СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Альшевская Т.Ю. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает классовые и общесоциальные интересы1. Иначе говоря, социальную природу государства можно охарактеризовать только с учетом противоречивых задач государства, то, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной подавления угнетенного класса.Социальное назначение государства заключается в том, что оно должно представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка.Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть ГСУФункции государства и их конкретное содержание зависят от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут в значительной мере отличаться друг от друга. Так, при либерально-демократическом режиме государство признает за собой функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение мира и согласия, социальной безопасности, а при тоталитарном политическом режиме, наоборот, стремится полностью держать монополию своей власти над обществом (свобода личности ограничена, отсутствует политический плюрализм и гласность, экономика полностью управляется государством).Основные функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.По формам деятельности функции государства подразделяются на законотворческие, управленческие, судебные и контрольно-надзорные, которые отражают механизм реализации государственной власти. Законодательные функции осуществляют органы законодательной власти, управленческие - органы исполнительной власти, судебные - органы судебной власти, надзорные - органы прокуратуры и другие контрольно-надзорные органы.Государство в процессе своей деятельности оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни. В зависимости от этого внутренние функции государства можно подразделить на политические, экономические, социальные, экологические, а также осуществляемые в культурной сфере.В социальной сфере деятельность государства направлена на поддержание достойного уровня жизни населения, оказание помощи тем лицам, которые не могут самостоятельно обеспечить себя средствами для существования (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные). Государство расширяет свои социальные гарантии, направленные на поддержку наиболее социально не защищенных слоев общества.Конституционное положение о том, что "в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" (ст.7), означает заявление России о своей приверженности одному из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека возводится в ранг общегосударственной политики.В реализации социальной функции значительное место принадлежит проведению эффективной государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. Социальная функция в данных сферах общественной жизни осуществляется в форме государственной поддержки (материальной, финансовой, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения.Культура, образование, здравоохранение должны стать общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества. Всеобщая декларация прав человека2 провозгласила право каждого на достойный жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи.Право на благоприятную окружающую среду является одним из фундаментальных прав человека. Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".3 Функции государства можно подразделить также на регулятивные и охранительные, которые могут реализовываться в правовых и организационных формах. Среди правовых форм можно выделить законотворческую (нормотворческую) деятельность государства (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительную деятельность (государственно-властную деятельность компетентных органов по реализации норм права) и правоохранительную деятельность, направленную на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности. К организационным формам относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение и т.д.Методами осуществления функций государства являются:· метод нормативно-правового регулирования;· метод убеждения;· метод принуждения;· метод надзора и контроля.Используя метод нормативно-правового регулирования, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.Государство в своей деятельности в основном использует метод убеждения. Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности. Принуждение как один из методов осуществления государством своей деятельности имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) - финансовый контроль. Существуют и другие органы государственной власти, осуществляющие различные контрольно-надзорные функции.

Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.4

Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (см. рис. 1). 5

Рисунок 1 – Система социальной защиты населения

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального, региональных и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Рисунок 2 – Цели социальной защиты населения

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) .6

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам 7

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

  • пенсионное страхование;

  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • медицинское страхование.

В России в настоящее время активно внедряется переход к программному управлению. Рассмотрим паспорт государственной программы РФ "Социальная поддержка граждан" (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р).8

Таблица 1 – Паспорт государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 годы

Подпрограммы программы

  • Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

  • Модернизация и развитие социального обслуживания населения.

  • Совершенствование социальной поддержки семьи и детей.

  • Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Программно-целевые инструменты программы

Программно-целевые инструменты в программе не применяются

Цель программы

  • создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;

  • повышение доступности социального обслуживания населения.

Задачи программы

  • выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

  • обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;

  • создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;

  • повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

Целевые индикаторы и показатели программы

  • доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Российской Федерации;

  • доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления.

  • Удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения.

  • Обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

  • Создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения.

  • Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

  • Рост рождаемости.

  • Решение к 2015 году проблемы беспризорности.

  • Преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

  • Обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций.

  • Увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

Госпрограмма определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств и модернизацию сложившихся систем мер социальной поддержки граждан и социального обслуживания населения с целью повышения их эффективности и результативности.9

Госпрограмма включает 4 подпрограммы, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение цели Госпрограммы и решение программных задач:

подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";

подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения";

подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей";

подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".

Для каждой подпрограммы Госпрограммы сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы, определены их целевые значения, составлен план мероприятий, реализация которых позволит достичь намеченные цели и решить соответствующие задачи.

Содержание социальной политики и ее результаты в очень большой степени участвуют в формировании модели общества, принципов его существования, условий жизни каждого человека, причем не только в данный момент, но и на отдаленную перспективу.

1.Важно отметить, что нельзя похвастаться особым вниманием правовой науки в области социальной сферы. С данным мнением соглашается и Ю. А. Тихомиров, который объясняет данное явление сплошной «экономизацией» нашей жизни.

2.Для осуществления социальной политики, должны быть определены основные характеристики такой политики - ее цель, нормативное сопровождение, механизмы реализации и финансовое обеспечение.

Целью социальной политики российского государства является формирование социально благополучного общества. Для реализации любых направлений социальной политики должны быть определены этапы, последовательно идущие друг за другом. Невозможно добиться благополучия населения не способствую активной жизненной позиции людей, давая им возможность полнее реализовать свою тягу к самоутверждению и достижению большего материального достатка. Поставив цели социальной политики, распланировав основные этапы ее реализации, необходимо обеспечить нормативное сопровождение проводимых мероприятий.10

Весьма актуальна проблема финансового обеспечения социальной сферы. Без такого обеспечения социальная политика остается нереализованной. Проблема финансового обеспечения социальной политики имеет два ракурса: во-первых, это увеличение государственных ассигнований, а во-вторых, настоятельная необходимость более рационального их использования. Для России как федеративного государства имеет большое значение рациональное распределение социальных обязательств перед населением и источников финансового обеспечения этих обязательств между самой федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

Важно отметить, что реализация социальной политики государства зависит от таких критериев как: четкое определение целей и задач такой политики; разработка плана последовательных мероприятий, позволяющих идти к намеченной цели; анализ и фиксация экономической составляющей для реализации социальных мер; создание эффективной системы социальных учреждений.

Однако определение направлений государственной политики в социальной сфере, реформирование уже устоявшегося «социального строя» происходит по не только по воздействием государства, но и гражданского общества и частного бизнеса. На содержание социальной политики и ее формы оказывает существенное влияние мировоззрение лидирующих социальных групп. Социальные реформы последних лет существенным образом повлияли на содержание правового регулирования в социальной сфере. Меняются принципы и методы регулирования.

На передний план выдвигаются порядок и качество оказания услуг гражданам и юридическим лицам, уменьшение бремени социальных функций государства с их «массовидным» характером, объема бюджетного финансирования и увеличение удельного веса адресных платных услуг, повышение самостоятельности социальных учреждений. Например, жилищная реформа рассчитана на развитие института частной собственности в этой сфере, на формирование рынка купли-продажи жилья, завершение передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, повышение удельного веса платежей населения и снижение доли бюджетного дотирования отрасли, обеспечение адресной защиты малоимущих семей.

Однако необходимо помнить, что увязка экономических и социальных задач на этапе прогнозирования поможет избежать нереальных социальных проектов и позволит внедрить в правосознание общества важность зависимости жизненного уровня от эффективности и 11масштабности производства.

Первой задачей является установление более детального и четкого контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых для социальной сферы.

В настоящее время необходимо помочь осуществлению процесса естественного отбора более дееспособных социальных учреждений с целью концентрации выделяемых государством ресурсов именно в них, следя за рациональностью их распределения, перспективностью потребления их услуг населением.

В итоге можно констатировать, что основным направлением социальной политики, ее главенствующей задачей должно стать формирование дееспособного человека, который сможет обеспечить свое достойное существование, материальное благополучие и духовнокультурное развитие. Государство должно способствовать поддержанию необходимых для нормального существования индивида условий на протяжении всего трудоспособного периода жизни, а 1213после достижения им пенсионного возраста оказывать необходимую помощь. Лица, утратившее трудоспособность ранее установленного пенсионного возраста также должны получить государственную поддержку не формально, а фактически - так, что индивид способен был поддерживать свою жизнеспособность.

Современной России необходимо ставить основной задачей в ходе проведения реформ осуществление адекватных политических и административно организационных мероприятий, которые бы обеспечили создание умеренной социальной модели.14

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:

1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки граждан в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Список литературы:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.С. 93

  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ч.1 ст.25).

  3. Конституция Р.Ф статья 42

  4. Система ГАРАНТ Информационно-правовой портал URL/: http://base.garant.ru/70291746/1/#ixzz30AaYQMaj

  5. Научная статья Ташбековой Ирины Юрьевной «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВАЮ» URL/: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-sotsialnoy-politiki-gosudarstva

1 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.С. 93

2 См. : Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ч.1 ст.25).

3 См.: Конституция Р.Ф статья 42

4 http://www.be5.biz/ekonomika/e013/72.htm

5 http://referatwork.ru/refs/source/ref-38970.html

6 http://law-enc.net/word/socialnoe-obespechenie-5698.html

7 http://ru.wikipedia.org/wiki/

8 Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291746/1/#ixzz30AaYQMaj

9 Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291746/1/#ixzz30AaYQMaj

10 http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-sotsialnoy-politiki-gosudarstva

11 http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-sotsialnoy-politiki-gosudarstva

12

13

14 http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-sotsialnoy-politiki-gosudarstva

17

Просмотров работы: 9527