АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Шмелев С.И. 1, Постникова Д.Д. 2
1Московский Авиационный Институт (Национальный исследовательский университет)
2РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время можно наблюдать новый виток в развитии отечественного авиастроении. При изучении экономических аспектов по данному вопросу, с целью принятия управленческих решений, беря в расчет особенности и специфику отрасли, необходимо проводить тщательный экономический, финансовый, управленческий анализ.

Авиастроение является отраслью промышленности, производящей самолеты, вертолеты, приборы и оборудование для авиации. Данной отрасли характерны большие затраты при небольшом выпуске продукции.

Одним из ключевых этапов при проведении финансового анализа с целью принятия управленческих решений является анализ себестоимости произведенной продукции. Следует отметить, что отрасли авиастроения свойственны большие затраты при производстве продукции, а также проведении научных исследований и разработок.

Для проведения анализа себестоимости необходимо исследовать «Отчет о финансовых результатах» и Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету и финансовых результатах. В нихприводится полная себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде (за квартал, полугодие, 9 месяцев или год) в следующем разрезе:

  • себестоимость продаж;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы.

Информационной базой для проведения анализа себестоимости продукции является бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Данная корпорация была создана указом Президента и объединяет в себе крупнейшие авиастроительные предприятия.

В таблице 1 представлена себестоимость продаж в разрезе видов экономической деятельности, осуществляемой в 2012-2013 гг.

Таблица 1 - Себестоимость продаж в разрезе видов экономической деятельности за 2012-2013 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

2012

2013

+/-

%

Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук

2297610

1937350

-360260

-15,68

Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов

8493860

9500520

1006660

11,85

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

266499

39034

-227465

-85,35

Прочая оптовая торговля

215259

0

-215259

-100,00

Итого

11278560

11476903

198343

1,76

Из данной таблицы видно, что наибольший удельный вес приходится на производство вертолетов, самолетов и прочих летательные аппаратов, второе место занимает научные исследования и разработки, при этом первый показатель имел рост, а второй снижение в 2013 году по сравнению с 2012.

Графически данные таблицы 1 представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Себестоимость продаж в разрезе видов экономической деятельности за 2012-2013 гг., тыс. руб.

Кроме данных о себестоимости по видам экономической деятельности бухгалтерская финансовая отчетность также представляет информацию о себестоимости в разрезе элементов затрат, которая представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Себестоимость продаж в разрезе по элементам затрат за 2012-2013 гг., тыс. руб.

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

t0 (2012)

t1 (2013)

+/ -

t0 (2012)

t1 (2013)

+/ -

Оплата труда

70 455

47 257

- 23 198

0,62

0,41

0,21

Отчисления на социальные нужды

11 132

9 399

- 1 733

0,10

0,08

0,02

Услуги сторонних организаций

2 271 854

1 893 740

- 378 114

20,14

16,50

3,64

Командировочные расходы

2 381

459

- 1 922

0,02

0,00

0,02

Готовая продукция

7 653 521

6 057 531

- 1 595 990

67,86

52,78

15,08

Стоимость проданных продуктов

1 269 221

3 442 988

2 173 767

11,25

30,00

-18,75

Прочие

6

25 529

25 523

0,01

0,22

-0,21

Итого

11 278 560

11 476 903

198 343

100

100

X

Графически данные таблицы 2 представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Себестоимость продаж в разрезе по элементам затрат за 2012-2013 гг., тыс. руб.

Следует обратить внимание, что ОАО «ОАК» в себестоимость продаж включается готовая продукция и стоимость проданных ресурсов.

За анализируемый период показатели по всем элементам затрат имели динамику снижения, но так как стоимость проданных продуктов увеличилась на 2 173 767 тыс. руб., что превзошло уменьшение по другим показателям, то и полная себестоимость возросла. Существенных изменений в структуре элементов затрат за анализируемый период не наблюдается, наибольший удельный веси приходится на готовую продукцию, стоимость проданных продуктов и услуги сторонних организаций.

Структура себестоимости производимой продукции на ОАО «ОАК» представлена затратами на научные исследования и разработку в области естественных и технических наук производство вертолетов самолетом и прочих летательных аппаратов и консультирование. При этом данное производство является материалоемким, согласно пояснениямк бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2013 год наибольшую долю имеют материальные затраты, на втором затраты на оплату труда, которые меньше материальных в 14,7 раза.

Согласно пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах управленческие расходы, кроме стандартных пяти элементов (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие) представлены следующими статьями: страхование сотрудников;командировочные расходы; аудиторские, консалтинговые, информационные услуги; аренда помещений; резерв на оплату отпусков; расходы на содержание помещений; расходы на ремонт;- расходы на рекламу; расходы на охрану помещений; услуги связи; НДС включаемый в расходы.

За исследуемый период существенных изменений в структуре управленческих расходов не было, за исключение расходов на рекламу (возросли более чем в 3 раза). В целом управленческие расходы увеличились на 50 %. В структуре коммерческих расходов существенных изменений так же не выявлено, а их рост составил 0,8 % в 2013 году по сравнению с 2014 годом.

Следует отметить, что в данной работе рассмотрена только структура себестоимости продукции, данный анализ является частью комплексного экономического анализа, проводимого для принятия управленческих решений. Так же необходимо отметить, что по сравнению с 2012 годом в 2013 ОАО «ОАК» получила прибыль, несмотря на увеличение себестоимости. Также рекомендуется проанализировать не только затраты на основные виды деятельности, но и на прочие.

Список использованной литературы:

1.                  Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015.

2.                  Белов Н.Г., Хоружий Л.И. и др. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Учебник/под ред. Н.Г. Белова, Л.И. Хоружий М.: Эксмо, 2010.608 с. - (Новое экономическое образование);

3.                  Бухгалтерская финансовая отчетность ОАО «ОАК» [Электронный ресурс].

Просмотров работы: 2430