ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Мельников Д.В. 1
1НИУ «Московский государственный строительный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящие время экономику России нельзя отделить от мировой экономики. Процессы, происходящие в экономике любой страны сходны по многим признакам. Если государство представить как сложную развивающуюся систему, состоящую из различных подсистем, соединенных между собой различными устойчивыми связями, то четко можно сказать, что образование занимает место одной из основных и основополагающих подсистем. Провозглашенный курс на создание в нашей России экономики, которая базируется на знаниях, не может быть построена без создания эффективной системы образования, должна быть гибкой и отвечать современным экономическим реалиям.

Сложность сегодняшней экономической ситуации в России очень серьезно сказывается на российском образовании и, следовательно, на подготовке молодых специалистов. Рыночные механизмы дают ясно понять, что молодые специалисты, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда и в трудоустройстве

В любых условиях навыки специалисты должны соответствовать требованиям, при которых выполняется тождество: полученные навыки индивидуума = что умеет делать индивидуум. Что имеем в действительности?

Результаты мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, многие работодатели, особенно в промышленности, отмечают низкий уровень специальной подготовки в вузах, жалуются на недостаток практических знаний и узкий профессиональный кругозор молодых специалистов .

Главная претензия работодателей к вузам - оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям тяжелых трудовых будней, к руководству подчиненными, к нормам поведения в бизнес-среде.

Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к вузам по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной, но в чем-то их мнение вполне обоснованно. К тому же, сами работодатели не стремятся активно участвовать в учебном процессе, не обеспечивают будущему специалисту хорошую практику, ссылаясь при этом на «вечную занятость». В свою очередь, у студента также отсутствует заинтересованность в получении дополнительных навыков и знаний, он пассивно принимает то, что дают. Взаимодействие с работодателями является сложным процессом, состоящим из различных по содержанию этапов и форм, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную практическую деятельность. Иногда мы в значительной степени склонны занижать возможные трудности при трудоустройстве, поэтому, для того, чтобы у выпускников не возникало проблем в первые годы работы на предприятии, необходимо устранить большой разрыв между теорией и реальной работой, которая ожидает выпускников. Надо наладить взаимодействие с работодателями, что бы оно начиналось уже в рамках профориентационной работы и продолжалось в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост . Постсоветское образование обладает большой силой инерции и до сих пор остается преимущественно закрытой системой, что порождает противоречие между потребностями производства и ежегодным увеличением числа лиц, закончивших в вузы. В этой связи организация участия работодателей в подготовке профессиональных кадров приобретает в настоящее время особую значимость и становится объективно необходимым.

Если будет синергия ВУЗов и работодателей, то эффективность образования возрастет в разы.

Для этого необходимо проводить практическое обучение студентов на реальных рабочих местах, проведение представителями работодателей учебных занятий для студентов вузов, участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников, преподавателей на реальных рабочих местах, повышение квалификации представителей работодателей в вузе, участие работодателей в научно-практических конференциях, научных семинарах.

Работодатель - заинтересованная сторона в определении целей и результатов вузовской подготовки. Сегодня существенно повысилась актуальность вклада бизнеса, работодателя в определение задач и содержания образования. Фактически вопрос ставится таким образом, что в развитии образования должны участвовать две равноправные стороны - работодатели (бизнес) и академическое сообщество. Обе стороны должны хорошо знать нужды и интересы друг друга, действовать сообща и согласованно по поводу подготовки работников. Подводя итоги, можно констатировать, что эффективность взаимодействия вузов и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает, если высшим учебным заведениям удается осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей с позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг на позицию заинтересованных участников образовательных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Просмотров работы: 1037