ДЕЛОВАЯ ИГРА – МЕТОД ПОДГОТОВКИ «ИНЖЕНЕРНОГО СПЕЦНАЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕЛОВАЯ ИГРА – МЕТОД ПОДГОТОВКИ «ИНЖЕНЕРНОГО СПЕЦНАЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

Воротынцев Н.Э. 1
1НИУ «Московский государственный строительный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если хочешь, чтобы было сделано на совесть, делай все сам.

Английская поговорка.

С чем сталкивается новоиспеченный и полный амбиций современный выпускник ВУЗа, когда начинает работать по специальности или проходить первую производственную практику? В первую очередь, с несоответствием теории и практики. Он приходит к выводу, что большинство дисциплин, которые были сданы на «отлично», в реальной рабочей ситуации оказываются бесполезны. Лекции и семинары интересны для слушателя лишь в стенах университета и практического применения чаще всего не находят.

Выпускник задает себе вполне логичные вопросы: чему я научился за 5 лет? Неужели современная система образования в нашей стране настолько неэффективна? Как воссоздать в процессе обучения реальные рабочие моменты и проблемы, чтобы будущие специалисты не боялись и умели их эффективно решать?

В научных кругах давно ведутся дискуссии о новых формах и методах обучения. Так, пару десятилетий назад началось повсеместное внедрение в учебный процесс компьютерных технологий наряду с уже устоявшимися методами обучения, такими как лекции, семинары, лабораторные практикумы. Это в значительной степени упрощало труд преподавателя, поскольку облегчался процесс проведения занятий и контроля знаний студентов - компьютерное тестирование, проведение графических работ с применением программных продуктов и т.д. С другой стороны, это лишало студентов возможности творчески мыслить, развивать навыки работы в коллективе, находить эффективные пути решения проблем в нестандартных ситуациях.

В настоящее время в образовании большое внимание уделяется активным формам обучения. Их суть состоит в том, чтобы научить студента преодолевать многочисленные задачи, в процессе решения которых он самостоятельно овладевает умениями и навыками. Примерами таких форм обучения являются деловые игры, "мозговой штурм", кейс - методы, решение проблемных ситуаций и т.д. Как пишет Бельчиков Я. и Бирштейн М. «….деловая игра — имитация принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённостью. Действующими лицами являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли» [1].

Конечно, данные методы обучения имеют и свои минусы, в том числе неспособность менее активных участников проявить себя и показать свои способности на фоне лидеров, незаинтересованность участника темой игры – и как следствие работы «в пол силы».

Являясь студентом 4 курса дневной формы обучения, я принимал участие в деловой игре в ноябре 2014 года в г. Москве. Мероприятие проходило под названием «Дни карьеры Росатома», организатором которого явилась одноименная государственная корпорация. Главным призом в «битве умов», помимо денежного вознаграждения, был сертификат на трудоустройство в любом из структурных подразделений компании.

Первым заданием было запроектировать и построить из конструктора «Лего» ангар для самолета. При этом сотрудники одной команды, представляющие разные отделы ( проектировщики, строители, кладовщики, ген.директор и т.д.) могли общаться между собой только посредством служебных записок. Результаты этого конкурса оказались самыми разнообразными. Судьям были представлены и поистине уродливые, ничего общего не имеющие с реальностью, строения, и откровенно потрясающие по своей точности исполнения и красоте ангары.

В качестве второго задания нам было предложено построить пирамиду из подручных средств (шарики, коктейльные трубочки и нитки с иголками) с наименьшими затратами, чтобы впоследствии заказчик смог разместить на ней свою рекламу прищепок для белья. Несмотря на всю комичность задания, главная суть его была весьма серьезной, а именно - умение слушать заказчика и правильно выполнять все его пожелания. По итогам конкурса я занял 4 место из 50-ти. К сожалению, призовыми местами были первые три.

Деловые игры, как одна из активных форм обучения, ежегодно проходят и в стенах НИУ «МГСУ-МИСИ». В декабре 2014 года в институте гидротехнического и энергетического строительства состоялась деловая игра «Окончание строительно-монтажных работ по СПОТ» в рамках дисциплины «Организация строительного производства» под руководством доц. Нарежной Т.К. Меня искренне поразила проблема, поставленная перед участниками. Она была очень актуальной и новой, но в то же время достаточно простой и стандартной для строительства – срыв сроков монтажа системы СПОТ на оболочке возводимого реактора Нововоронежской АЭС. Пути решения этой проблемы, выдвигаемые участниками игры, вызывали неоднозначные эмоции у многих присутствующих. На мой взгляд, многим из них не хватило именно специальных знаний в области строительства атомных электростанций, в частности бетонных работ, а также технической «подкованности», чего нельзя сказать о знаниях в области организации строительства. Следует заметить, что самые жаркие споры шли на этапе обсуждения технических и технологических вопросов. Решение организационных проблем носило конструктивный характер, и участники смогли быстро найти компромисс.

Хочется отметить низкую активность многих участников игры. Как правило, отвечали и выступали одни и те же лица, деятельности многих других членов команд была не заметна. Очень понравилось выступление иностранного гостя и использование английского языка. Думаю, что для участников это было неожиданно и не позволило им заранее подготовиться к развитию такого сценария. На мой взгляд, это украсило игру и создало дополнительное поле для развития действий.

По-моему мнению, главное, что должны были усвоить участники этой деловой игры - насколько важно уметь работать в коллективе, учитывать особенности каждого сотрудника, уровень его знаний, находить общий язык и компромисс в любой ситуации. При этом законы синергии никто не отменял - в коллективе важна каждая единица, каждый сотрудник.

В жизни мы часто убеждаемся в справедливости сказанного эпиграфа, но в современном мире, и в частности в строительном производстве, это правило не работает. Нельзя обойтись возможностями лишь одной «сильной личности». Можно позволить себе быть лидером, организовывать людей, направлять их, но так, чтобы совместная работа давала хороший, куда больший результат, чем результат последователя английской поговорки.

В заключении хочется отметить, что деловая игра, как современная форма обучения в технических ВУЗах позволяет развивать у студентов профессиональное общение, легче преодолевать стереотипы, осмысливать полученные результаты. Приобретаемый опыт в процессе игры наиболее приближен к практической профессиональной деятельности: можно оценивать масштаб работы, представлять последствия принятых решений, оценивать альтернативные варианты.

Литература:

  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: АВОТС, 1989 - с.304

Просмотров работы: 849