Проблема терроризма актуальна во все времена. Кроме того, она может привести к реальным человеческим жертвам , не говоря уже о возможном колоссальном материальном ущербе.
Представленная в данной статье методика разработки антитеррористических мероприятий позволяем обеспечить должный уровень безопасности при минимальных финансовых затратах.
Первым этапом в нашей работе является категорирование объекта (определение категории) по степени их потенциальной опасности. Данное мероприятие проводится с целью дифференциации требований по физической защите и охране объектов.
Категории объекта по степени потенциальной опасности – это условный индекс, характеризующий степень потенциальной опасности объекта и определяемый величиной социально-экономических последствий аварий (инцидентов) на объекте. Устанавливаются три категории объектов по степени их потенциальной опасности с учетом их важности: высокая, средняя, низкая.
В процессе выполнения работ по категорированию объекта проводится сбор и анализ информации об объекте на основании:
- анализа документов, содержащих исходные данные об объекте, в первую очередь Декларации безопасности промышленного объекта;
- изучения технологических процессов, используемых на объекте, специфики возникновения и возможного развития аварийных ситуаций;
- опроса специалистов объекта;
- обследования объекта.
В дальнейшем осуществляется тщательное исследование каждого объекта на территории предприятия, выделяются потенциально опасные участки объекта. При этом в качестве критерия потенциальной опасности принимается количество пострадавших в результате реализации угрозы ТА.
Из числа потенциально опасных, определяются критические элементы комплекса. Под критическими элементами объекта понимаются потенциально-опасные участки объекта, несанкционированные действия, в отношении которых приводят к прекращению нормального функционирования объекта, его повреждению или аварии (инциденту), или созданию угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Для каждого критического объекта разрабатывается модель потенциального нарушителя. Она представляет собой совокупность количественных и качественных характеристик нарушителя, его мотивации и преследуемых им целей и используется при определении требуемого уровня защищенности объекта и его критических элементов, выработке требований к созданию физической защиты объекта. Существует 6 основных типов нарушителя:
Модель нарушителя |
Тип нарушителя |
Степень потенциальной опасности |
||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
||
Террористическая группа |
Внешний первого типа |
+ |
- |
- |
Группа нарушителей |
Внешний второго типа |
+ |
+ |
- |
Одиночный нарушитель |
Внешний третьего типа |
+ |
+ |
+ |
Внешний четвертого типа |
+/- |
+/- |
+/- |
|
Внутренний первого типа |
+/- |
+/- |
+/- |
|
Внутренний второго типа |
+ |
+ |
+ |
Осуществляется разработка вероятных способов осуществления террористических угроз по отношению к каждому критическому элементу.
На следующем этапе нашего исследования мы должны определить и рассчитать вероятные социально-экономических последствий ТА. Критериями в данном случае будут служить следующие показатели:
-количество пострадавших людей, Nn чел.; - экономический ущерб, С, тыс. МРОТ.
Используя собранные ранее данные ,мы разрабатываем комплекс мер обеспечивающих антитеррористическую защищенность. В процессе работы специалист должен руководствоваться следующими принципами:
-разумной достаточности;
-конфиденциальности;
-правовой обусловленности;
-всеобщей обязательности;
-разграничения функций;
Хотелось бы отметить, что различные программы компьютерного моделирования значительно облегчают труд разработчика и повсеместно используются.
Теперь нам следует осуществить проверку разработанных мер путем сравнения времени реагирования охраны и времени действий нарушителя. Меры по пресечению ТА утверждаются при выполнении условия: Т н > Т о
Общее время действий охраны: То= Т сбора + Т движения + Т блокировки
Время действий нарушителя: Тн = Т преодоления + Т движения + Т реализации
Если Т н < Т о ,то нам необходима разработать дополнительный комплекс мер.
На основании полученных данных будет сформирован паспорт антитеррористической защищенности .В результате мы получаем достаточный уровень безопасности при минимальных финансовых затратах , что актуально в условиях современной рыночной экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ФЗ № 35 «О противодействию терроризму» от 06.03.2006
2. ФЗ №384 «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009
3. Постановление Правительства РФ №73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» от 15 февраля 2011 г.
4