ТЕАТР-МУЗЕЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ В ФИГЕРАСЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕАТР-МУЗЕЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ В ФИГЕРАСЕ

Настусенко Ю.И. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фигерас – небольшой городок в Каталонии на юго-востоке Испании, столицей которой является великолепная Барселона. Фигерас мог бы остаться ничем не примечательным населенным пунктом, если бы 11 мая 1904 года в этом городе, в семье муниципального нотариуса не родился будущий гений сюрреализма.

В конце 20-х годов XX века молодой Дали, как ему казалось, навсегда покинул Фигерас. Причиной отъезда стал гражданский брак с русской эмигранткой Еленой Дьяконовой, впоследствии всемирно известной как Гала Дали, не принятый католической семьей художника. Гала была не только старше Дали, но к тому же она она была разведена. Тогда казалось, что, покидая родину, Дали едва ли не навсегда рвет со своими корнями. Но жизнь есть жизнь, и, проведя 30-е в беспечном Париже, а 40-е – в расчетливом Нью-Йорке, в 50-м Дали возвращается в родной город.

В 1960 году только что ставший мэром Фигереса Р. Г. Ровира обратился к Дали с просьбой подарить музею родного города свою картину. Художник, не раздумывая, воскликнул: "Да не картину, а целый музей!" Идея создания Театра-Музея в Фигерасе, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежат самому Дали. Знаменитый художник имел особое зрение и видел не вещи, как большинство из нас, а скорее идеи, заложенные в них. Работать с кем бы то ни было совместно у него не получалось, хотя он всегда был готов воспринять любую подсказку, любой намек.

В качестве основы для будущего здания Дали выбрал уже четверть века лежащий в руинах городской театр Принсипаль. Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченных средств осталась неизвестной. "Вся моя жизнь была театром", – говорил Сальвадор Дали. Поэтому он верил, что лучшего места для музея ему не найти. Кстати, именно здесь в возрасте четырнадцати лет юный Сальвадор впервые выставил одну из своих работ.

Открылся Театр-Музей Сальвадора Дали 23 сентября 1974 года. Внутри здания, окруженного по периметру скульптурами обнаженных женщин и гигантскими куриными яйцами, над которым развевается черно-белый флаг Страны Сальвадора Дали, собраны самые известные произведения художника. Рисунки и гравюры, скульптуры и картины. Такие, как «Корзинка с хлебом», «Тристан и Изольда», «Автопортрет с ветчиной» и многие другие.

Когда впервые видишь Театр-музей, вспоминается знаменитый Шалтай-Болтай Льюиса Кэррола. Правда, благодаря богатой фантазии прославленного сюрреалиста можно любоваться не одним гигантским яйцом, как бы сидящим на стене, а целой вереницей белоснежных яиц, уютно устроившихся на карминно-красной стене, инкрустированной золотистыми караваями, а также на карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника Гала. Другой достопримечательностью внешнего облика музея является сферический купол, возведенный архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Этот купол стал эмблемой и города, и музея.

Театр-музей – фантасмагория пространств, где привычные пространственные ориентиры исчезают. Зал шедевров содержит творения знаменитых предшественников мастера: от Эль Греко до Марселя Дюшана. В частности, здесь представлен "Раб" Микеланджело черного цвета. Рю де Траян – зал Траяна – назван так в честь таблички с названием улицы, некогда похищенной Дали в Каннах. Знаменитую Венеру Мелосскую Дали от оригинала отличает "коллекция" ящиков, вмонтированных художником в тело статуи. Наибольшей популярностью пользуется зал Мэй Уэст – комната-лицо, где можно полюбоваться знаменитым диваном, повторяющим очертания губ самой скандальной звезды Голливуда.

В театре-музее воплощены все творческие мечты и устремления художника. По замыслу автора, знакомство с этим «крупнейшим сюрреалистическим объектом», венцом его творчества, должно начинаться уже извне, а именно – с площади Гала-Сальвадор Дали.

Упорядоченно описать Театр-музей в целом немыслимо. Дали просто исключил такую возможность, направив всю силу своего гения на создание эклектичного лабиринта, заполненного на первый взгляд привычными вещами, которые приобретают здесь иной смысл и назначение. Зал сокровищ, Зал рыбных рядов, Зал рисунков, Зал ожерелий, Зал поэзии Америки, Склеп, Дворец ветров... Театр-музей, построенный в реальном пространстве – это вселенная абсурда, сотканная из зыбкой ткани мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций. Так, например, в спальне у кровати вместо тумбочки – золоченый скелет, а скульптура "Раб" Микеланджело, выставленная возле Зала шедевров, окрашена в черный цвет и снабжена хомутом; в животе огромного бронзового петуха прорезано оконце, откуда выглядывает голова китайца. Смешение стилей и эпатаж заложены в саму архитектуру Театра-музея. Номинально он имеет три этажа, но высокий первый распадается на дополнительные уровни, что фактически превращает здание в шестиэтажное. Воздвигнутый над сценой огромный стеклянный купол воссоздает атмосферу эксперимента, в котором роль "подопытного кролика" отведена самому зрителю, окруженному пристальными взглядами с картин.

Осмотр Театра-музея по единому маршруту, без возвращения в залы, в которых уже побывал, невозможен. Впрочем, в этом нет необходимости: обилие экспонатов и их причудливое расположение за счет иного ракурса позволяют воспринимать уже увиденное как совершенно новое. Выход из этого транса возможен только в результате воздействия природы – художника не менее великого, чем Дали. А потому в итоге посетитель, чтобы отдохнуть и набраться сил на обратный путь, попадает в "Мир". "Мир" – это внутренний дворик округлой формы, по всему периметру стен которого расположены симметричные ряды ниш с уставленными в них скульптурами. Это – защитники музея, жестикулирующие или стоящие в героических позах, которые олицетворяют неустанное бдение, а потому всегда подсвечены.

Партер муниципального театра превращён в настоящий сад под открытым небом. Главное здесь – это инсталляция с внушительным кадиллаком художника, которая получила наименование «Дождливое такси». По утверждению некоторых экспертов, «Дождливое такси» – месть всем автомобилистам, обрызгавшим прохожих.

Скульптура «Великая Эсфирь» Эрнста Фукса, тянущая цепями колонну Траяна из автомобильных шин, вместе с мраморным бюстом Франсуа Жирадона, «далинизированным» рабом Микеланджело, лодкой Гала (на которой, по словам Дали она охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника) и чёрным зонтом – всё это, по мнению Дали, – величайший сюрреалистический памятник в мире. Партер и сцена бывшего театра вместе с манекенами в стиле ар деко приветствуют посетителей, приглашая в этот музей, полный таинственных намёков.

Первоначально музей стал прижизненным памятником неординарной личности великого мистификатора и его домом. Впоследствии Театр-музей стал мавзолеем Сальвадора Дали. Покинувший наш мир 23 января 1989 года Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за "исключительный вклад в испанскую культуру") завещал похоронить себя здесь. Его воля была исполнена. Он жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: "Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого".

Кстати, одним из самых первых экскурсоводов по музею был сам великий мистификатор и сюрреалист. Последние четыре года своей жизни Дали проживал здесь же, в башне «Галатея». Но и после его смерти Театр-Музей в каталонском Фигерасе привлекает поклонников его творчества и любителей сюрреализма со всего мира. Театр-музей в Фигерасе стал последним шедевром Сальвадора Дали, своеобразным символом его творчества и даже ключом к его гениальности...

Литература

1. Free Papers.ru

2. ru.wikipedia.org/wiki

3. www.dali-genius.ru

5

Просмотров работы: 782