ВНЕДРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВНЕДРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Гавриш К.Е. 1
1РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос управленческого учета и его постановки в организациях давно уже не нов, но по-прежнему актуален. Однако на небольших сельскохозяйственных предприятиях, коллективных хозяйствах до сих пор побаиваются данного нововведения. При этом на предприятиях всегда принимаются управленческие решения, поэтому нельзя в полной мере говорить об отсутствии управленческого учета в организациях. Значит, когда речь заходит об организации (внедрении) управленческого учета имеется в виду создание всех необходимых условий для предоставления руководству предприятия информации для принятия управленческих решений и контроля за их выполнением.

Организация управленческого учета предполагает прохождению следующих этапов:

  1. Формирование организационных структур;

  2. Разработка внутренних положений и инструкций, регламентирующих внедрение управленческого учета;

  3. Разработка классификаторов управленческого учета;

  4. Разработка управленческого плана счетов и порядка отражения типовых хозяйственных операций;

  5. Организация документооборота;

  6. Разработка состава, содержания и форматов управленческой отчетности.

Рассмотрим каждый поподробнее для небольшого сельскохозяйственного предприятия, занимающегося выращиванием и реализацией продукции зерновых, кормовых и прочих сельскохозяйственных культур, а так же производством и реализацией продукции скотоводства и овцеводства.

Формирование организационных структур заключается в определении центров финансовой ответственности (ЦФО) и назначения службы управленческого учета. Выделяют четыре вида ЦФО: центр затрат (ЦЗ), центр дохода (ЦД), центр прибыли (ЦП) и центр инвестиций (ЦИ). Для данного предприятия относительно имеющейся организационной структуры можно предложить следующий вид финансовой структуры (Рис.1):

Рис.1 – Финансовая структура сельскохозяйственного предприятия

Так же необходимо определить, какая структурная единица будет заниматься управленческим учетом: самостоятельная служба, структурная единица внутри бухгалтерии или структурная единица внутри каждого структурного подразделения. Для данного примера выделим одно рабочее место в бухгалтерии, например специалист по управленческому учету. В его обязанности будет входить сбор, обобщение информации по всем подразделениям и составление внутренних и внешних управленческих отчетов и выявление тенденций развития предприятия и анализ отклонений, он будет подотчетен главному бухгалтеру и руководителю организации.

На втором этапе разработке положений и инструкций, регламентирующих управленческий учет, первостепенной задачей стоит формирование учетной политики для целей управленческого учета. Она может идти отдельным документом, а так же и в составе обычной учетной политикой со специальным разделом с грифом «Для внутреннего пользования». В нашем случае в имеющуюся учетную политику добавим новый раздел «Для внутреннего пользования» и укажем там следующую информацию необходимую для целей управленческого учета:

  1. метод учета затрат – учет затрат с усеченной себестоимостью (Direct costing);

  2. учет выпуска готовой продукции – без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», готовая продукция учитывается по фактическим затратам на производство.

  3. оценка незавершенного производства – по фактической производственной себестоимости;

  4. способ признания управленческих расходов – полностью включаются в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде, в виде условно-постоянных расходов списываются в дебет счета 90 «Продажи»;

  5. оценка выпущенной готовой продукции – по фактической производственной себестоимости;

  6. способ определения стоимости израсходованных материальных ресурсов – по средней себестоимости

  7. способ начисления амортизации – линейный способ;

  8. рабочий план счетов управленческого учета – с использованием синтетических счетов для учета элементов затрат.

Так же разрабатываются положения по финансовой структуре предприятия, должностные инструкции работников, формы первичных и отчетных документов.

Третий этап – разработка классификаторов управленческого учета. Классификаторы управленческого учета определяют и описывают различные объекты учета с целью их однозначной трактовки всеми участниками процессов планирования, организации, стимулирования и контроля на предприятии. В таблице 1 указана часть классификатора по видам затрат, которую могут использовать в сельскохозяйственном предприятии.

Таблица 1 – Классификатор по видам (элементам) затрат

Код

Вид затрат

Статья вида затрат

1

Материальные затраты

Материальные затраты

101

Покупные сырье и материалы

Материальные затраты

102

Покупные средства защиты

Материальные затраты

103

Инвентарь

Материальные затраты

104

Семена

Материальные затраты

105

Запасные части

Материальные затраты

 

 

2

Затраты на оплату труда

Затраты на оплату труда

201

Заработная плата

Затраты на оплату труда

202

Поощрения

Затраты на оплату труда

203

Материальная помощь

Затраты на оплату труда

204

Социальные льготы

Затраты на оплату труда

205

Прочие выплаты

Затраты на оплату труда

 

 

Четвертый этап - разработка управленческого плана счетов и порядка отражения типовых хозяйственных операций. Для нашего примера для формирования информации о затратах на производство будем использовать отдельные синтетические счета:

30 «Материальные затраты»;

31 «Затраты на оплату труда»;

32 «Отчисления на социальные нужды»;

33 «Амортизация»;

34 «Прочие расходы».

По окончании отчетного месяца итоги накопленной информации со счетов затрат по элементам переносятся на счета затрат, исходя из мест возникновения и целевого назначения. Счета ежемесячно закрываются и не имеют на отчетную дату сальдо.

Пятый этап – организация документооборота. Для примера возьмем участок учета затрат в растениеводстве. Так для нашего предприятия будет выглядеть следующим образом (Таблица 2):

Таблица 2 – График документооборота по учету затрат в растениеводстве в сельскохозяйственном предприятии

№ п/п

Наименование документа

Кол-во экз.

Ответственный за оформление

Периодичность оформления

Отдел, куда передается документ

Ответственный за проверку и обработку документа

Хранение в архиве, лет

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Накладная на внутреннее перемещение

2

Зав. складом

В момент передачи материалов

Бригада

Специалист

5

2.

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов

2

Комиссия

Ежемесячно

Бригада

Специалист

5

3.

Акт расхода семян и посад. материала

2

Агроном

После окончания сева

Бригада

Специалист

5

4.

Акт об использовании минеральных удобрений

2

Агроном

После окончания внесения

Бригада

Специалист

5

5.

Отчет о движении материальных ценностей

2

Зав. складом

Ежемесячно

Бухгалтерия

Специалист

5

6.

Реестр отправки зерна и другой продукции с поля

3

Комбайнер

Ежедневно

Бухгалтерия

Специалист

5

7.

Талон комбайнера

3

Комбайнер

Ежедневно

Бухгалтерия

Специалист

5

8.

Реестр приема зерна и другой продукции

2

Зав. складом

Ежедневно

Бухгалтерия

Специалист

5

9.

Учетный лист тракториста-машиниста

2

Учетчик

До 25 дней

Бухгалтерия

Специалист

5

10.

Путевой лист трактора

2

Учетчик

Ежедневно

Бухгалтерия

Специалист

5

11.

Учетный лист труда и выполненных работ

2

Учетчик

Ежедневно

Бухгалтерия

Специалист

5

12.

Табель учета рабочего времени

1

Учетчик

Ежемесячно

Бухгалтерия

Специалист

5

13.

Ведомость расчета амортизационных отчислений

1

Зам. гл. бухгалтера

Ежемесячно

Бухгалтерия

Специалист

5

14.

Производственные отчеты

1

Бригадир

Ежемесячно

Бухгалтерия

Специалист

5

15.

Отчет по затратам

2

Специалист

Ежемесячно

Бригада

Бригадир

5

Информация из первичного учета, необходимая для целей управленческого систематизируются, обобщается и находит свое отражение в ряде отчетных форм. Это является шестым этапом в процессе организации управленческого учета на предприятии. Разработка форм отчетности входит в обязанности специалиста по управленческому учету.

Прежде всего, необходимо выделить пользователей управленческой отчетности. Для нашего предприятия управленческие решения принимает руководитель организации, однако иногда на производстве необходимо принимать оперативные решения, которые вправе осуществлять руководители структурных подразделений. Таким образом, можно выделить 2 уровня управления. Ко второму уровню будут относиться руководители подразделений, которым будут предоставлены отчеты согласно их специфике. К первому уровню будет относиться руководство организации, которым будут представляться сводные отчеты.

Управленческая отчетность будет состоять из следующих отчетов:

  • отчёт о продажах

  • отчёт о запасах готовой продукции;

  • отчёт по незавершённому производству;

  • отчёт о произведённой продукции;

  • отчёт о запасах материалов;

  • отчёт о закупках;

  • отчёт о дебиторской задолженности;

  • отчёт о кредиторской задолженности;

  • отчёт о движении денежных средств;

  • отчет о финансовых результатах;

  • сводный отчёт.

Отчетный период для каждого отчета – месяц.

Отчеты будут предоставлять в табличной форме, так как табличная форма представления внутренней отчетности является наиболее приемлемой и для составителей, и для пользователей.

Рассмотрим отчет о финансовых результатах, как пример управленческой отчетности. Он будет представлять информацию по всем сегментам деятельности предприятия (Таблица 3) и составлен в соответствии с новым методом учета затрат, принятым в организации в связи с внедрением управленческого учета, «Direct costing».

Таблица 3 – Отчет о финансовых результатах в ООО СП «Джалга»

№ п/п

Наименование показателя

Наименование сегмента

Итого

Растениеводство

Животноводство

тыс. руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

1.

Выручка

89 384

100,00

8481

100,00

97 865

100,00

2.

Переменные издержки

60 330

67,50

14 081

166,03

74 411

76,03

2.1.

Материальные затраты

39 386

44,06

10 226

120,57

49 612

50,69

2.1.1.

семена и посадочный материал

6293

7,04

-

-

6 293

6,43

2.1.2.

корма

-

-

7846

92,51

7 846

8,02

2.1.3.

минеральные удобрения

4574

5,12

-

0,00

4 574

4,67

2.1.4.

химические средства защиты

5955

6,66

-

0,00

5 955

6,08

2.1.5.

электроэнергия

214

0,24

113

1,33

326

0,33

2.1.6.

топливо

167

0,19

8

0,10

175

0,18

2.1.7.

нефтепродукты

10 168

11,38

343

4,05

10 511

10,74

2.1.8.

запасные части

4771

5,34

425

5,01

5 195

5,31

2.1.9

услуги сторонних организаций

7246

8,11

1490

17,57

8 736

8,93

3.

Маржинальная прибыль

29 054

32,50

(5600)

(66,03)

23 454

23,97

4.

Постоянные издержки

17 172

19,21

1225

14,44

18 397

18,80

5.

Маржинальная прибыль (1)

11 882

13,29

(6825)

(80,47)

5057

5,17

6.

Прочие доходы

-

-

-

-

10 674

10,91

7.

Прочие расходы

-

-

-

-

(11 358)

(11,61)

8.

Чистая маржинальная прибыль

-

-

-

-

4373

4,47

Данный отчет показывает, в настоящее время является тот или иной сегмент на предприятии прибыльным и позволяет делать правильные управленческие решения в отношении расширения производства определенных отраслей. Так же данный отчет может быть составлен за несколько отчетных периодов и тогда можно посмотреть в динамике на поведение затрат и прибыли и делать на основании полученных данных определенные выводы.

Так же дополнением к отчету может быть оценка чувствительности изменения затрат (Таблица 4).

Значение Кпр характеризует уровень качества используемого ресурса. По данному отчету можно определить, как в процессе производства использовался ресурс: интенсивно или экстенсивно.

Таблица 4 – Оценка чувствительности изменения затрат

Статьи затрат

Темп прироста затрат

Темп прироста выручки

Темп прироста затрат

Темп прироста выручки

Кпр

t0

t0

t1

t1

t0

t1

Материальные затраты

-0,10

0,24

0,08

0,02

-0,43

3,23

Затраты на оплату труда

-0,03

0,06

-0,11

2,27

Отчисления на социальные нужды

-0,03

0,05

-0,13

2,19

Амортизация

-0,11

-0,03

-0,44

-1,09

Прочие затраты

-0,78

15,59

-3,30

623,62

Завершающим этапом во внедрении управленческого учета является ознакомление работников со всеми нововведениями и контроль за соблюдением новых положений и правил учета. Введением сотрудников в курс дела является прямой обязанностью руководителя, а контрольную функцию будет исполнять специалист по управленческому учету.

Таким образом следуя данным этапам возможно внедрение управленческого учета с минимальными затратами и потерями для сельскохозяйственного предприятия.

Просмотров работы: 2461