КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ НА ПРИМЕРЕ СПК "УЛЬДУРГА" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ НА ПРИМЕРЕ СПК "УЛЬДУРГА"

Мункуева Я.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
До перехода к рыночной экономике все параметры внутренней и внешней среды предприятия были жестко регламентированы, что было вполне обоснованно, так как государство выполняло все функции управления всеми хозяйствующими субъектами нашей страны, включая планирование. В настоящее время государство, потеряв права собственности, отстранено от прямого управления предприятиями. Таким образом, каждый хозяйствующий субъект должен самостоятельно управлять своей деятельностью, анализировать факторы внешней и внутренней бизнес-среды и принимать адекватные управленческие решения.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что наша страна, за относительно небольшой промежуток времени, кардинально сменила экономическую модель своего развития и подходы к планированию, организации и управлению производством. При этом несправедливо было вычеркнуто многое из того, что было наработано плановой экономикой как, например, долгосрочное планирование и стратегическое управление развитием предприятия и отраслей в целом.

Данная тенденция не обошла стороной и аграрный сектор экономики. Отсутствие у организаций АПК концепций целенаправленного развития делает их особо уязвимыми к колебаниям факторов внешней бизнес-среды, что отрицательно сказывается на финансовом результате предприятия.

Следовательно, решение задачи по организации оптимального и наиболее эффективного управления производственными затратами имеет большое значение для становления и развития любого сельскохозяйственного предприятия, которое стремится занять, удержать или расширить свою долю на рынке.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной экономической литературе имеются несколько подходов к управлению производственными затратами, конкретизируя и систематизируя которые, можно выделить следующие наиболее значимые из них (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные подходы к управлению производственными затратами

В основе каждого из представленных подходов лежит использование конкретных методов и концепций. Данная систематизация дает возможность четкой постановки целей управления производственными затратами в создаваемой системе управления, а также создает прочную научную базу для выбора возможных способов воздействия на затраты. Условием успешного применения данных подходов является учет следующих положений:

- ни один из приведенных выше подходов не может считаться универсальным для всех предприятий;

- выбор того или иного подхода связан с сопоставлением выгод от его использования и затрат на его осуществление.

Таким образом, управление производственными затратами – это система воздействия на составляющие элементы снабженческих, производственных, сбытовых процессов предприятия с целью выявления потенциальных областей оптимизации, снижения производственных затрат и принятия эффективных управленческих решений в целях повышения конкурентоспособности предприятия.

Управление производственными затратами должно рассматриваться в качестве политики поиска оптимального баланса между управлением текущим состоянием и будущим развитием предприятия (рис. 2).

Рисунок 2 - Оптимальный баланс управления производственными затратами

Методический подход к совершенствованию управления производственными затратами должен основываться на развитии взаимосвязи управления производственными затратами со стратегическим менеджментом. Предлагаемая концепция представлена схематически на рисунке 3.

Рисунок 3 - Концепция совершенствования управления производственными затратами

Концепция охватывает основные направления создания комплексной поддержки принятия решений в области совершенствования управления производственными затратами, что позволяет учесть влияние на процессы управления внутренних и внешних факторов, текущих потребностей предприятия и его долгосрочных целей. Концепция предоставляет возможность отказаться от узкого взгляда на управление затратами производства и перейти из плоскости «план-факт» в сферу «оперативность-тактика-стратегия», открывающую новые перспективы в данной области исследования и анализа. Важную роль здесь играет создание эффективного механизма уменьшения издержек.

Управленческий учет предусматривает применение концепции с учетом маржинальной прибыли для принятия управленческих решений и выработки ценовой политики предприятия. Основу концепции маржинальной прибыли составляет метод «директ-костинг», при котором затраты включаются в себестоимость по признаку зависимости от объемов производства. В целях калькулирования себестоимости в «директ-костинг» осуществляется классификация затрат на постоянные и переменные.

В системе «директ-костинг» формирование финансового результата предприятия состоит из нескольких этапов:

  1. Определение частичной себестоимости единицы продукции, в которой учитываются только переменные затраты;

  2. Определение маржинальной прибыли (разница между ценой реализации и частичной себестоимостью);

  3. Определение прибыли по основной производственной деятельности (маржинальная прибыль, умноженная на объем выпущенной продукции, минус сумма постоянных затрат);

  4. Определение прибыли от прочей реализации и внереализационной деятельности.

На практике информация, полученная в результате использования «директ-костинга», используется для определения наиболее оптимального ассортимента выпускаемой продукции, анализа прибыльности каждого вида продукции, а также для управления переменными производственными затратами.

Данный метод может быть реализован в двух вариантах:

- простой - основан на использовании в расчетах постоянных и переменных затрат;

- развитый- постоянные затраты подразделяются не по видам продукции и услуг, а по местам формирования накладных расходов.

Рассмотрим анализ маржинального дохода и прибыли на примере данных СПК «Ульдурга» (табл. 1). Данные таблицы свидетельствуют о том, что запас финансовой прочности (ЗПФ) в процентах к объему продаж соответственно составил 13,6% и 16,1%. В отчетном году по сравнения с предыдущим годом ЗПФ увеличился на 2,5% - хотя он и остался на достаточно низком уровне, его значение находится в пределах нормы – выше 10%. Именно это значение ЗФП обеспечивает предприятию определенную «подушку безопасности» на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.

Таблица 1 - Анализ маржинального дохода и прибыли на примере данных СПК «Ульдурга» за 2013 год

Показатель

Код стр. Формы №2

Сумма, тыс.руб.

Изменения

2013 год

2012 год

Выручка от продаж

110

20953

16631

4322

Себестоимость проданных товаров

120

20416

15998

4418

Валовая прибыль (МД)

100

537

633

-96

Доля МД в выручке

 

0,026

0,038

-0,012

Постоянные и условно-постоянные затраты

210+220

457

512

-55

Крит. Точка объема продаж

 

17577

13474

4103

Запас финансовой прочности (ЗПФ)

 

3376

2524

852

Прибыль от продаж

 

80

121

-41

ЗФП в % к объему продаж

 

16,1

13,6

2,5

Прибыль от продаж в % к ЗФП

 

2,4

4,8

-2,4

Подобного рода маржинальный анализ необходимо проводить на постоянной основе как в целом по организации, так и в разрезе отдельных ее сегментов. Информация, полученная в ходе данной работы, позволит выявить упущения в управлении и принять меры оперативного реагирования, не дожидаясь усугубления проблем.

Таким образом, целью управления затратами на предприятии должна стать максимизация прибыли без дополнительного увеличения объема продаж. А сам процесс минимизации издержек должен рассматриваться в контексте общей идеи упорядочения внутренней среды предприятия.

Практическое управление затратами заключается в том, чтобы провести их тотальную классификацию, привязку к конкретным продуктам, направлениям бизнеса или подразделениям.

Библиографический список:

  1. Зотов В.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник.- 5-е изд. –М.:Инфра-М, 2009. – 703 с.;

  2. Оганесян, Л. С. Внедрение управленческого учета как составной части системы стратегического развития предпринимательских структур // Вестник ТИУиЭ. - 2011. - №2. – С.54-58;

  3. Пенезева, О.О. Управленческий учет позволяет сформировать стратегию и тактику управления компанией // Российский налоговый курьер. - 2013. - №20. - С.43-49;

  4. Холодов П.П. Методические аспекты учета затрат // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий.-2010.- №10. – С. 26-32;

  5. Чувашлова М.В., Круглова И.С. Производственный контроллинг и его роль в управлении организацией // Экономический анализ: теория и практика.- 2014.- №32. – С. 15-19

Просмотров работы: 1257