ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Осенева А.Е. 1, Назина Л.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный университет инженерных технологий"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Модернизация системы высшего профессионального образования, происходящая в России, связана с переходом к установлению требований к результатам процесса обучения на основе компетентностного подхода. Для оценки качества процесса обучения в ВУЗе используется комплекс общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников для успешного выполнения ими задач профессиональной деятельности, заложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Большинство ВУЗов стремится внедрить и обеспечить эффективное функционирование систем управления качеством образовательного процесса, базируясь на требованиях стандартов серии ИСО 9000. Одним из принципов менеджмента качества является системный подход, предполагающий управление совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов образовательной организации для содействия повышения результативности и эффективности организаций при достижении ее целей в области качества.

Использование системного подхода требует от образовательной организаций определения всех процессов, подпроцессов и элементов, реализующих различные функции, для представления организации в виде целенаправленной системы. Основные требования к системам качества – определение последовательности и взаимодействия процессов, определение критериев их оценки и мониторинга, обеспечение наличия ресурсов и информации, принятие мер к постоянному улучшению этих процессов.

На выходе системы образовательного учреждения находятся выпускники со сформированными компетенциями, входами – являются различные воздействия на систему (рис. 1).

Рис. 1. Схема системы обучения

Для описания системы обучения в ВУЗе примем следующие обозначения: – множество векторов выходных переменных системы. Выходными переменными являются результаты обучения, будем использовать в качестве индикаторов уровни освоения компетенций. Множество входных переменных: – множество векторов входных контролируемых управляемых независимых переменных (факторов); – множество векторов входных контролируемых, но неуправляемых факторов.

На первых этапах проведения системных исследований необходимо сформировать множество входных и выходных параметров, сложность данной работы обусловлена наличием связей образовательного учреждения с внешней средой.

Рассмотрим факторы, влияющие на результат обучения. В первую очередь, это нормативно-правовая база процесса обучения, включающая в себя закон РФ «Об образовании», Постановления Правительства РФ, нормативно-методические документы Минобрнауки России, образовательные стандарты. Поскольку образовательные стандарты разрабатываются при участии организаций, являющихся потенциальными работодателями выпускников, следовательно, другим фактором следует назвать экономическую ситуацию в стране, диктующую потребность производства в кадрах соответствующей квалификации.

Факторы, которыми образовательное учреждение может управлять, определяют ресурсную обеспеченность учебного процесса, к которым относятся учебно-методическое и информационное обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, а также социально-культурная среда ВУЗа, создающая условия для всестороннего развития личности.

С учетом вышесказанного систему обучения в ВУЗе можно представить в виде рис. 2.

Рис. 2. Система процесса обучения

Входами системы будут являться показатели качества абитуриентов, включающие в себя не только результаты сдачи ЕГЭ, но и их индивидуальные достижения (победы на олимпиадах, конкурсах, спортивные достижения и т. п.). Другая группа факторов – характеристика ресурсного обеспечения учебного процесса: количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы на одного обучающегося, доля изданий за последние 10 лет, квалиметрическая оценка оснащенности современным лабораторным оборудованием, доля педагогических работников, имеющих стаж практической работы по профилю преподаваемой учебной дисциплины, обеспеченность иногородних студентов местами в общежитии и т. п.

Выходы – показатели сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, соответствие их требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В качестве векторов выходных параметров будем использовать полученные ранее авторами оценки уровня освоения компетенций выпускников, обучающихся по направлению 221700 «Стандартизация и метрология».

Целью дальнейших исследований будет являться сбор статистических данных и их математическая обработка для получения регрессионной модели, описывающей систему процесса обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование системного подхода позволит определить совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов системы обучения, выделить наиболее значимые факторы, способствующие повышению эффективности и результативности образовательной организации при достижении ее целей в области качества.

Просмотров работы: 847