НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разумова В.Н. 1
1Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с вступлением России в ВТО бухучет внешнеэкономической деятельности становится все более востребованной услугой российских и иностранных предприятий. Очевидно, что грамотный бухучёт ВЭД является одним из главных показателей, который позволяет руководителю компании получать достоверную финансовую и хозяйственную информацию, своевременно реагировать на ситуацию и принимать объективные действия. Вступление России в ВТО приводит к необходимости привести экономические и торговые законы в соответствие с международными стандартами и улучшить инвестиционный климат для иностранных предприятий. Планируется перевод всех российских предприятий и организаций на МСФО, усовершенствование российского законодательства в соответствии с нормами ВТО и формирование системы, которая бы позволяла обучать квалифицированных профессионалов, способных работать как на российском, так и международном рынке. Быстрота осуществления всех мероприятий по переходу подкрепляется рядом законодательных и нормативных документов.

В России, как и в любой стране, правовое регулирование внешнеторговых сделок осуществляется международными соглашениями и внутригосударственным законодательством. В законодательных и нормативных актах закреплен комплекс норм, направленный:

  • на предотвращение недобросовестного импорта;

  • на обеспечение необходимых условий экспорта продукции, произведенной отечественными товаропроизводителями с учетом обеспечения долгосрочных стратегических интересов страны и выполнения международных обязательств;

  • на обеспечение доступности для отечественного товаропроизводителя импортных сырья, материалов, комплектующих изделий и технологического оборудования, не имеющих отечественных аналогов;

  • на обеспечение условий приоритета на внутреннем рынке товаров, произведенных отечественным товаропроизводителем в конкуренции с импортными товарами.

Международные договоры, в которых участвует Россия, можно разделить на две группы:

I группа - это договоры, устанавливающие режим торговли между двумя государствами или группой стран (к ним относятся договоры о торгово-экономическом сотрудничестве, о товарообороте и платежах, платежные соглашения). Они влияют на условия заключаемых сделок.

Например, платежные соглашения определяют условия расчетов, в частности валюту платежа. Соглашения о взаимных поставках могут устанавливать условия таких поставок.

II группа международных договоров устанавливает нормы, на основе которых осуществляется правовое регулирование конкретных вопросов, вытекающих из внешнеторговой сделки. Эти нормы применяются при решении спорных вопросов, возникающих между участниками сделки. Из этой группы договоров необходимо знать Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Кроме того, для решения правовых вопросов, вытекающих из внешнеторговых сделок, применяются также Международные правила толкования торговых терминов - "Инкотермс", издаваемые Международной торговой палатой.

Международные расчеты регулируются Унифицированными правилами для документарного аккредитива(обязательство банка, предоставляемое по просьбе клиента, заплатить третьему лицу при предоставлении получателем платежа в банк, исполняющий аккредитив, документов, предусмотренных условиями аккредитива) и документарного инкассо (поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в установленный срок), изданными вышеназванной международной организацией.

Внутригосударственное регулирование внешнеторговых сделок в Российской Федерации осуществляется:

  • Гражданским Кодексом РФ

  • Налоговым Кодексом РФ

  • Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 21.11.2003 г. №164-ФЗ;

  • Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. (вступил в силу 18.06.2004).

  • Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 6.12.2011 г. №402-ФЗ (ред. от 28.12.2013)

  • Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 04.03.2014)

  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции к его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;

  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

  • Положением по бухгалтерскому учету - «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006 от 27 ноября 2006 г.);

  • Положением по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденного приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н и другие ПБУ;

  • Положениями и указаниями Центрального банка России.

Основным документом, определяющим валютное регулирование в стране, является Закон от 10 декабря 2003 г. № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Этот закон определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства. Закон состоит из 5 глав и 28 статей.

Несоблюдение требований этого закона при ведении бухгалтерского учета имеет своим последствием серьезные штрафные санкции, что может очень тяжело сказаться на финансовом положении организации (требования этого Закона излагаются в отдельной статье).

Основополагающим законодательным актом, регулирующими ВЭД, является Закон РФ "О таможенном тарифе". Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.

В Законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ) практический интерес для бухгалтеров и финансовых работников представляет информация о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок: их правовая основа; условия, при которых этот вид сделок может использоваться российскими участниками внешнеэкономической деятельности; порядок контроля за их осуществлением. Поскольку гражданское законодательство рассматривает только договор мены, информация, содержащаяся в вышеназванном Законе, позволит учесть правовые моменты при заключении бартерного контракта и правильно выстроить схему бухгалтерского учета таких сделок.

На базе вышеназванных законов органами исполнительной власти различного уровня - от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Федеральной налоговой службы РФ и других органов - формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.

В соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" для некоторых экономических субъектов изменили порядок ведения бухучета.Согласно изменениям ряд законов, в т. ч. о банках, об организации страхового дела, приведен в соответствие с Законом о бухгалтерском учете.Так, по требованию физического или юридического лица кредитная организация обязана предоставить в т. ч. не бухгалтерские балансы, а бухгалтерскую (финансовую) отчетность.Для госрегистрации кредитной организации с иностранными инвестициями ей нужно предоставить также бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением по ней за 3 предыдущих года.Пересмотрены требования к ведению бухучета.Важно отметить изменения в Закон о валютном регулировании. Расширен перечень случаев, при которых резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную или российскую валюту. Речь идет о проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами, экспортирующими природный газ в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров о купле-продаже таких ресурсов и сделок, предусматривающих обязательства нерезидентов перед резидентами в связи с транзитом газа через территории зарубежных государств.

Уточнен порядок составления консолидированной финансовой отчетности. Введено требование об отражении ее показателей в российской валюте.Внесены изменения и в Закон о бухгалтерском учете. Так, закреплен перечень экономических субъектов, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета. Среди них – жилищно-строительный кооператив, организации госсектора, политические партии, коллегии адвокатов, юридические консультации, нотариальные палаты, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

Характеризуя состояние нормативно-правовой базы ВЭД, нельзя не отметить недостаточность предусмотренных существующим законодательством мер по стимулированию экспорта обрабатывающей продукции и ограничению импорта продукции, аналоги которой производятся или могут быть произведены отечественным товаропроизводителем. Среди возможных мер, которые могли бы использоваться в этих целях, можно назвать следующие:

  • отмена налога на добавленную стоимость на продукцию, экспортируемую в государства СНГ;

  • отмена налога на добавленную стоимость с валютных авансов по экспорту машиностроительной продукции;

  • использование таможенных тарифов для защиты перспективных и значимых для государства производств и видов деятельности;

  • предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам и использование других форм поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (предоставление субсидий на работы по стандартизации, контролю и повышению качества продукции).

Таким образом, правовые аспекты внешнеторговых сделок и их бухгалтерский учет неразрывно связаны между собой: несоблюдение правовых норм влечет за собой отложенные во времени санкции, что нарушает требование о достоверности отчетной информации.

Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014).

  2. «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 05.05.2014).

  3. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: учебное пособие/ Д.Ф. Динмухаметова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 28 с.

  4. Блинов В.М. / Нормативно-правовое обеспечение деятельностиотечественного товаропроизводителя: состояние и проблемы / Блинов В.М. // Аналитический вестник. – 2011. – №13.

  5. Шалашова Н.Т. Правовые аспекты бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности / Шалашова Н.Т. // Российский внешнеэкономический вестник.– 2011.– №1.

Просмотров работы: 5399