«Музей современного искусства в Бильбао спроектирован канадско-американским архитектором Фрэнком Гери. Он построен на берегу реки Нервьон, впадающей в Бискайский залив. Музей Гугенхайма хранит в своих стенах не только уникальную коллекцию современного искусства, но и сам является настоящим произведением искусства: это здание сразу же стало одним из самых впечатляющих сооружений в мире, построенных в духе деконструктивизма. Архитектор Филип Джонсон назвал музей 'величайшим зданием нашего времени» [1]'.
«Началась история этого филиала, «а теперь всемирно известного музея, в 1991 году, когда представители страны Басков обратились в Фонд Соломона Гуггенхайма, на протяжении нескольких десятков лет занимающийся поддержкой и развитием современного искусства, с просьбой помочь им в культурном развитии их региона вообще и города Бильбао, в частности. Предложение басков было услышано, и Фонд принял решение о постройке своего очередного филиала именно в Бильбао.
За разработку проекта будущего музея взялся американский архитектор, обладатель самой престижной в области архитектуры Притцеровской премии Фрэнк Гери. К тому времени Гери уже зарекомендовал себя как большой мастер деконструктивизма, смело отходящий от классических форм и экспериментировавший с разнообразными нетрадиционными архитектурными формами. Впрочем, сам Гери не ассоциирует себя с названным архитектурным движением. Его собственный стиль, представленный в других работах, включает и так называемые гармоничные контуры. Музею предстояло появиться в портовом городе, а потому, разрабатывая проект, Гери пользовался системой автоматизированного проектирования, технологической подготовки производства и инженерного анализа (CATIA). Благодаря компьютерному моделированию стало возможным то, чего никогда не смогли бы добиться архитекторы болем ранних эпох"» [2].
«В результате смелых экспериментов и появилось уникальное здание музея, «в 1997 году открывшего свои двери для посетителей. Оно расположено на площади в 24 500 кв. метров прямо на берегу реки Нервион. Фрэнк сделал все, чтобы здание походило на корабль, причем корабль футуристический, а, возможно, – космический, для межпланетных путешествий. Это здание также сравнивают с птицей, самолётом, суперменом, артишоком и распускающейся розой. Музей находится ниже уровня реки и всего города, что позволило необычной конструкции при всей своей грандиозности и монументальности не подавлять окружающие здания, не нависать над ними, а легко и изящно вписаться в городской пейзаж.
В основе конструкции здания – стальной каркас, состоящий из решетчатых трехметровых секций, моделирование которых было выполнено с помощью компьютера. Музей покрыт тонкими титановыми пластинами в форме рыбьей чешуи, которые периодически пересекаются с оригинальными стеклянными поверхностями. От этого вид у музея немного инопланетный, но очень эффектный. Все линии плавно перетекают одна в другую, пластичные формы играют в лучах солнечного света, искрясь различными оттенками. Фрэнк Гэри во всех своих проектах использует мягкие изгибы металлических конструкций, объясняя это тем, что “беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света”» [2].
«Центральный атриум высотой 55 метров напоминает гигантский металлический цветок, от которого расходятся лепестки изгибающихся текучих протяжённых объёмов, в которых расположены анфилады выставочных залов для различных экспозиций.
Перед музеем находятся две огромные скульптуры, одна из которых – металлический паук, выполненный скульптором Луизой Буржуа. Выглядит он довольно устрашающе и производит грандиозное впечатление. На террасе музея выставлена еще одна скульптура — тринадцатиметровый цветочный терьер американского художника Джеффа Кунса» [1].
«В музее постоянно проходят выставки самого разного содержания и направленности, есть и постоянная экспозиция. Постоянная экспозиция музея посвящена искусству XX века — это разнообразные инсталляции, а электронные работы превышают числом традиционные картины и скульптуры. Для посетителей Музея Гуггенхайма регулярно проходят выставки испанских и зарубежных художников. Здесь есть залы с картинами футуристов и абстракционистов, где можно посмотреть работы В. Кандинского, которые сменяются залами сюрреализма с отличной коллекцией работ С. Дали. Среди представителей кубизма есть и П. Пикассо, и Ж. Брак. Широко представлены работы Энди Уорхолла. В частности, знамениты принты Уорхола "Мэрилин" находятся именно в музее Бильбао. Здесь и известные коллажи Роберта Раушенберга – насыщенные, полные смысла, заставляющие думать и анализировать. Сложные, экспрессивные работы Виллема де Кунинга подкупают искренностью и источаемой энергией. Загадочные и очень "атмосферные" композиции Ива Кляйна порождают сложные и яркие ассоциации» [3].
«Среди бесчисленных инсталляций обращает на себя внимание работа Ричарда Сери "Суть времени" размещённая в галерее Арцелор, ранее носившей название Рыбная галерея. Главным образом, коллекция состоит из абстракций и работ, напрямую связанных с художественно-философским направлением начала ХХ века в искусстве, именуемым 'беспредметным искусством'. Это беспредметное искусство, такое живое, яркое, завораживающее, но незаслуженно неоцененное, отлично представлено в музее работами самых известных мастеров.
В основной экспозиции музея есть одна работа Марка Ротко, основоположника такого экзотического направления как "живопись цветового поля" – представителя абстрактного экспрессионизма. Работы Марка Ротко на ведущих аукционах мира бьют ценовые рекорды. Известно, что одна из его картин не так давно была продана за цену, не укладывающуюся в рамки логики, и признана самой дорогой картиной второй половины 20 века» [1].
«Музей в Бильбао ежегодно принимает около миллиона посетителей. В экспозиции музея представлено искусство эпохи модернизма, а также постмодернизм. Ни одно из художественных течений XX века не осталось забытым. Собственно говоря, коллекция музея состоит не столько из картин или скульптур, сколько из инсталляций, электронных панно и других чудес современной художественной культуры, а также проводит тематические выставки, например, на тему китайской культуры или изобразительного искусства России.
Таким образом, старинный город Бильбао в испанской Стране Басков славится своїм музеем Гуггенхайма, который стал одним из самых известных образцов архитектурного деконструктивизма» [2].
Список литературы:
Музей Гуггенхайма [Электронный ресурс] / Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2014. – URL : https://ru.wikipedia.org.
Музей [Электронный ресурс] / Музеи мира: энцикл. – Электрон. дан., 2014. – URL : http://knowledge.allbest.ru.
Музей Гуггенхайма / [Электронный ресурс] Музеи. – Электрон. дан., 2014. – URL : http://www.mirkrasiv.ru.
Музей [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Электрон. дан., 2014. – URL : http://www.guggenheim-bilbao.ru.
Музеи мира [Электронный ресурс] / Официальный сайт Бильбао. – Электрон. дан., 2014. – URL : http://muzei-mira.com.
Бильбао [Электронный ресурс] / Официальный сайт Бильбао. – Электрон. дан., 2014. – URL : http://www.worlds.ru.