Сложность сегодняшней экономической ситуации в России очень серьезно сказывается на российском образовании и, следовательно, на подготовке молодых специалистов. Рыночные механизмы дают ясно понять, что молодые специалисты, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда и в трудоустройстве
В любых условиях навыки специалисты должны соответствовать требованиям, при которых выполняется тождество: полученные навыки индивидуума = что умеет делать индивидуум. Что имеем в действительности?
Результаты мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, многие работодатели, особенно в промышленности, отмечают низкий уровень специальной подготовки в вузах, жалуются на недостаток практических знаний и узкий профессиональный кругозор молодых специалистов .
Главная претензия работодателей к вузам - оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям тяжелых трудовых будней, к руководству подчиненными, к нормам поведения в бизнес-среде.
Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к вузам по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной, но в чем-то их мнение вполне обоснованно. К тому же, сами работодатели не стремятся активно участвовать в учебном процессе, не обеспечивают будущему специалисту хорошую практику, ссылаясь при этом на «вечную занятость». В свою очередь, у студента также отсутствует заинтересованность в получении дополнительных навыков и знаний, он пассивно принимает то, что дают. Взаимодействие с работодателями является сложным процессом, состоящим из различных по содержанию этапов и форм, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную практическую деятельность. Иногда мы в значительной степени склонны занижать возможные трудности при трудоустройстве, поэтому, для того, чтобы у выпускников не возникало проблем в первые годы работы на предприятии, необходимо устранить большой разрыв между теорией и реальной работой, которая ожидает выпускников. Надо наладить взаимодействие с работодателями, что бы оно начиналось уже в рамках профориентационной работы и продолжалось в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост . Постсоветское образование обладает большой силой инерции и до сих пор остается преимущественно закрытой системой, что порождает противоречие между потребностями производства и ежегодным увеличением числа лиц, закончивших в вузы. В этой связи организация участия работодателей в подготовке профессиональных кадров приобретает в настоящее время особую значимость и становится объективно необходимым.
Если будет синергия ВУЗов и работодателей, то эффективность образования возрастет в разы.
Для этого необходимо проводить практическое обучение студентов на реальных рабочих местах, проведение представителями работодателей учебных занятий для студентов вузов, участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников, преподавателей на реальных рабочих местах, повышение квалификации представителей работодателей в вузе, участие работодателей в научно-практических конференциях, научных семинарах.
Работодатель - заинтересованная сторона в определении целей и результатов вузовской подготовки. Сегодня существенно повысилась актуальность вклада бизнеса, работодателя в определение задач и содержания образования. Фактически вопрос ставится таким образом, что в развитии образования должны участвовать две равноправные стороны - работодатели (бизнес) и академическое сообщество. Обе стороны должны хорошо знать нужды и интересы друг друга, действовать сообща и согласованно по поводу подготовки работников. Подводя итоги, можно констатировать, что эффективность взаимодействия вузов и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает, если высшим учебным заведениям удается осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей с позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг на позицию заинтересованных участников образовательных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.