ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Кох А.В. 1
1Адыгейский государственный университет, факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день проблема приютов для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. В России более чем 120 тысяч детей содержатся в государственных учреждениях. Ежегодно выявляется около 100 тысяч таких детей. Лишь 10% выпускников государственных учреждений находят своё место в жизни, 40% совершают преступления, 40% становятся алкоголиками и наркоманами и 10% кончают счеты с жизнью. Эта проблема прямо касается и нас. В поселке Каменномостском уже 12 лет существует «Государственное казенное учреждение для детей и подростков социальный приют «Очаг» воспитанники, которого являются учениками школы № 21.

Дети, которые поступают в приют - это, в основном, дети из неблагополучных семей, они находились в социально опасной обстановке: среди родителей, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, которые оставляли своих детей без присмотра несколько дней или вообще, на посторонних людей. Такие дети, как правило, не посещали школу, детские дошкольные учреждения и имеют не только педагогическую запущенность, но и ряд психологических проблем. На данный момент, в приюте есть трое детей, в возрасте 11-ти лет, которые проходят обучение в 1-м классе. В приюте воспитанники находятся до определения их социального статуса: либо их возвращают в родную семью, либо ищут приемную семью, либо отправляют в Шовгеновский интернат. Дети поступают в учреждение со всей территории Адыгеи, особенно «урожайным» является Гиагинский район - дети, порой, являются не просто соседями, а ближайшими родственниками (двоюродными, троюродными братьями и сестрами). Так же часты случаи, когда сами родители были воспитанниками «Очага».

На первом этапе, когда ребенок поступает в приют, проводится изучение личностных особенностей ребенка, его состояния. Для этой цели используются личностные диагностики: «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», уровень школьной и личностной тревожности и другие. Затем разрабатывается программа по адаптации ребенка к социально – здоровой среде, намечаются пути решения проблемы, формы и методы работы. Подключаются специалисты для реализации этой программы и оказания правовой, медицинской и психологической помощи. Проводится отслеживание результатов этой работы.

Основная работа психолога заключается в формировании адекватной самооценки, способности критически относится к самому себе;

Развитие эмоциональной сферы личности;

Включение в социально-значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений;

Обеспечение благоприятного социально – психологического климата.

Огромное значение, в реабилитации детей играют совместные проекты:

Были проведены ряд проектов. Так, например, проект «Творю на благо!» стал одним из победителей республиканского конкурса программ и проектов превентивной, коррекционно-реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, который был проведен Министерством труда и социального развития Республики Адыгея в феврале 2012 года. Это совместный проект группы специалистов социального приюта «Очаг» с Свято-Димитриевским храмом великомученика Дмитрия Солунского посёлка Каменномостского, Республики Адыгея. На протяжении шести месяцев воспитанники приюта в возрасте от 11 до 18 лет, при помощи специалистов социального приюта «Очаг», трудились над изготовлением икон для храма (вышивали святые образы «крестиком» и бисером). Всё это время, пока осуществлялась работа над иконами, Иерей Ростислав и преподаватель воскресной школы Матушка Ольга были частыми гостями приюта. Они беседовали с детьми на нравственные темы, рассказывали об иконах, о святых ликах, изображённых на них, знакомили детей с Библией, наблюдали за работой по изготовлению икон. Также, был реализован в ноябре 2013 г. проект «Живая лоза» - плетение изделий из бумажных трубочек. Ребята делали своими руками: корзины, вазы, самовар на подносе. После была проведена выставка в ноябре 2014 г.

В результате реализации проектов, поставленная цель – быть нужными и полезными обществу, совершать поступки на благо других людей – достигнута. И, кроме того, надо отметить, что, занимаясь творчеством, у детей наблюдалось снижение психологической напряженности (уменьшилась агрессивность, тревожность и импульсивность, наблюдалась адекватность в поведении, уверенность в себе).

Просмотров работы: 982