МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В СИДНЕЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В СИДНЕЕ

Шаповалова А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из наиболее популярных и известных архитектурных шедевров нашей современности, а также одна из «лучших достопримечательностей Австралии, несомненно, является Оперный театр в Сиднее. Около сорока лет тому назад над бухтой самого крупного города Зеленого континента были сооружены 67-метровые белые легкие крыши, которые кому-то напоминают паруса яхт, а кому-то – морские раковины. Автором проекта этого уникальнейшего театра стал Йорн Утцон – молодой датский архитектор, однако, на торжественное открытие Оперы он даже не был приглашен» [1].

Необходимость в Сиднее Оперного театра впервые стала очевидна еще в 1945 году, когда на Австралийский материк прибыл британский композитор и скрипач сэр Юджин Гуссенс. Этому виртуозу на время предстояло стать дирижером местного городского оркестра (он был приглашен для записи нового концертного цикла). В ходе своей работы музыкант был очень сильно поражен: как оказалось, обитатели бывшей английской колонии также ценят и любят музыку, вот только концертного зала для постоянных выступлений было не сыскать на всем Зеленом континент.

Британский композитор задумался о строительстве новой сцены и поделился идеей с куртом Лангером – «австрийским градостроителем, вместе с которым они проехали весь Сидней в поиске места для будущего Оперного театра. Выбор свой они остановили на мысе Беннeлонг Пойнт, возле довольно людного паромного порта. Именно здесь еще с давних времен размещался Форт Макуори – один из мощнейших колонистских форпостов. Однако военное значение этой крепости было в далеком прошлом, а в 20-м столетии в форте расположилось Главное трамвайное депо города Сиднея» [1].

Юджин Гуссенс посчитал найденное место просто идеальным. Проект Оперного театра решили выбрать по результатам международного конкурса, но власти Австралии сразу же поставили довольно парадоксальное условие: государство не будет заниматься финансированием строительства театра. Прием конкурсных заявок начался с 1954 года. Всего было прислано 223 проекта, каждый из которых содержал решение необычной дизайнерской и инженерной проблемы: каким образом уместить театр на маленьком участке земли, окруженном с трех сторон водой?

Третье место жюри отдало знаменитым английским архитекторам, второе, в свою очередь, американским инженерам, а победителем стал малоизвестный Йорн Утцон из Дании. Его проект был совсем непохожим на другие: массивная основа театра сверху накрывалась белоснежными крышами, вздымающимися вверх! Архитектор при этом ни разу не был в Сиднее и видел эту бухту только на фотоснимках и картах.

Первый камень в фундамент будущего театра был заложен в марте 1959 года. По плану, строительство Оперного театра должно было занять 4 года, а его стоимость – 7 миллионов австралийских долларов. Однако вместо этого театр в Сиднее строился на протяжении целых четырнадцати лет и обошелся в 102 миллиона долларов. Существенную часть денежных средств удалось получить с помощью лотерей. Однако популярности проекта датчанина Утцона угрожали начавшиеся политические и технические проблемы. Как выяснилось, бетонные «паруса» крыш, которые составляли изюминку этого проекта, невозможно сконструировать в соответствии с первоначальным замыслом датчанина. Но если необходимо изменять конструкцию всей крыши, то, значит, следует также переделывать весь проект целиком! Однако Утцон не отступил от своего: он решил делать крыши сферическими, в виде долек апельсиновой кожуры – на таком примере Уотцон объяснил сиднейским чиновникам суть поправок, вносимых в проект. Для возведения уже новых «крыльев» крыши Оперного театра пришлось взорвать уже выстроенный фундамент и заложить более прочный.

В 1965 году в Австралии сменилась власть. Новое правительство, которое пришло на смену лейбористам, заставило Утцона уйти с поста главы строительства Оперного театра и покинуть Сидней. Последующие 7 лет и большие финансовые вливания ушли лишь на то, чтобы полностью искалечить замысел датчанина.

Теперь руководителем проекта стал Питер Холл, архитектор, довольно близкий к новым властям, однако мало разбиравшийся в акустике и музыке. Датчанин, надеясь на повторное приглашение его в Сидней, еще дважды предлагал австралийским властям продолжить работу, однако, оба раза он получил отказ. В 1968 году отчаявшийся архитектор сжег все последние чертежи и макеты своего уникального проекта.

Тем временем Питер Холл все же худо-бедно достроил Оперный театр. Площадь сооружения составила 2,2 гектара, а общий вес девяти «парусов» составил 160 тысяч тонн. Зрительные залы – концертный и оперный – вмещают соответственно 2700 и 1550 человек.

Официальное открытие Сиднейского Оперного театра состоялось в октябре 1973 года. На нем присутствовала английская королева Елизавета II. А вот Утцона туда не пригласили, даже более того: бронзовая табличка, размещенная возле входа в театр, не содержит его имени. Но датский архитектор, который сегодня жив и вполне здоров, не обижается – памятником ему служит непосредственно здание Оперного театра, которое из всевозможных достопримечательностей Австралии привлекает самое большое число туристов и, к тому же, занесено в Книгу Гиннесса.

Многие люди со всего мира утверждают, что «сиднейскийОперныйтеатр является самым красивым зданием из всех, что были сооружены в 20-м столетии, а некоторые даже заявляют, что и вообще во все времена. Среди архитекторов бытует такое мнение, что архитектурным шедевром в первую очередь можно назвать то здание, которое без труда узнается жителями всей планеты. И, конечно же, к таким «жемчужинам в камне» можно отнести Нотр-Дам де Пари, Дворец Дожей в Венеции и здание Парламента в Венгрии. Но, если говорить о современной архитектуре, то, наверняка, Сиднейский Оперный Театр возглавит топ подобного рейтинга. Мало кому со страниц журналов и календарей не приходилось видеть причудливую крышу этого здания, элементы которой напоминают некоторым белые паруса, легко и грациозно взметнувшиеся в небо, а некоторым – своеобразные апельсиновые дольки» [1]. Торжественное открытие театра произошло в 1973 году, причем красную ленту, натянутую перед входом, перерезала крохотными ножницами собственноручно Ее Величество Елизавета II, королева Великой Британии. С этого времени здание театра стало подлинным символом Австралии. Не менее интересна и его история. Много лет назад на месте, где сегодня проходят концертные и развлекательные вечер располагались каменные стены неприступного форта, несколько позднее эту территорию заняло трамвайное депо и лишь в 1958 году правительство Сиднея приняло решение о возведении на указанной территории театральных стен. Главным идеологом и творцом этого архитектурного шедевра стал гражданин Дании по имени Йорн Утзон, труды которого мировая общественность оценила по заслугам. Вскоре после официального открытия театра он был удостоен самой высокой награды в области архитектуры – Премии Прицкера. Когда проект только существовал на бумаге, инженерами предполагалось, что строительство должно полностью завершиться в течение 4 лет, а общая стоимость работ не должна будет превышать 7 миллионов долларов. Но когда приступили к завершающему этапу – внутренней отделке, то оказалось, что ее задумка настолько сложна, что срок выполнения плана увеличился на целых 14 лет, а общая стоимость проекта возросла в 15 раз! Кажущееся столь воздушным и невесомым здание Сиднейского театра оперы занимает колоссальную площадь – 2,2 гектара. Максимальная высота потолков в некоторых залах равна 185 метрам, а ширина здания доходит до 120 метров. Крыша, которая выглядит столь воздушной и невесомой, составлена из 2194 секций, суммарный вес которых составляет около 30 тонн! Для того, чтобы скрепить воедино все части, были использованы стальные тросы. Теперь попытайтесь только представить: общая их длина превышает 350 км! По замыслу архитектора «ракушки» сверху были декорированы мозаикой, составленной из миллиона различных плиток, цвет которых варьирует от белого до кремового. Именно благодаря такой задумке, при разном освещении внешний вид «парусов» всегда немного различен. В театре могут одновременно проходить до 4 различных представлений на разных сценах. При этом вместимость только одного главного Концертного зала оценивается в 2500 зрителей. Оперный зал несколько меньше по размерам и рассчитан на количество человек, не превышающее 1500. Две другие сцены, как правило, служат для показа драматических спектаклей и постановок. Помимо всего перечисленного выше, в здании театра успешно функционирует кинозал и несколько больших ресторанов. Специалисты подсчитали, что со «дня открытия описываемую достопримечательность посетило около 40 миллионов туристов из разных стран, что по числу значительно превышает население всей Австралии. Всемирная организация по защите памятников архитектуры ЮНЕСКО внесла в 2007 году Сиднейский театр в свой знаменитый реестр» [1].

Список литература

  1. Сиднейский оперный театр. Электронный ресурс: http://discoveric.ru/mesta/avstraliya/sidney/sidnejskij-opernyj-teatr

4

Просмотров работы: 794