ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН БРИКС: РОССИЯ И КИТАЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН БРИКС: РОССИЯ И КИТАЙ

Ткачук Е.В. 1, Сыроватская Т.А. 1
1Старооскольский филиал Научного Исследовательского Университета «Белгородский Государственный Университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система образования России приняла вектор развития в контексте общих стратегий системы образования мира. В настоящее время мировое сообщество заинтересовано в высоком качестве образования на всех его ступенях, что обуславливает необходимость объединения усилий систем образования для решения важных стратегических задач. Одним из таких проектов, направленных на: формирование валютно-финансового пула, разработку стратегии экономического сотрудничества и обеспечения национальных экономик высокопрофессиональными кадрами, способными решать актуальные задачи развития своих стран на уровне представителям стран БРИКС.

В настоящей статье предпринята попытка исследовать методологические подходы к проблеме качества образования в вузах, разрешаемого усилиями двух стран России и Китая.

Система образования имеет достаточно много проблем. Представители стран БРИКС из всех проблем, существующих в системе образования, на первое место выделяют проблему качества образования. Под качеством образования понимается критерий формирования человеческого мировоззрения, создания целостной картины восприятия человеком природных и исторических процессов развития. Г.А.Цой подчёркивает, что для изучения качества образования нужно учесть такие категории, как структурность качества и системность.

Развитие научных представлений об оценке как категории системы качества осуществляется в исследовании проблем управления качеством образования. В ходе нашего исследования, мы обратили внимание на исследования, в которых закладываются теоретические основы инновационных методов управления качеством образования и научной организации процесса управления (В. И.Андреев, В. А.Качалов, Г. С.Ковалева); на работы по созданию государственных образовательных стандартов и систем менеджмента качества образования (О. В.Аристов, В. И.Байденко, В. А.Исаев); на исследования в области оценки состояния, изменений и тенденций в образовании, базирующиеся на введении единого государственного экзамена в нашей стране (В. Н.Белобородов, В. А.Болотов, В. И.Звонников, Э. М.Коротков). [1]

В последние годы проблема качества образования является актуальной. За последние 3 года по проблеме качества образования было написано достаточное количество диссертаций («Качество образования как социологическая проблема» кандидат социологических наук Кощеева, Ирина Константиновна; «Проблема качества в системе образования Эфиопии» Месфин Бантайеху и многие другие). Однако как показывает исследование, качество образования в вузах является наиболее актуальным.

Формирование надежной, управляемой системы обеспечения качества является одной из основных задач модернизации системы профессионального образования. Существенным элементом системы управления качеством профессионального образования в вузе, позволяющим констатировать имеющийся уровень качества и прогнозировать возможность его повышения, является оценка. Стоить отметить, что оценку качества образования в вузе как стабильный элемент его образовательного пространства характеризуется коммуникативной ориентацией. При этом обобщенными параметрами оценивания выступают:

а) вуз как субъект собственного развития;

б) ориентационное поле развития как основа целостности образовательного пространства вуза;

в) характер образовательной деятельности, опосредованный ориентационным полем развития;

г) степень удовлетворенности субъектов образовательного пространства вуза уровнем его образовательной деятельности;

д) результаты подготовленности выпускников к профессиональной деятельности. [1]

Кроме параметров оценивания существуют также условия оценивания по различным критериям: [6]

1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5). Интегральная оценка уровня преподавания (3 критерия), степени международной интеграции (4 критериев), ресурсной обеспеченности вуза (4 критерия) и степени востребованности абитуриентами (3 критерия).

2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3). Интегральная оценка качества карьеры выпускников (7 критериев), сотрудничества с работодателями (5 критериев).

3. Уровень научно-исследовательской активности вуза (вес = 0,2). Интегральная оценка инновационной активности (11 критериев), научных достижений (5 критериев) и инновационной инфраструктуры (3 критерия). [6]

В России в 2014 году Ирина Шмерлина провела опрос населения «Что такое хорошее и качественное образование?». Россияне дают определение понятию "хорошее, качественное образование" – это образование, которое позволяет человеку быть подлинным асом в своем деле (так ответили - 31% респондентов). Также 8% респондентов считают, что качественное образование предполагает максимальную приближенность вузовских знаний к практике и позволяет молодому специалисту быстро включиться в производственный процесс; 7% указали на сильный преподавательский состав, владеющий современными технологиями обучения.

В нашем филиале в СОФ НИУ «БелГУ» в 2014 году также был проведён опрос студентов. Студентам были заданы следующие вопросы: 1) Что значит для Вас качественное образование? 2) Что нужно сделать для повышения качества образования? По мнению студентов нашего филиала, качественное образование-это система образования, способная обеспечить высокий уровень профессиональных навыков и умений студентов, которые помогут студентам стать квалифицированными специалистами и мастерами своего дела. Для повышения качества образования необходимы: усилия студентов и преподавателей, материально-техническая база и высокий уровень преподавания дисциплин.

Таким образом, повышение качества образования заложено в стратегиях развития системы образования. Федеральные целевые программы, государственные инициативы, проекты, концепции системы развития педагогического образования, профессиональные стандарты, новые образовательные стандарты - всё это, безусловно, обеспечивает высокое качество образования.

В последние 3 года активно внедряется мониторинг эффективности деятельности вузов. Существуют разные мнения о мониторинге, так как он предъявляет высокие требования к учебным организациям.

В данной работе, большой интерес представляет система образования Китая, которая позволяет нам изучить особенности образования в Китае. Для формирования качественного образования в высших учебных заведениях, правительство КНР намерено значительно увеличить квоты на количество иностранных преподавателей в Китае. Приоритет будет отдаваться преподавателям из России, Украины и стран Восточной Европы. Большинство иностранных преподавателей будут распределены в вузы южных и юго-восточных провинций Китая, так как университеты этих районов находятся в более выгодных условиях финансирования. [3]

Кроме того, в Китае быстро развивается высшее профессиональное образование и высшее образование на основе экстерна. В стране сформирована своя система аспирантского образования. С введением обязательного образования в КНР значительно увеличились и ассигнования на нужды образования, качественно улучшились условия обучения, повысилась квалификация педагогического персонала. На сегодняшний день нет практически ни одной школы в провинции, где учебные классы не были бы оснащены по последнему слову техники. Правительство заботится о поддержании статуса педагогического труда, повышении заработной платы. И если Россия только сетует на «утечку мозгов», то Китай «мозги» привлекает.[3]

Для привлечения новейших технологий из-за рубежа в Китайской народной республике существует практика создания зон технико-экономического развития (ЗТЭР), где одновременно ведутся научные исследования и непосредственное использование результатов научных разработок на практике. Здесь создан наиболее благоприятный инвестиционный климат, понижены тарифы налогообложения, ведутся совместные фундаментальные научные исследования с иностранными специалистами. ЗТЭР играют большую роль в плане стимулирования обмена с зарубежными странами, в том числе по линии образования.

Сравнивая системы образования России и КНР, необходимо сконцентрировать внимание на общих пунктах и различиях. Сходство вузов Китая и России заключается в том, что в обучении на дневных отделениях в течение пяти лет (в медицинских институтах – семь-восемь). Высшее образование может быть двух типов: 1) по программе специалиста и 2) двухуровневое, по системе бакалавр плюс магистр. После получения диплома о высшем образовании возможна учеба в аспирантуре для получения степени доктора философии.[4]

Анализируя качество образования в России и Китайской Народной республике, мы выяснили общие проблемы качества образования:

  1. Менталитет: несамостоятельность, снижение нравственности преподавателей, коррупция.

  2. Недостаточные бюджетные средства. Финансирование образования составляет в Китае менее чем 5% к ВВП, а средний мировой показатель составляет 45%. В России софинансирование соответствует мировому показателю.[4]

  3. Дефицит профессоров, доцентов, преподавателей и ассистентов. В среднем, соотношение между преподавателями и студентами составляет 1:18. Количество преподавателей со степенью растет, но их квалификация не соответствует их профессиональному росту, что приводит к снижению качество обучения.

  4. Проблема несправедливости. Абитуриенты в больших городах поступают в ведущие университеты легче, чем провинциалы. Например, численность студентов вузов Пекина выше, чем в провинции Гуйджоу в 8 раз, плата за обучение в Пекине обходится 5000 долл.

  5. Проблема трудоустройства выпускников. По телевидению КНР был репортаж о том, что магистрам и отечественным докторам очень трудно найти работу, а выпускники профессиональных школ или техникумов быстро устраиваются на работу, так как потребность в рабочих руках выше, чем в выпускниках вузов.

Остановимся более подробно на пятой проблеме. Проблема рейтингования вузов в мире достаточно актуальна, особенно для Россиян, так как она не входит в рейтинг лучших университетов мирового значения. Но в последнее время Россия рассматривает создание собственного национального рейтинга.

Проблемным и болезненным вопросом для России является вхождение в рейтинги лучших университетов мира. Анализируя рейтинги лучших университетов мира (THE World University Rankings), мы обратили внимание на рейтинг, представленный британским изданием Times Higher Education, 2014 год. Согласно которому, первые 10 мест занимают следующие страны США и Великобритания. Затем следуют Швейцария, Канада, Япония, Сингапур, Германия, Австралия, Гонконг, Швеция, Китай, Южная Корея, Бельгия, Франция, Нидерланды, Турция, Дания, Ирландия, Испания, Новая Зеландия, Израиль и Россия. РоссийскийМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова занимает 196 место из 200. [7]

Приложение 1 «Times Higher Education, 2014. THEWorldUniversityRankings 2014–2015.»

Анализируя выше сказанную информацию, мы хотим отметить, что оценка вузов производится на основании анализа статистических показателей и результатов опросов следующих целевых групп: студенты и выпускники, представители академического и научного сообществ, представители компаний-работодателей.

Таким образом, важными условиями получения качественного образования являются: число штатных ППС на 100 студентов; процент штатных преподавателей; оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах; доля иностранных студентов из стран вне СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии; количество международных образовательных программ двух дипломов (бакалавриат, специалитет и магистратура); процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом; объем финансовых средств в расчете на 1 студента, тыс. руб.; средняя базовая стоимость обучения на 1 курсе по очным программам бакалавриата (тыс. руб. в год); доля студентов, принятых на основании участия/победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний; средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в ВУЗ на бюджетной основе и другие условия. [6]

Таким образом, наш анализ позволяет сделать вывод, что:

  1. Проблема качества образования актуальна в наши дни. Каждая страна, пытается повысить процент качества образования разными способами.

  2. Система образования Китая и России продолжают развиваться.

  3. Заданы стратегии улучшения качества образования.

  4. Сравнительный анализ качества образования России и Китая имеет сходства в следующих направлениях:

  • обучение на дневных отделениях в течение пяти лет (в медицинских институтах – семь-восемь);

  • высшее образование может быть двух типов: по программе специалиста и двухуровневое, по системе бакалавр плюс магистр;

  • общие проблемы качества образования (коррупция; софинансирование;

  • недостаточное количество профессоров, доцентов, преподавателей и ассистентов; трудоустройство выпускников)

  1. Мы считаем, что качество образования, можно улучшить, только для этого требуются усилия со всех сторон, руководства и подчинённых.

Список Литературы

  1. Концепция оценки качества профессионального образования в ВУЗЕ - http://moyuniver.net/koncepciya-ocenki-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-v-vuze/

  2. Юань Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы / Ш. Юань // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 3(31). С. 77-80.

  3. Состояние развития высшего образования в Китае - http://articlekz.com/article/8129

  4. Об особенностях современной системы образования в КНР - http://www.akvobr.ru/obrazovanie_knr.html

  5. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. Вып. 10. Лингвистика и межкультурная коммуникация

  6. Как составлялся рейтинг - http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php?rating/ratingExpertRA2014.html

  7. http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info - Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education.

Приложение 1. «Times Higher Education, 2014. THE World University Rankings 2014–2015.»

Рейтинг

Университет

Страна

1

Калифорнийский технологический институт

California Institute of Technology

США

2

Гарвардский университет

Harvard University

США

3

Оксфордский университет

University of Oxford

Великобритания

4

Стэндфордский университет

Stanford University

США

5

Кембриджский университет

University of Cambridge

Великобритания

6

Массачусетский технологический институт

Massachusetts Institute of Technology

США

7

Принстонский университет

Princeton University

США

8

Калифорнийский университет в Беркли

University of California, Berkeley

США

9

Имперский колледж Лондона

Imperial College London

Великобритания

10

Йельский университет

Yale University

США

13

Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе

Swiss Federal Institute of Technology Zürich

Швейцария

22

Университетский колледж Лондона

University College London

Великобритания

23

Токийский университет

University of Tokyo

Япония

24

Университет Карнеги-Меллон

Carnegie Mellon University

США

25

Национальный университет Сингапура

National University of Singapore

Сингапур

29

Мюнхенский Университет Людвига-Максимиллиана

Ludwig-Maximilians Universität München

Германия

32

Университет Британской Колумбии

University of British Columbia

Канада

33

Мельбурнский университет

University of Melbourne

Австралия

34

Федеральный политехнический институт Лозанны

École Polytechnique Fédérale de Lausanne

Швейцария

42

Университет Вашингтона в Сент-Луисе

Washington University Saint Louis

США

43

Гонконгский университет

University of Hong Kong

Гонконг

44

Каролинский институт

Karolinska Institute

Швеция

45

Австралийский национальный университет

Australian National University

Австралия

48

Пекинский университет

Peking University

Китай

49

Университет Цинхуа

Tsinghua University

Китай

50

Сеульский национальный университет

Seoul National University

Южная Корея

51

Гонконгский университет науки и технологии

Hong Kong University of Science and Technology

Гонконг

55

Лёвенский католический университет

Katholieke Universiteit Leuven

Бельгия

61

Политехнический институт

École Polytechnique

Франция

63

Высшая нормальная школа в Пизе

Scuola Normale Superiore di Pisa

Италия

64

Лейденский университет

Leiden University

Нидерланды

78

Высшая нормальная школа в Париже

École Normale Supérieure, Paris

Франция

83

Университет Монаша

Monash University

Австралия

85

Ближневосточный технический университет

Middle East Technical University

Tурция

90

Гентский университет

Ghent University

Бельгия

98

Стокгольмский университет

Stockholm University

Швеция

103

Хельсинкский университет

University of Helsinki

Финляндия

121

Датский технический университет

Technical University of Denmark

Дания

124

Университет Альберты

University of Alberta

Канада

124

Кейптаунский университет

University of Cape Town

Южная Африка

129

Китайский университет Гонконга

Chinese University of Hong Kong

Гонконг

138

Тринити-колледж, Дублин

Trinity College Dublin

Ирландия

139

Университет Богазичи

Boğaziçi University

Турция

140

Радбудский университет в Неймегене

Radboud University Nijmegen

Нидерланды

141

Токийский технологический институт

Tokyo Institute of Technology

Япония

155

Национальный университет Тайваня

National Taiwan University

Тайвань

175

Оклендский университет

University of Auckland

Новая Зеландия

186

Университет Осло

University of Oslo

Норвегия

188

Тель-Авивский Университет

Tel Aviv University

Израиль

193

Фуданьский университет

Fudan University

Китай

195

Боннский университет

University of Bonn

Германия

196

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Lomonosov Moscow State University

Россия

200

Университет имени Джорджа Вашингтона

George Washington University

США

Просмотров работы: 1434