выступает наравне с другими достопримечательностями городской среды, способствуя развитию туризма. Сама же деятельность театральных учреждений в виде постановок, фестивалей, конкурсов, комплексных театральных массовых действ при этом носит событийный характер.

Одной из тенденций последних лет в российской практике может считаться развитие фандрайзинговой деятельности в небольших масштабах финансирования и задействованных ресурсов. В отличие от крупных проектов, для которых основным источником получения средств являются крупные фонды и государственный бюджет, для такого рода проектов фандрайзерами могут выступать отдельные предприятия, а в ряде случаев и частные лица. Несмотря на то, что такое финансирование ограничено по своим масштабам, в каждом из локальных проектов, общий объём средств, привлекаемых на данном уровне, может достигать существенных масштабов. При этом сами постановки могут быть ориентированы на информационную и иную поддержку, но при этом не быть напрямую исполнением частного заказа со стороны предприятия, либо частного лица.

Таким образом, деятельность театральных учреждений на данный момент обнаруживает значительные возможности для привлечения фандрайзинговых средств различного уровня. При этом возможности реализации совместных проектов и сам круг финансируемых мероприятий продолжает расширяться. Как показал проведённый анализ, для эффективного фандрайзинга существенно важными являются учёт всех запросов и приоритетов инвестора, а также умелое использование регионального бренда организации, сложившихся контактов с региональной и муниципальной властью, а также зарубежными и российскими партнёрами.

 

Список литературы

1.Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Гарант. Электронный ресурс:  http://base.garant.ru/104232/

2.Баланова К. Фандрайзинг в некоммерческих оргаинзациях. - М., 2011

3.Варбанова Л. Стратегическое планирование для обучающихся организаций в сфере культуры.- EuropeanCulturalFoundation. - 2010

4.Гончарова К.В. Понятие целевых аудиторий и их роль в экономическом развитии учреждений, продвигающих концертно-театральные услуги. - Ростов-на-Дону, 2014. Ссылка доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/6091.pdf

5.Данные интервью с директором Шахтинского театра Ю.Н.Визарко
6.Екатерининская А.А. Клуб друзей как источник финансирования проектов театра // Учреждения культуры, 2011, №10

7.Иксанов А.Г. Создание системы управления фандрейзингом// Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. №2. С. 45-54

8.Исследование фандрайзинга организаций сферы культуры. Электронный ресурс:  http://www.vevivi.ru/best/Issledovanie-fandraizinga-o ..

9.История русского театра. Электронный ресурс: http://otherreferats.allbest.ru/culture/

10.История театра. Официальный сайт Таганрогского театра им. А.П. Чехова. Электронный ресурс:  http://www.chehovsky.ru/o-teatre/istoriya-teatra
11.Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников муниципальных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Шахты. Электронный ресурс: http://s7.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/10/..

12.Конкурс среди репертуарных драматических театров России на грант, 2014-2015. Официальный электронный ресурс Конкурса: http://www.rtlb.ru/page.php?id=1182
13.Конкурсы Министерства Культуры РФ в области театрального искусства // Главный сайт о конкурсах, грантах, конференциях. Электронный ресурс:  http://vsekonkursy.ru/?p=20244

14.Крылова А.В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала В сборнике: Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011, С. 252-262.

15.Крылова А.В. Реклама художественных событий Проблемы музыкальной науки. 2011. №2. С. 81-86.

16.Крылова А.В. Звук в рекламе Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов/Ростов-на-Дону,2003

17.Куликова Ю. Фандрайзинг в сфере культуры // Клаузура, №5, 30.03.2012

15.Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М., 1999

18.Леонид Шатохин. Театральный фестиваль «Комплимент» станет международным. // Телерадиокомпания 37 канал. Электронный ресрус:  http://37тв.рф/2007/10/06/леонид-шатохин-театральный-..
19.Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова. Электронный ресурс:  http://www.chehovsky.ru/o-teatre/festival

20.Национальная премия в области событийного туризма. Электронный ресурс:  http://region-brand.ru

21.Письмо Минкультуры России от 10.10.2013 г. № 162-01-39/02-ИД // Министерство культуры РФ. Электронный ресурс: http://www.mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.ph..

22.Сапожникова Т. Крепостной театр графа Шереметева в усадьбе Останкино. Электронный ресурс: http://art.1september.ru/article.php?ID=200900909

23.Справка по истории Шахтинского театра. Электронный ресурес: http://www.teatrplast.ru/history.html

24.Фестиваль. Официальный сайт Таганрогского театра им. А.П. Чехова. Электронный ресурс:  http://www.chehovsky.ru/o-teatre/istoriya-teatra

Чехов как драматург-новатор // Русская литература. Электронный ресурс:  http://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/63-ch..

25.16thLineArt-Gallery. Электронный ресурс: http://16thline.ru/makaronka/teatr_18/

26.Theater Fundraising Project. The Alexander Twilight Theater Fundraising project: Take A Seat. Электронныйресурс: http://www.lsctheatrefund.com/s/427/new/internal.aspx

 



[1]Исследование фандрайзинга организаций сферы культуры. Электронный ресурс: http://www.vevivi.ru/best/Issledovanie-fandraizinga-organizatsii-sfery-kultury-ref136056.html

[2]Куликова Ю. Фандрайзинг в сфере культуры // Клаузура, №5, 30.03.2012

[3]Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М., 1999

[4] Конкурсы Министерства Культуры РФ в области театрального искусства // Главный сайт о конкурсах, грантах, конференциях. Электронный ресурс: http://vsekonkursy.ru/?p=20244

[5] Письмо Минкультуры России от 10.10.2013 г. № 162-01-39/02-ИД // Министерство культуры РФ. Электронный ресурс: http://www.mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=406722&SECTION_ID=19440

[6] Конкурс среди репертуарных драматических театров России на грант, 2014-2015. Официальный электронный ресурс Конкурса: http://www.rtlb.ru/page.php?id=1182

[7] Там же


[8]Национальная премия в области событийного туризма. Электронный ресурс: http://region-brand.ru/

Просмотров работы: 1996