Система образования России приняла вектор развития в контексте общих стратегий системы образования мира. В настоящее время мировое сообщество заинтересовано в высоком качестве образования на всех его ступенях, что обуславливает необходимость объединения усилий систем образования для решения важных стратегических задач. Одним из таких проектов, направленных на: формирование валютно-финансового пула, разработку стратегии экономического сотрудничества и обеспечения национальных экономик высокопрофессиональными кадрами, способными решать актуальные задачи развития своих стран на уровне представителям стран БРИКС.
В настоящей статье предпринята попытка исследовать методологические подходы к проблеме качества образования в вузах, разрешаемого усилиями двух стран России и Китая.
Система образования имеет достаточно много проблем. Представители стран БРИКС из всех проблем, существующих в системе образования, на первое место выделяют проблему качества образования. Под качеством образования понимается критерий формирования человеческого мировоззрения, создания целостной картины восприятия человеком природных и исторических процессов развития. Г.А.Цой подчёркивает, что для изучения качества образования нужно учесть такие категории, как структурность качества и системность.
Развитие научных представлений об оценке как категории системы качества осуществляется в исследовании проблем управления качеством образования. В ходе нашего исследования, мы обратили внимание на исследования, в которых закладываются теоретические основы инновационных методов управления качеством образования и научной организации процесса управления (В. И.Андреев, В. А.Качалов, Г. С.Ковалева); на работы по созданию государственных образовательных стандартов и систем менеджмента качества образования (О. В.Аристов, В. И.Байденко, В. А.Исаев); на исследования в области оценки состояния, изменений и тенденций в образовании, базирующиеся на введении единого государственного экзамена в нашей стране (В. Н.Белобородов, В. А.Болотов, В. И.Звонников, Э. М.Коротков). [1]
В последние годы проблема качества образования является актуальной. За последние 3 года по проблеме качества образования было написано достаточное количество диссертаций («Качество образования как социологическая проблема» кандидат социологических наук Кощеева, Ирина Константиновна; «Проблема качества в системе образования Эфиопии» Месфин Бантайеху и многие другие). Однако как показывает исследование, качество образования в вузах является наиболее актуальным.
Формирование надежной, управляемой системы обеспечения качества является одной из основных задач модернизации системы профессионального образования. Существенным элементом системы управления качеством профессионального образования в вузе, позволяющим констатировать имеющийся уровень качества и прогнозировать возможность его повышения, является оценка. Стоить отметить, что оценку качества образования в вузе как стабильный элемент его образовательного пространства характеризуется коммуникативной ориентацией. При этом обобщенными параметрами оценивания выступают:
а) вуз как субъект собственного развития;
б) ориентационное поле развития как основа целостности образовательного пространства вуза;
в) характер образовательной деятельности, опосредованный ориентационным полем развития;
г) степень удовлетворенности субъектов образовательного пространства вуза уровнем его образовательной деятельности;
д) результаты подготовленности выпускников к профессиональной деятельности. [1]
Кроме параметров оценивания существуют также условия оценивания по различным критериям: [6]
1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5). Интегральная оценка уровня преподавания (3 критерия), степени международной интеграции (4 критериев), ресурсной обеспеченности вуза (4 критерия) и степени востребованности абитуриентами (3 критерия).
2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3). Интегральная оценка качества карьеры выпускников (7 критериев), сотрудничества с работодателями (5 критериев).
3. Уровень научно-исследовательской активности вуза (вес = 0,2). Интегральная оценка инновационной активности (11 критериев), научных достижений (5 критериев) и инновационной инфраструктуры (3 критерия). [6]
В России в 2014 году Ирина Шмерлина провела опрос населения «Что такое хорошее и качественное образование?». Россияне дают определение понятию "хорошее, качественное образование" – это образование, которое позволяет человеку быть подлинным асом в своем деле (так ответили - 31% респондентов). Также 8% респондентов считают, что качественное образование предполагает максимальную приближенность вузовских знаний к практике и позволяет молодому специалисту быстро включиться в производственный процесс; 7% указали на сильный преподавательский состав, владеющий современными технологиями обучения.
В нашем филиале в СОФ НИУ «БелГУ» в 2014 году также был проведён опрос студентов. Студентам были заданы следующие вопросы: 1) Что значит для Вас качественное образование? 2) Что нужно сделать для повышения качества образования? По мнению студентов нашего филиала, качественное образование-это система образования, способная обеспечить высокий уровень профессиональных навыков и умений студентов, которые помогут студентам стать квалифицированными специалистами и мастерами своего дела. Для повышения качества образования необходимы: усилия студентов и преподавателей, материально-техническая база и высокий уровень преподавания дисциплин.
Таким образом, повышение качества образования заложено в стратегиях развития системы образования. Федеральные целевые программы, государственные инициативы, проекты, концепции системы развития педагогического образования, профессиональные стандарты, новые образовательные стандарты - всё это, безусловно, обеспечивает высокое качество образования.
В последние 3 года активно внедряется мониторинг эффективности деятельности вузов. Существуют разные мнения о мониторинге, так как он предъявляет высокие требования к учебным организациям.
В данной работе, большой интерес представляет система образования Китая, которая позволяет нам изучить особенности образования в Китае. Для формирования качественного образования в высших учебных заведениях, правительство КНР намерено значительно увеличить квоты на количество иностранных преподавателей в Китае. Приоритет будет отдаваться преподавателям из России, Украины и стран Восточной Европы. Большинство иностранных преподавателей будут распределены в вузы южных и юго-восточных провинций Китая, так как университеты этих районов находятся в более выгодных условиях финансирования. [3]
Кроме того, в Китае быстро развивается высшее профессиональное образование и высшее образование на основе экстерна. В стране сформирована своя система аспирантского образования. С введением обязательного образования в КНР значительно увеличились и ассигнования на нужды образования, качественно улучшились условия обучения, повысилась квалификация педагогического персонала. На сегодняшний день нет практически ни одной школы в провинции, где учебные классы не были бы оснащены по последнему слову техники. Правительство заботится о поддержании статуса педагогического труда, повышении заработной платы. И если Россия только сетует на «утечку мозгов», то Китай «мозги» привлекает.[3]
Для привлечения новейших технологий из-за рубежа в Китайской народной республике существует практика создания зон технико-экономического развития (ЗТЭР), где одновременно ведутся научные исследования и непосредственное использование результатов научных разработок на практике. Здесь создан наиболее благоприятный инвестиционный климат, понижены тарифы налогообложения, ведутся совместные фундаментальные научные исследования с иностранными специалистами. ЗТЭР играют большую роль в плане стимулирования обмена с зарубежными странами, в том числе по линии образования.
Сравнивая системы образования России и КНР, необходимо сконцентрировать внимание на общих пунктах и различиях. Сходство вузов Китая и России заключается в том, что в обучении на дневных отделениях в течение пяти лет (в медицинских институтах – семь-восемь). Высшее образование может быть двух типов: 1) по программе специалиста и 2) двухуровневое, по системе бакалавр плюс магистр. После получения диплома о высшем образовании возможна учеба в аспирантуре для получения степени доктора философии.[4]
Анализируя качество образования в России и Китайской Народной республике, мы выяснили общие проблемы качества образования:
Менталитет: несамостоятельность, снижение нравственности преподавателей, коррупция.
Недостаточные бюджетные средства. Финансирование образования составляет в Китае менее чем 5% к ВВП, а средний мировой показатель составляет 45%. В России софинансирование соответствует мировому показателю.[4]
Дефицит профессоров, доцентов, преподавателей и ассистентов. В среднем, соотношение между преподавателями и студентами составляет 1:18. Количество преподавателей со степенью растет, но их квалификация не соответствует их профессиональному росту, что приводит к снижению качество обучения.
Проблема несправедливости. Абитуриенты в больших городах поступают в ведущие университеты легче, чем провинциалы. Например, численность студентов вузов Пекина выше, чем в провинции Гуйджоу в 8 раз, плата за обучение в Пекине обходится 5000 долл.
Проблема трудоустройства выпускников. По телевидению КНР был репортаж о том, что магистрам и отечественным докторам очень трудно найти работу, а выпускники профессиональных школ или техникумов быстро устраиваются на работу, так как потребность в рабочих руках выше, чем в выпускниках вузов.
Остановимся более подробно на пятой проблеме. Проблема рейтингования вузов в мире достаточно актуальна, особенно для Россиян, так как она не входит в рейтинг лучших университетов мирового значения. Но в последнее время Россия рассматривает создание собственного национального рейтинга.
Проблемным и болезненным вопросом для России является вхождение в рейтинги лучших университетов мира. Анализируя рейтинги лучших университетов мира (THE World University Rankings), мы обратили внимание на рейтинг, представленный британским изданием Times Higher Education, 2014 год. Согласно которому, первые 10 мест занимают следующие страны США и Великобритания. Затем следуют Швейцария, Канада, Япония, Сингапур, Германия, Австралия, Гонконг, Швеция, Китай, Южная Корея, Бельгия, Франция, Нидерланды, Турция, Дания, Ирландия, Испания, Новая Зеландия, Израиль и Россия. РоссийскийМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова занимает 196 место из 200. [7]
Приложение 1 «Times Higher Education, 2014. THEWorldUniversityRankings 2014–2015.»
Анализируя выше сказанную информацию, мы хотим отметить, что оценка вузов производится на основании анализа статистических показателей и результатов опросов следующих целевых групп: студенты и выпускники, представители академического и научного сообществ, представители компаний-работодателей.
Таким образом, важными условиями получения качественного образования являются: число штатных ППС на 100 студентов; процент штатных преподавателей; оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах; доля иностранных студентов из стран вне СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии; количество международных образовательных программ двух дипломов (бакалавриат, специалитет и магистратура); процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом; объем финансовых средств в расчете на 1 студента, тыс. руб.; средняя базовая стоимость обучения на 1 курсе по очным программам бакалавриата (тыс. руб. в год); доля студентов, принятых на основании участия/победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний; средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в ВУЗ на бюджетной основе и другие условия. [6]
Таким образом, наш анализ позволяет сделать вывод, что:
Проблема качества образования актуальна в наши дни. Каждая страна, пытается повысить процент качества образования разными способами.
Система образования Китая и России продолжают развиваться.
Заданы стратегии улучшения качества образования.
Сравнительный анализ качества образования России и Китая имеет сходства в следующих направлениях:
обучение на дневных отделениях в течение пяти лет (в медицинских институтах – семь-восемь);
высшее образование может быть двух типов: по программе специалиста и двухуровневое, по системе бакалавр плюс магистр;
общие проблемы качества образования (коррупция; софинансирование;
недостаточное количество профессоров, доцентов, преподавателей и ассистентов; трудоустройство выпускников)
Мы считаем, что качество образования, можно улучшить, только для этого требуются усилия со всех сторон, руководства и подчинённых.
Список Литературы
Концепция оценки качества профессионального образования в ВУЗЕ - http://moyuniver.net/koncepciya-ocenki-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-v-vuze/
Юань Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы / Ш. Юань // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 3(31). С. 77-80.
Состояние развития высшего образования в Китае - http://articlekz.com/article/8129
Об особенностях современной системы образования в КНР - http://www.akvobr.ru/obrazovanie_knr.html
Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. Вып. 10. Лингвистика и межкультурная коммуникация
Как составлялся рейтинг - http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php?rating/ratingExpertRA2014.html
http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info - Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education.
Приложение 1. «Times Higher Education, 2014. THE World University Rankings 2014–2015.»
Рейтинг |
Университет |
Страна |
|
1 |
Калифорнийский технологический институт |
California Institute of Technology |
США |
2 |
Гарвардский университет |
Harvard University |
США |
3 |
Оксфордский университет |
University of Oxford |
Великобритания |
4 |
Стэндфордский университет |
Stanford University |
США |
5 |
Кембриджский университет |
University of Cambridge |
Великобритания |
6 |
Массачусетский технологический институт |
Massachusetts Institute of Technology |
США |
7 |
Принстонский университет |
Princeton University |
США |
8 |
Калифорнийский университет в Беркли |
University of California, Berkeley |
США |
9 |
Имперский колледж Лондона |
Imperial College London |
Великобритания |
10 |
Йельский университет |
Yale University |
США |
13 |
Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе |
Swiss Federal Institute of Technology Zürich |
Швейцария |
22 |
Университетский колледж Лондона |
University College London |
Великобритания |
23 |
Токийский университет |
University of Tokyo |
Япония |
24 |
Университет Карнеги-Меллон |
Carnegie Mellon University |
США |
25 |
Национальный университет Сингапура |
National University of Singapore |
Сингапур |
29 |
Мюнхенский Университет Людвига-Максимиллиана |
Ludwig-Maximilians Universität München |
Германия |
32 |
Университет Британской Колумбии |
University of British Columbia |
Канада |
33 |
Мельбурнский университет |
University of Melbourne |
Австралия |
34 |
Федеральный политехнический институт Лозанны |
École Polytechnique Fédérale de Lausanne |
Швейцария |
42 |
Университет Вашингтона в Сент-Луисе |
Washington University Saint Louis |
США |
43 |
Гонконгский университет |
University of Hong Kong |
Гонконг |
44 |
Каролинский институт |
Karolinska Institute |
Швеция |
45 |
Австралийский национальный университет |
Australian National University |
Австралия |
48 |
Пекинский университет |
Peking University |
Китай |
49 |
Университет Цинхуа |
Tsinghua University |
Китай |
50 |
Сеульский национальный университет |
Seoul National University |
Южная Корея |
51 |
Гонконгский университет науки и технологии |
Hong Kong University of Science and Technology |
Гонконг |
55 |
Лёвенский католический университет |
Katholieke Universiteit Leuven |
Бельгия |
61 |
Политехнический институт |
École Polytechnique |
Франция |
63 |
Высшая нормальная школа в Пизе |
Scuola Normale Superiore di Pisa |
Италия |
64 |
Лейденский университет |
Leiden University |
Нидерланды |
78 |
Высшая нормальная школа в Париже |
École Normale Supérieure, Paris |
Франция |
83 |
Университет Монаша |
Monash University |
Австралия |
85 |
Ближневосточный технический университет |
Middle East Technical University |
Tурция |
90 |
Гентский университет |
Ghent University |
Бельгия |
98 |
Стокгольмский университет |
Stockholm University |
Швеция |
103 |
Хельсинкский университет |
University of Helsinki |
Финляндия |
121 |
Датский технический университет |
Technical University of Denmark |
Дания |
124 |
Университет Альберты |
University of Alberta |
Канада |
124 |
Кейптаунский университет |
University of Cape Town |
Южная Африка |
129 |
Китайский университет Гонконга |
Chinese University of Hong Kong |
Гонконг |
138 |
Тринити-колледж, Дублин |
Trinity College Dublin |
Ирландия |
139 |
Университет Богазичи |
Boğaziçi University |
Турция |
140 |
Радбудский университет в Неймегене |
Radboud University Nijmegen |
Нидерланды |
141 |
Токийский технологический институт |
Tokyo Institute of Technology |
Япония |
155 |
Национальный университет Тайваня |
National Taiwan University |
Тайвань |
175 |
Оклендский университет |
University of Auckland |
Новая Зеландия |
186 |
Университет Осло |
University of Oslo |
Норвегия |
188 |
Тель-Авивский Университет |
Tel Aviv University |
Израиль |
193 |
Фуданьский университет |
Fudan University |
Китай |
195 |
Боннский университет |
University of Bonn |
Германия |
196 |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
Lomonosov Moscow State University |
Россия |
200 |
Университет имени Джорджа Вашингтона |
George Washington University |
США |