СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОМОУПРАВЛЕНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОМОУПРАВЛЕНИИ

Алдохина А.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В каждой стране мира люди нанимают домашний персонал, чтобы иметь возможность посвящать больше времени семье, карьере и любимым занятиям, не думая о необходимости управлять домом, заниматься организацией мероприятий и путешествий, бронировать отели, делать заказы. Батлеры работают в отелях, домашних резиденциях, на яхтах.

Батлер – это профессионал высокого класса, управляющий персоналом и собственностью работодателя.

У должности современного батлера может быть много названий: менеджер резиденции, управляющий домом, дворецкий, консьерж. Но самое главное – это профессионал, стоящий за этим названием.

Мы убеждены, что батлер – одна из величайших профессий в мире. Батлер управляет, организует, планирует и много путешествует, делает это с внутренней уверенностью в своей работе и с большой самоотдачей.

Кто же такой батлер?

Домашнее обслуживание существовало и будет существовать на протяжении многих веков, пока есть люди, готовые оплачивать подобные услуги, и люди, готовые их предоставлять. Кто же такой батлер, или дворецкий, и домашний персонал, и что входит в их обязанности?

Раньше батлером называли человека, который управлял собственностью хозяина и вел домашнее хозяйство, координировал работу прислуги во всем доме и организовывал званые ужины, а зачастую выступал и в роли специалиста по протоколу. Самое главное, батлер был доверенным лицом и главным связующим звеном между хозяином и персоналом. Именно батлер доносил до прислуги все требования и пожелания, замечания и вопросы, периодическое недовольство хозяина и контролировал неукоснительное выполнение всех его поручений. Безусловно, выбор хорошего батлера лежал в основе успешного проведения любых общественных встреч, приемов, выездов на охоту и т. п. Пока хозяин развлекал своих гостей, батлер отслеживал все до малейших деталей, с тем, чтобы мероприятие прошло гладко.

В связи с тем, что в то время огромное внимание уделялось роли этикета и соблюдению протокола, подчиненные, количество которых могло достигать десятков, должны были соблюдать строгую субординацию. Из-за сложности домашних обязанностей и примитивности условий и орудий труда для их выполнения требовалось много людей, и не смотря на то, что домашние работники получали немного денег, их труд считался достойным занятием в отличие от земледелия. Практически вся прислуга жила в замке или поместье и целыми днями обслуживала хозяина и его гостей. Мужчины, как правило, занимали высокие должности батлера или лакея; повара обычно были мужчины-иностранцы. Женщины обычно занимались домашним хозяйством, стиркой, помогали на кухне и изредка удостаивались должности батлера.

В России, когда дворянские семьи содержали многочисленную домашнюю прислугу, правила этикета были так же важны и так же строго соблюдались, как и в европейских странах, таких как Великобритания, Франция и Италия.

Россия имеет богатую историю частного обслуживания, согласно которой слуги делали так, чтобы их хозяин выглядел наилучшим образом благодаря их усердной и аккуратной работе. На самом деле не существовало большой разницы между обслуживанием в Европе и в России, и можно сказать, что домашнее обслуживание в России было на очень высоком уровне. Интересным является то, что предки Александра Сергеевича Пушкина все были в услужении у царя, но на ином уровне. Они были послами, сенешалями и боярами.

Изменения в историческом и политическом развитии, как и в жизни любого человека, повлияли на отношение к сфере обслуживания. В течение советского периода также было достаточное количество обслуживающего персонала, однако уровень обслуживания уже был другим, и у тех, кто работал дворецкими (как в России называли батлеров), на долгие годы изменилось отношение к своей работе.

В наши времена профессия батлера все еще актуальна, однако изменились ее границы, и теперь и мужчины, и женщины могут занимать самые высокие должности. На сегодняшний день батлер – это профессионал высокого класса, управляющий персоналом и собственностью работодателя, планирующий мероприятия и т.д. Но времена меняются, изменилась и сама профессия. Управления требуют не только поместья, но и другие резиденции работодателя, яхты, частные самолеты, собрания предметов искусств, винные поместья и так далее. Рабочие инструменты батлера становятся все сложнее с каждым днем.

Технологии и инновации изменили мир и сам институт домашней прислуги. Новые изобретения упростили уборку в доме, приготовление пищи и организацию мероприятий, уменьшилось количество работников, необходимых для того, чтобы выполнять ту же работу, и даже больше. Эффективность выросла. А также началась борьба за права домашних работников, и так как все меньше людей требовалось для работы по дому, то расширялся и круг обязанностей. Разумеется, зарплата домашнего персонала значительно выросла по сравнению с прошлым веком, но так как в наши дни работу в частном обслуживании большинство сотрудников выбирают по доброй воле, в последние годы существенно выросла и мотивация, и, соответственно, эффективность работы.

Несмотря на это, в последнее десятилетие все начало меняться, выросло новое поколение, и все больше и больше молодых людей видят свое будущее в профессиональной деятельности, связанной со сферой обслуживания. Никогда еще спрос на высококачественные услуги не был так высок, как сейчас, и в ближайшие годы он будет только расти.

Под домоведением принято понимать вид сервисной деятельности, которая включает в себя совокупность средств, форм и методов организации и оказании услуг, необходимых для удовлетворения индивидуальных потребностей человека в обществе. Домоведение – это профессиональная деятельность менеджера на организацию тех сфер нашей жизни, которые не относятся к производству, а являются оснащением быта, досуга семьи, межличностными отношениями между супругами, родителями и детьми.

Объектом профессиональной деятельности менеджера домоведения являются:

  • Услуги и потребности в услугах, возникающие в домашней среде;

  • Услуги по проведению переговоров и различного рода бесед между членами семьи, деловых переговоров и даже организации встреч с зарубежными партнерами, если этого требует профессиональная сфера деятельности;

  • Создание организационных форм, досуга и развлечений членов семьи, а также дизайнерские решения в оформлении помещений и быта.

Профессиональная компетентность менеджера домоведения рассматривается как единство компонентов мотивационного, когнитивного, поведенческого, целостно-смыслового и эмоционально-волевого. Система уровней профессиональной компетентности специалистов домоведения представлена активно-поисковым, творческим и подражательным уровнями, которые могут быть выявлены на основе познавательных и профессиональных мотивов, профессиональных знаний и умений организации коммуникаций досуга и быта в социокультурном пространстве.

Под социокультурным пространством следует понимать целостную систему, которая состоит из социальных структур. Социокультурное пространство состоит из ряда элементов, таких как социальные институты: семья, образование, здравоохранение, религия и т.д.

Деятельность менеджера домоведения должна быть эффективной. Под эффективностью данного процесса формирования профессиональной компетентности понимается успешность совместного взаимодействия преподавателя и студента, родителей и детей и т.д. Деятельность менеджера домоведения должна быть содержательной и иметь целевую направленность, а не спонтанной.

Под моделью формирования профессиональной компетентности менеджера домоведения в социокультурном пространстве понимают систему трех взаимосвязанных этапов, на каждом из которых происходит сочетание структурных компонентов профессиональной деятельности. На целостно-целевом этапе мотивационный и целостно-смысловой компоненты, на информационно-когнетивном – когнитивный, на практико-технологичесом поведенческий и эмоционально-волевой.

Формирование профессиональной компетентности менеджера домоведения – это педагогическая проблема, которая заключается в поиске современных форм и методов педагогического воздействия на семью, аудиторию, социокультурного пространства в целом. По мнению большинства исследователей, прошлый исторический опыт России как в плане управления, так и в организации домашнего хозяйства оказывает негативное воздействие на получение современного профессионального опыта. Только получение современных знаний может сформировать новое организационное мышление, которое будет способствовать переходу на более высокие уровни профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность менеджера домоведения включает систему мотивов, выражающих осознанное побуждение к деятельности, совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом, то, что побуждает человека к деятельности. Данный компонент в структуре профессиональных качеств менеджера домоведения характеризует его профессиональную готовность к реализации профессиональных ценностей. Мотивационный компонент, обеспечивающий направленность на целостное усвоение знаний и инноваций в профессиональной области, включает в себя как мотивы, так и ценности, связанные с организацией социокультурного пространства.

Когнитивный компонент выступает как совокупность общепрофессиональных знаний и специальных знаний в сфере организации домоведения. Когнитивные умения и навыки менеджера домоведения подразумевают способность анализировать и оценивать как свой личный опыт, так и чужой, а также умение выявлять проблемные ситуации и находить пути их решения.

Не менее важным является и поведенческий компонент, который выступает основополагающим в умении проектирования, прогнозирования анализа и мобилизации проектных умений в области взаимодействия с клиентом, коллегой, что обеспечивает тесную взаимосвязь дома или офиса с окружающим миром, социумом.

Целостно-смысловой компонент выражает отношение к современным представлениям о ценностных ориентациях социальных и гражданский представлений об обществе. Данный компонент также отражает отношение менеджера домоведения с окружающим миром. Познавательная и эмоционально-ценностное отношение к социальному пространству способствует актуализации личностных профессиональных качеств, а также направлено на развитие самопознание и самооценки, саморефлексии, саморазвитие, самоутверждение как механизмов творческой реализации.

Таким образом, компетентность и содержательность профессионализма менеджера домоведения состоит в его способности наилучшим образом решить проблему, оказать услугу или помочь в конкретной ситуации. Наличие профессиональных эталонов, норм, правил, которым должен соответствовать специалист делает возможным измерение ее качественных характеристик.

В контексте изложенного можно подчеркнуть, что основными условиями формирования гармоничной личности профессионала в сфере домоведения, в современном социокультурном пространстве является направленность на культурные ценности, учет национальных традиций в воспитании и взаимодействии с членами семьи, создание новой, гуманной, разнообразной культурной среды, освоение общечеловеческих ценностей мировой, национальной культуры с использованием современных технологий межкультурного взаимодействия.

Следовательно, формирование качественных характеристик профессиональной деятельности менеджера домоведения базируется на фундаментальности и непрерывности, приобщении к достижениям мировой культуры, овладении духовным богатством современной цивилизации, в ее ценностном понимании. В этом контексте возрастает значимость социокультурного пространства семьи как фактора формирования духовно-нравственного потенциала личности, готовности к творческому овладению навыками, самоутверждения, самовыражению и самореализации.

Список литературы

1. Костина Т.И. Деловое администрирование в системе управления человеческими ресурсами организации // Вестник Месковской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. – 2011. – № 2. – С. 85-100.

2. Пашковская И.Н. Менеджер в ситуации деятельности (домоведение – новый вид сервисной деятельности): монография / И.М. Пашковская, Н.И. Королева. – СПб.: СПбГУСЭ, 2009.

3. Рябикова Н.Е. Менеджмент и маркетинг в домоведении. – Оренбург: ОГУ, 2008.

4. Трусова, Л. М. Домоведение: история и традиции [Текст] / Л. М. Трусова. – М.: Сфера-М, 2009. – 433 с.

5. Формирование модели специалиста сферы услуг в области управления делами офиса и дома: опыт, проблемы, перпективы. Материалы научно-практического семинара (15 марта 2007 г.). – Иркутск: ИГУ, 2007. – 70 с.

Просмотров работы: 1066