КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН БРИКС - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН БРИКС

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время большинство стран мира, в том числе и Россия, выработали основы политики в области качества образовательной деятельности. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и оценки его качества как составной части в мировом масштабе. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образования, создания образовательного пространства страны, благодаря которому будет обеспечен единый уровень дошкольного, общего и профессионального образования, послевузовского образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных организаций.

Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы образовательных организаций и системы образования в целом. Необходимо отметить, что в этой сфере существует фундаментальное противоречие: с одной стороны, автономия учебных заведений и преподавательского корпуса от государства в сфере определения образовательных программ обучения значительно расширяется; с другой стороны, автономия учебных заведений и преподавателей может вступать в противоречия с систематическим процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства. [4]

Успехи новой политики в области образования связаны, прежде всего, с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями, ориентация на конечные результаты деятельности являются теми принципами, которые должны быть реализованы во всех сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования.

В инновационном формате развития систем образования мира предлагаются различные концепции оценки качества образования. В связи с этим одной из целей предлагаемой концепции внешней оценки качества российского образования является создание условий повышения качества образования через усиление потоков различной информации о результатах образования и соответствующих факторах. Несмотря на то, что речь идет о внешней оценке качества образования, в нашем тексте концепции основной акцент ставится на потребителях информации об образовательных результатах (педагогах, воспитанников, учащихся и их родителей, студентов). В данной концепции авторы постарались различить такие понятия, как «контроль» и «оценка», ясно и точно описать, где нужна внешняя оценка и ее временные рамки, тем самым раздвинув границы и возможности образовательных организаций в самоконтроле и самооценке. При таком подходе ответственность образовательных организаций должна возникать не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности.

Сердцевиной такой системы оценки качества становится работа специальных институтов по обеспечению дошкольных образовательных организаций, школ, профессиональных (начальных, средних и высших) образовательных организаций новыми средствами оценки достижений целей современного образования, новыми средствами диалога с внешкольным сообществом. [1]

Анализ концепции позволяет сделать вывод, что важнейшими движущими силами высокого качества образования являются самостоятельные и компетентные учителя, самостоятельные и самоуправляемые школы, диалог родителей и школы, а также школы и ведомства, проводящего образовательную политику. Поэтому мы надеемся, что имеющийся в концепции подход к построению внешней оценки качества будет, прежде всего, направлен на расширение диалога между всеми субъектами образования. Итогом «запуска» данной концепции, по мнению ее авторов, должно стать, с одной стороны, снижение частоты и интенсивности проверок различными ведомствами, с другой, усиление самооценки собственной деятельности и ее результатов всеми субъектами образовательного процесса.

К вопросу о масштабах оценки качества относится и вопрос о количестве и структуре набора показателей, по которым оценивается образовательное учреждение или система. Излишнее их количество делает процедуры оценки чрезвычайно затратными и не оставляет образовательным учреждениям возможности проводить оценку по тем показателям, которые особенно значимы для данной местности либо культуры. С другой стороны, случайный выбор показателей снижает эвристическую ценность информации. По-видимому, принципом составления таких наборов должна быть разумная минимальность

Именно этот принцип (принцип «минимизации») и был положен авторами при отборе основных показателей и индикаторов объектов внешней оценки (образовательных программ, образовательных учреждений и образовательных достижений учащихся).

Анализ мнений экспертов в данном направлении деятельности показывает, что важной составной частью внешней оценки является информирование и обсуждение в обществе результатов оценки качества. Однако пока в России не существует общественных и профессиональных структур информирования и рефлексии, а также их широкого обсуждения. Нет опыта выработки или коррекции образовательной политики на основе этих данных. Поэтому одна из задач данной концепции была связана с описанием создания таких независимых центров оценки качества, которые смогли бы начать решать данную проблему. [5]

Таким образом, концепция оценки качества образования создает условия перехода в России от модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества», поскольку технология «контроля качества» неэффективна. На основе анализа мирового опыта создана такая концепция содержания и процедур внешней оценки, с помощью которой можно будет производить оценку образовательных программ, образовательных учреждений и образовательных достижений школьников и их динамики, обеспечивающие качественное образование. На основе созданной концепции следующим шагом должна стать разработка системы методических писем и рекомендаций, средств и способов оценки учебных и вне учебных достижений обучающихся, а также способов и форм их публичного предъявления обществу.

Попытаемся обратиться к опыту других стран БРИКС в работе по обеспечению качества образования.

Так, например, Бразильская система образования состоит из нескольких традиционных для большинства стран ступеней: дошкольное образование, начальная (первый уровень) и средняя (второй уровень) школы, высшее образование в университете и послеуниверситетская подготовка.

Обязательное образование получается в возрасте от семи до четырнадцати лет. Муниципалитеты следят за преподнесением начального образования, штаты – за средними школами, а бесплатное высшее находится под руководством государства. Но вместе с тем в этой латиноамериканской стране имеется большое количество и частных учреждений образования.

Анализ практического опыта развертывания работ по обеспечению качества образования показывает, что на протяжении всех уровней получения образования ведётся постоянный контроль над его качеством следующими правительственными органами:

Координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES). Несёт ответственность за Федеральный совет по образованию, в задачи которого входят аккредитация частных университетов. Также Координационная система утверждает учебные программы в докторантуре и аспирантуре государственных университетов.

  • Члены специальных комиссий, отобранные в университетской среде, каждые два года проводят оценку программ по учёбе на последипломном уровне.

  • Национальный совет научно-технического развития выделяет денежные и материальные средства бразильским университетам на основе полученных данных от CAPES.

  • Федеральный Совет по образованию выступает в качестве главного распорядительного органа в системе образования страны. [3]

Таким образом, в Бразилии качество образования обеспечивают федеральный совет, члены специальных комиссий, координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES)

Обратимся к опыту достижения качественного образования в Индии. Следует отметить, что в Индии до 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная политика в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.) [3]

Таким образом, в систему обеспечения качества образования Индии включено: центральное управление образования, департамент образования министерства.

Определенный интерес представляет для обогащения системы оценки качества образования мира и опыт в этом направлении Китая.

Анализ имеющихся стратегий и практики показывает, что в Китае ,чтобы повысить качество обучения в высших учебных заведениях, правительство КНР намерено значительно увеличивает квоты на количество иностранных преподавателей в Китае. Приоритет в данном контексте отдается, прежде всего, преподавателям из России, Украины и стран Восточной Европы. Большинство иностранных преподавателей распределены в вузы южных и юго-восточных провинций Китая, так как университеты этих районов находятся в более выгодных условиях финансирования.

Интерес представляет также и практика создания так называемых зон технико-экономического развития (ЗТЭР) для привлечения новейших технологий из-за рубежа в стране, где одновременно ведутся научные исследования и непосредственное использование результатов научных разработок на практике. Здесь создан наиболее благоприятный инвестиционный климат, понижены тарифы налогообложения, ведутся совместные фундаментальные научные исследования с иностранными специалистами. ЗТЭР играют большую роль в плане стимулирования обмена с зарубежными странами, в том числе по линии образования.

Наш анализ показывает, что в Китае быстро развивается высшее профессиональное образование и высшее образование на основе экстерна. В стране сформирована своя система аспирантского образования. С введением обязательного образования в КНР значительно увеличились и ассигнования на нужды образования, качественно улучшились условия обучения, повысилась квалификация педагогического персонала. На сегодняшний день нет практически ни одной школы в провинции, где учебные классы не были бы оснащены по последнему слову техники. Правительство заботится о поддержании статуса педагогического труда, повышении з/п. [2]

Таким образом, система обеспечения качества образования Китая включает взаимосвязанные шаги по улучшению условий обучения, привлечения лучших иностранных преподавателей в свои вузы.

Значительную сложность для нашего исследования представило изучение системы качества образования ЮАР. Недостаточное количество исследовательского материала и пропагандируемого опыта не позволило широко исследовать данный аспект в ЮАР. Однако, изученный материал, тем не менее позволяет говорить о контроле за качеством образования в государственных вузах как о контроле под наблюдением министерства образования, а частные высшие учебные заведения контролируются государством

В целом, исследуя проблемы обеспечения качества образования в странах БРИКС, мы предлагаем следующие выводы:

1. В настоящее время страны БРИКС ведут инновационную работу по выстраиванию эффективны систем обеспечения качества образования.

2. Системы обеспечения качества образования большинства стран БРИКС находится на достаточном уровне. Показателем этого служит то, что ряд университетов стран Китая, России, Индии, которые находятся в топе 100 ведущих университетов мира.

3. Оценка качества образования ведется на государственном уровне во всех странах. В рамках реализации программы культурного обмена (в том числе и образования) страны БРИКС проводят научные конференции, симпозиумы с целью обмена навыками за контролем качества образования.

4. Данная работа имеет подвижный формат и продолжается в рамках международной деятельности университетов и агентств гарантий качества на уровне академических обменов, встреч на форумах, конференциях и семинарах, а также в процессе обмена лучшими практиками.

Список использованной литературы

  1. Российское образование. Режим доступа: http://www.russobras.ru/

  2. Инновационная образовательная сеть. Режим доступа: http://www.eurekanet.ru/

  3. Все про образование за рубежом. Режим доступа: http://inostudent.ru/

  4. Министерство образования Российской Федерации. Режим доступа: минобрнауки.рф

  5. Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru/

Просмотров работы: 1044