ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Максимова М.В. 1, Идрисова Е.А. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российское общество находится на современном этапе своего развития, в котором усиливается значимость  сферы образования.

Образование сегодня рассматривается как важнейшая ценность  современного общества, которая отражает задачи социального  развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических норм и установок общественных отношений.

           Образование - активный ускоритель  культурных перемен  и  преобразований в общественной  жизни и в жизни отдельного индивида.

Современное развитие российского общества в новых экономических условиях нуждается в специалистахболее высокого уровня квалификации, что объективно требует повышения качества среднего и высшего профессионального образования.

Процесс образования и воспитания современной молодёжи представляет собой специально организованную деятельность, направленную  на передачу  систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и формирование определённых качеств, необходимых для социализации личности в глобальном современном мире.

Насколько успешным будет будущий специалист? Это зависит  от того, какое он получит  образование и насколько он усвоит даваемые ему знания.

             В настоящее время на процесс  развития образования России активно влияют информационная индустрия и информационные технологии.

 «Современные информационные технологии» основаны  на использовании современных компьютерных и сетевых средств: мобильных

телефонов, смартфонов, ноутбуков, планшетов, компьютеров и т.п..

Сегодня в России  миллионы людей, среди них студенты и школьники

постоянно  взаимодействуют с  мобильным телефоном, компьютером  и/или

смартфоном в быту,  на  улице, в транспорте,  во время досуга  и на учёбе.

Информатизация  современного общества ставит и перед образованием  новые задачи и рождает новые тенденции в  его развитии, связанных с информационным подходом к учебному познанию,  воспитанию и  управлению, поскольку там существуют мощные информационные процессы передачи, хранения, использования и трансформации информации.

Процесс информатизации образования и использование в связи с этим в процессе обучения информационных технологий,  приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникно-вению новых методов обучения.

Термин "информация" - от лат. informatio - осведомление и имеет буквальное значение: сведения, данные, знания.

Информационныепедагогические  технологии сегоднярассматри-ваются как способы передачи, получения, преобразования и усвоения информации в учебно-воспитательном процессе.

      Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся  в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

           Важнейшими современными информационными  устройствами  (ИКТ) являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Содержание учебной  информации должно соответствовать целям обучения и воспитания.Учебная информация будет тем эффективнее, чем больше она скоординирована с познавательной деятельностью обучающихся,

их потребностями, целями и с психологией усвоения данной информации.

Функции такой координации в информационных образовательных

ситуациях выполняет  педагог.

Использование средств информатизации в образовательном процессе оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда педагогов  и  на эффективность обучения студентов и школьников.

Но вместе с тем  на пути качественного учебного процесса, как считают многие педагоги, стоит зависимость учащегося от этих же информационных технологий, в особенности от мобильного телефона, смартфона  и  ноутбука, которые   в руках обучающегося на уроке  являются  игрушкой,  отвлекающей его от урока и мешающая ему учиться.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения (ни у педагогов, ни у родителей)  то, что какими бы заманчивыми ни были эти средства, какими бы уникальными возможностями они ни обладали, приоритетным всегда остается принцип "не навреди". По этой причине необходимо уделить особое внимание негативным последствиям использования этих средств, а  в особенности мобильного телефона.

Мобильный телефон  для школьников и подростков должен  выполнять лишь одну единственную функцию -  облегчить контакт с родителями и друзьями в современном городе, но не должен использоваться во время  учебных занятий. 

 Сотовый телефон в учебном заведении  - помогает ли он образованию или только отвлекает  обучающихся на уроках?

          Обучающиеся  (студенты СПО, ВУЗов и даже школьники младших классов) стали злоупотреблять терпением педагогов, пользуясь мобильниками во время занятий:  пишут  друг другу  SMS,   играют в различные игры, в том числе и коллективные, делают звонки другу,  коротают в социальных сетях и Интернете, что отвлекает их от учебной деятельности.

Можно ли в таких условиях проводить полноценный учебный процесс?

    Как практикующий педагог могу выразить своё мнение и мнение своих

коллег - практически не возможно, или  очень трудно.Теперь уже всем стало

очевидно, что мобильный телефон в  образовательном учреждении  - это

проблема, а не благо!Мобильному телефону и смартфону  в образовательном процессе не место!!

  Многие работники образования  пытаются оказать какое-либо влияние на возможность применения мобильных телефонов во время урока (занятия),

начиная от требований об отключении мобильных устройств и заканчивая возможностью конфискации самого устройства.

            Проблема использования мобильных телефонов  и смартфонов в учебном процессе всё острее  поднимается  в педагогических коллективах, на  заседаниях родительских комитетов и педагогических советов, на которых выносятся  предложения  об ограничении или запрете использования мобильных телефонов и смартфонов во время учебного процесса (урока, занятия).

В мире уже есть практика запрета  наличия  этих средствили   установки,  так называемых «заглушек» в учебных аудиториях.

Несомненно, научно-технический прогресс затрагивает многие стороны жизни современного общества, в том числе и информатизация образования  - применение  цифровых и компьютерных технологий при проведении  учебных занятий,  в организационной, научно-методической и  внеучебной  деятель-ности педагогов и обучающихся.

             Широкое применение новых информационных технологий в процессе обучения и за пределами учебного заведения  имеют для обучаемых как положительные так и отрицательные  аспекты.

К негативным последствиям использования современныхинформа-ционныхсредств можно отнести - отрицательное влияние на физическое и психологическое состояние обучаемого. Он перестает читать, не уделяет должного внимания спорту и физическим нагрузкам, отдыху, у него  сужается круг социальных контактов,  подрывается здоровье - происходит ослабление памяти, снижение внимания, умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям, что неспособствует общему развитиюребёнка.

Одним из важных (положительных) аспектов в информатизации образования являетсяпроцесс создания  системы информационной образовательной среды, ориентированную навсестороннее  развитие личности, готовой к труду и непрерывному образованию, самообразованию, углублению и расширению знаний, умений и навыков и совершенствованию мастерства  - на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания подрастающего поколения России.

Но то, чтосегодня абсолютно очевиднокаждому современному педагогу, что рассматриваемые проблемы не должны оставаться в стороне от  государства. Назрела необходимость определения жестких критериев допустимости размещения в сетях определенных видов информации. Следует выработать  эффективные механизмы ограничения доступа к отдельным сайтам для различных возрастных категорий аудитории Интернета,  законодательно закрепить ответственность владельцев сайтов за содержание размещаемых информационных материалов.

     А запрет на  использование учащимися во время уроков (занятий) мобильных телефонов  должен стать первым шагом в сложной и длительной реформе Российского образования.

Просмотров работы: 3026