УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление качеством обучения как педагогическая проблема

В современной российской политике в области образования доминантной выступает проблема обеспечения его качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия с перспективными потребностям личности, общества и государства. [5]

Изучение отечественного и зарубежного опыта по достижению требуемого уровня качества образования и его дальнейшее совершенствования приводит к мысли о том, что наиболее продуктивным инструментом осуществления обозначенных стратегий выступает система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО) серии 9000. [4]

В педагогической науке к настоящему времени накоплен значительный потенциал знаний, необходимый для решения указанной проблемы. Теория оптимизации образовательного процесса рассмотрена в работах Л.М. Архангельского, Бабанского Ю.К., Верхолы А.П., Поташника М.М., Черкасова В.А. и других ученых.

Система менеджмента качества вуза стало предметом разноплановых исследований Афанасьевой М.П., Болотова В.А., Воробьева Г.В., Зиненко В.К., Лебедевой Е.А., Червякова Л.М. и других ученых.

Но управление качеством обучения недостаточно изучено, именно поэтому управление качеством обучения - одна из самых актуальных проблем для любого вуза, для каждого руководителя, студента.

Целью данного исследования является выявление педагогических проблем по реализации системы менеджмента качества вуза.

Объект исследования является управление качеством обучения.

Предметом выступает система менеджмента качества образования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и назначение качества обучения;

2. Изучить процесс управления качеством;

3. Обобщить результаты и сделать выводы.

Характеристика процесса обучения позволяет рассмотреть в нем важную составляющую обучения - ее качество.

Понимание термина “качество обучения” - одна из сложнейших проблем российского образования. Традиционно и официально исполь­зуемая система оценки качества обучения не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому “качество” трактуется сегодня достаточно неоднозначно. Учитывая сложности интегрального понятия качества обучения, к его изучению необходим системный подход, позволяющий рассмотреть проблему в целом, то есть выявить факторы, влияющие на проблему; установить степень влияния этих факторов на проблему, и друг да друга; принять решение с учетом этих влияний и взаимовлияний. Понимание разнообразных значений качества является обязательным условием для представления, об управлении качеством обучения.

В Большой педагогической энциклопедии под качеством обучения понимается социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе,- его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество обучения определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие Компетенций обучающейся молодежи.

Таким образом, под качеством обучения понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. [2]

При рассмотрении качества обучения выделяют его внешние и внутренние свойства. Основанием для такого деления является восприятие образовательной организации как социально-педагогической системы, для которой характерно:

  • с одной стороны - взаимодействие составляющих ее компонентов;

  • с другой стороны - активное взаимодействие с внешней средой.

Во внешней среде можно выделить:

  • среду прямого воздействия;

  • среду косвенного воздействия

Среда прямого воздействия на образовательную организацию включает факторы, непосредственно влияющие на образовательный процесс и испытывающие на себе его влияние. Это:

  1. потребители образования: обучающиеся, их родители, общественные организации, организации профессионального образования, армия, рынок труда;

  2. источники трудовых ресурсов: педагогические и профессиональные лицеи и училища, институты, университеты;

  3. конкурирующие образовательные учреждения;

  4. институты повышения квалификации работников образования;

  5. органы государственного управления и т.д.

Среда косвенного воздействия на образовательную организацию включает факторы, влияющие на образовательный процесс опосредованно: состояние экономики страны, социокультурная и политическая жизнь региона, достижения науки и т.д.

Следовательно, качество обучения можно определить, как совокупность свойств обучения, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства.

Качество как понятие относительное имеет два аспекта:

  1. первый - это соответствие стандартам или спецификации;

  2. второй - соответствие запросам потребителя.

Первое “соответствие” часто означает “соответствие цели или применению”. Иногда его называют качеством с точки зрения производителя.

В ходе исследования мы попытались выяснить, кто же должен решать, являются ли услуги образовательного учреждения качественными? Ответ на этот вопрос предоставит информацию о достижениях и перспективах организации. Важно ясно представлять себе, кем дается оценка качества: производителем или потребителем. Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают.

Рассмотрим понятие качества обучения с точки зрения потребителей. Потребители делятся на две группы.

Во-первых, это сам обучающийся. Он как личность является потребителем своей образованности при решении социальных и личных жизненных задач. Здесь качество образования - усвоенные учащимся знания и умение использовать их - характеризует способность и возможность учащегося удовлетворить свои потребности: менять коллектив или направление деятельности, поступать в следующее по уровню образовательное учреждение, поступать на работу й так далее, то есть адаптироваться к социальным реалиям с гой или иной степенью успешности.

Во-вторых, потребителями являются все те организации, учреждения и лица, которые принимают выпускников образовательных учреждений на работу, учебу или каким-то другим образом взаимодействуют с ними. Каждого из этой группы потребителей интересует свой набор образовательных характеристик и способностей выпускников, отвечающий его ведомственным и индивидуальным запросам.

Не может быть качественного обучения вообще, оно может быть качественным или не очень только по отношению к заранее устанавливаемым требованиям к параметрам образования, выступающим как цель. Эта цель должна быть конкретной и известной всем заинтересованным лицам - возможным участникам совместной деятельности. ,

На уровне содержания обучения у личности и общества существуют значительные отличия в подходах к оценке качества образования. Организацию обычно не интересуют общетеоретические и общепрофессиональные знания входящего в нее нового сотрудника. Ей нужны такие выпускники учебных заведений, которые обладают конкретными знаниями соответствующего уровня и необходимыми для организации практическими умениями, и навыками в предстоящей деятельности и способны расширять сферу этой практической деятельности. С позиции организации это и есть критерии качественного обучения. [1]

Обучающемуся же, делающему очередной шаг в новую для него жизнь, нужны не только конкретные предметные или профессиональные знания и умения. Для продолжения образования и, главное, для обеспечения собственной социальной защищенности в изменчивом окружающем мире человеку в соответствии с его наклонностями и интересами нужны и конкретные, и общепредметные, и общетеоретические знания. С позиции личности качественным будет именно такое обучения.

Подходы к определению и выбору характеристик параметров обучения у этих двух групп потребителей - личности й социума - не столько различны, сколько иерархичны по своей природе. Социум является внешней средой по отношению к конкретной личности и поэтому диктует условия по параметрам образования и их характеристикам. С другой стороны, общество состоит из людей, поэтому его потребности- в образовании не превышают возможностей наиболее развитых его представителей. Реально они могут и должны быть на уровне выше среднего для соответствующих социальных групп общества.

Таким образом, основными критериями качественного обучения на уровне учреждения образования являются:

  1. наличие набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку учащихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;

  2. степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение;

  3. уровень освоения обучающимися выбранных ими специализированных образовательных программ;

  4. уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения.

Встречаются едва ли не противоположные точки зрения на то, каким же должно быть содержание понятия “управление качеством обучения”. Наблюдается разброс суждений - от мнения, что “качеством управлять нельзя” до фактического отождествления “управления качеством” и “управления развитием” (когда под качеством подразумевается все, кроме количества).

Что же касается управленческой науки, понятие “управление качеством” отнюдь не является в ней новым, его даже нельзя назвать молодым, поскольку сформировалось оно уже в 40-х годах нашего века. Характерно, что как бы ни изменялось его содержание за прошедшие полвека (ведь теория управления все это время развивалась), одно оставалось стабильным. Смысловым ударением всегда отмечалось именно “управление”, ибо по поводу “качества” было все ясно. Предполагалось заведомо известным и не подлежащим обсуждению, какого именно качества необходимо достичь в результате управленческой деятельности.

С точки зрения обучения качество интересует нас несколько в ином смысле, близком по значению с понятием “качественный уровень”. В таком смысловом значении содержание понятия “управление качеством обучения” сейчас активно формируется.

Процедура управления качеством обучения включает:

  1. обеспечение проектирования качества образования;

  2. образовательный мониторинг;

  3. анализ собранной информации;

  4. подготовку и принятие управленческого решения.

Рассмотрим подробнее каждую процедуру.

1. Обеспечение проектирования качества обучения, т.е. определение образовательных стандартов.

Основные объекты стандартизации - содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются за эталон при оценке качества образования. Следовательно, управление качеством образования - это приведение системы к стандарту.

2. Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Так как учреждение дополнительного, образования не располагает ресурсами, позволяющими отследить качество выполнения всех образовательных стандартов, необходимо определить приоритетные объекты мониторинга. Ими должны стать наиболее важные, системообразующие компоненты; образовательного процесса. Использование компьютерных систем может значительно повысить результативность мониторинга.

3. Анализ собранной информации, цель которого - из разрозненных, различного рода данных составить общую целостную картину процесса, выявить приоритетные проблемы качества обучения, обусловившие их.

Условия эффективности анализа:

  • доскональное знание природы анализируемого компонента образовательного процесса;

  • совершенное владение методами анализа.

4. Подготовка и принятие управленческого решения должны быть направлены на устранение причин проблем, выявленных в результате анализа качества обучения. Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его стандартами, и образовательными потребностями.

Требования к управленческому решению:

  • ясная целевая направленность (что делать?) и конкретные целереализующие позиции (как, когда, где действовать?);

  • обоснованность выбора данного решения из ряда других возможных;

  • наличие конкретного объекта управленческого воздействия, исполнителей и ответственных за выполнение;

  • согласованность с предшествующими и предстоящими решениями;

  • правомочность, т.е. соответствие правовым актам, нормативным документам;

  • своевременность;

  • самодостаточность, т.е. возможность реализации без дополнительных разъяснений и уточнений;

  • лаконичная форма (приказ, распоряжение, план, инструкция и т.д.), адекватная полноте содержания управленческого решения.

При разработке системы управления качеством обучения необходимо учесть ряд факторов.

Во-первых, социальные факторы. Говоря о начальном образовании, в первую очередь необходимо подчеркнуть соответствие запросов населения на образовательные услуги интересам государства в целом. Однако, при реализации государственной политики в области образования следует учитывать, как особенности требований к образованию, возникающие у разных социальных слоев общества, так и региональные особенности, связанные с неравномерностью их культурного развития.

Во-вторых, экономические факторы. Рыночные отношения привели общество к резкому расслоению по соотношению доходов. В этой ситуации необходимо найти экономические механизмы сглаживания социальной напряженности и не допустить ее перехода в сферу начального образования.

Наличие нормативной документации, гарантирующей качество предоставляемых дополнительных образовательных услуг. Определяющим условием реализации данного фактора является доступность этой документации всем потребителям, и целенаправленная работа по обучению потребителей умению пользоваться подобной документацией.

Система менеджмента качества вуза выступает в качестве фактора оптимизации при создании следующих организационно-педагогических условий:

  • разработка методики документирования системы менеджмента качества;

  • развертывание структуры дополнительного профессионального образования в контексте менеджмента качества;

  • специальная подготовка преподавательских кадров к обеспечению качества профессионального образования.

В реализации системы менеджмента качества, основанной на ГОСТ Р ИСО серии 9000 версии 2001 г., прослеживается несколько тенденций:

Первая тенденция проявляется во взаимосвязи понятий «качество образования» и «наилучший результат из возможных», когда речь идет о конечном продукте образовательного процесса (выпускник, образовательная услуга, сам процесс).

Вторая тенденция связана с построением системы менеджмента качества вуза на основе принципов оптимизации образовательного процесса, а именно: преемственности, этапности, точности, вариативности;

Третья тенденция определяется необходимостью формирования систем менеджмента качества вуза и оптимизации качества образования на основе единых критериального и процессного подходов, что позволяет своевременно и качественно осуществлять мониторинг результативности исследуемых процессов. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что качество обучения можно определить, как совокупность свойств обучения, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Чтобы добиться успеха, управлять данной системой необходимо комплексно. Для администрации вуза управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения и мощным инструментом достижения желаемого результата выступает система менеджмента качества, предполагающая системный ежегодный анализ со стороны руководства.

Список используемой литературы

  1. Крахмалев А. Л., Качество образования как актуальная проблема управления. – Омск, 2001. – С. 15-16.

  2. Третъяков Я. А, Шамова Т. Н. Управление качеством образования – основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы // Завуч. – 2002. – №7. – С. 67-72.

  3. Трошкина Д. В., Система менеджмента качества вуза как фактор оптимизации дополнительного профессионального образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Красноярск, 2004 212 С. 375.

  4. Трошкина Д. В., Система менеджмента качества вуза как фактор оптимизации дополнительного профессионального образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Красноярск, 2004 212 С. 5-13.

  5. Сыроватская Т.А. Национальные образовательные стратегии в контексте трансформационных процессов системы образования. Статья (Объединенный научный журнал, №1, январь(260, спецвыпуск). М: 2012. – С.313)

Просмотров работы: 3027