ОПТИМИЗАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ

Беляев С.П. 1, Дронов В.С. 2
1ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
2Военный Учебно-Научный Центр Военно-Воздушных Сил " Военно-Воздушная Академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Складская сеть, через которую осуществляется распределение материальных потоков, является значимым элементом логистической системы Вооруженных Сил по снабжению воинских частей авиационным вооружением. В работе представлено практическое предложение по оптимизации расположения распределительного центра на обслуживаемой территории с учетом разновидности транспорта.

При выборе местоположения распределительного склада (центра) наибольшее внимание уделяется транспортным расходам, связанным с доставкой авиационных средств поражения (АСП) на склад и со склада потребителям. Чем ниже эти совокупные расходы, тем эффективнее вариант выбора.

Рациональное место расположения склада объединения зависит от особенностей транспортной сети. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги. Предпочтение следует отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта. Задача размещения распределительного центра приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение будет, скорее всего, очевидным.

Например, если на обслуживаемой территории определенного района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения или же поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения.

Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов.

Кратко охарактеризуем некоторые из них:

1. Метод полного перебора.

Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ (электронная вычислительная машина) методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей метод может оказаться, неприменим, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения, растут по экспоненте.

2. Эвристический метод.

Название «эвристический» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция, в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора.

Гораздо менее трудоемки субоптимальные, или так называемые эвристические методы определения места размещения распределительных центров.

Эти методы эффективны для решения больших практических задач. Они дают хорошие, близкие к оптимальным, результаты при высокой сложности вычислений, однако, не обеспечивают отыскания оптимального решения.

По существу, метод основан на « правиле большого пальца » (иначе метод Палетто или АВС метод), то есть на предварительном отказе от очевидных неприемлемых вариантов. Опытный специалист - эксперт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ, анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд варианты, исключает из задания машины.

Таким образом, проблема сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оценить. Остаются лишь спорные варианты, по которым у эксперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.

3. Метод определения центра тяжести.

Используется для определения места расположения одного распределительного центра.

Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания.

На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока.

Затем модель уравновешивают. Если распределительный центр разместить в точке района, в котором соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.

При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели, пропорциональным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес самой пластины. Используем метод полного перебора.

При оптимизации расположения распределительного центра будем считать:

1. Транспортные тарифы одинаковые на всём пути перемещения АСП выбранным видом транспорта.

2. Потребность в АСП авиационных частей объединения одинаковая (в среднем).

3. Арсеналы, за которыми закреплён склад объединения, осуществляют поставки АСП равных объёмов (в среднем).

4. Воздушные перевозки осуществляются по кратчайшим расстояниям между пунктами назначения.

5. Распределительный центр выбирается из множества мест расположения авиационных частей объединения.

Для осуществления перевозок местоположение распределительного центра будем искать по минимальному значению функционала:

, (1)

где RПli – расстояние (в соответствии с транспортной сетью) от i-го поставщика до l-го клиента (до предполагаемого распределительного центра);

RKlj – расстояние (в соответствии с транспортной сетью) от j-го клиента до l-го клиента.

Необходимо отметить тот факт, что в качестве RПli и RKlj выбираются кратчайшие расстояния в имеющейся транспортной сети.

Для примера рассмотрим поиск оптимального местоположения распределительного центра гипотетического объединения. В качестве клиентов будут выступать: гг. Борисоглебск, Балашов, Ртищево, Мичуринск, Котельниково, Тихорецк, Краснодар, Армавир, Майкоп и станица Кущевская. Гипотетическими поставщиками определены: г.Буй и р.пос. Базарный Сызган. Транспортные сети будут рассмотрены исходя из [1, 2].

В таблице 1 представлены результаты расчета (1) для определения распределительного центра гипотетического объединения при авиаперевозках АСП.

В таблице 2 представлены результаты расчета (1) для определения распределительного центра гипотетического объединения при перевозках АСП железнодорожным транспортом.

В таблице 3 представлены результаты расчета (1) для определения распределительного центра гипотетического объединения при перевозках АСП автомобильным транспортом.

В таблицах 1-3 представлены следующие варианты снабжения гипотетического объединения АСП:

1. В качестве поставщиков выступают г. Буй и р. пос. Базарный Сызган, ведется поиск одного распределительного центра.

2. В качестве поставщика выступает г. Буй, ведется поиск одного распределительного центра.

3. В качестве поставщика выступает р. пос. Базарный Сызган, ведется поиск одного распределительного центра.

4. В качестве поставщика выступает р. пос. Базарный Сызган. Ведется поиск двух распределительных центров. Один - для клиентов: гг. Борисоглебск, Балашов, Ртищево, Мичуринск, и другой - для остальных клиентов.

Таблица 1– Результаты расчета для автомобильных перевозок АСП

Населенные

пункты

Поставщики (распр. центры для клиентов 1-4, 5-10)

Б и БС

Б

БС

БС (1-4, 5-10)

Борисоглебск

14483

16013

12953

3515

Балашов

15031

17371

12691

3211

Ртищево

14450

16625

10275

2019

Мичуринск

14056

15475

12641

3121

Котельниково

18531

21331

15731

8680

Кущевская

19617

20897

18337

9378

Тихорецк

20027

21307

18747

9600

Краснодар

21964

23244

20684

10509

Армавир

22343

23632

21052

10497

Майкоп

21101

20921

21281

10762

При выполнении перевозок автомобилями наименьшие транспортные расходы были получены при выборе в качестве распределительных центров:

для первого варианта – г. Мичуринск (F=14056);

для второго варианта – г. Мичуринск (F=15475);

для третьего варианта – г. Ртищево (F=10275);

для четвертого варианта – гг. Ртищево (F=2019) и Котельниково (F=8680).

Таблица 2– Результаты расчета для жд перевозок АСП

Населенные

пункты

Поставщики (распр. центры для клиентов 1-4, 5-10)

Б и БС

Б

БС

БС (1-4, 5-10)

Борисоглебск

14307

16717

11897

2872

Балашов

14331

17301

11361

2336

Ртищево

14507

17987

11027

2002

Мичуринск

13912

14632

13192

3342

Котельниково

18004

21349

14650

8015

Кущевская

20240

21380

19100

9665

Тихорецк

20200

22500

17900

8705

Краснодар

22216

24326

20106

9861

Армавир

22186

24486

19886

9667

Майкоп

24482

26782

22182

10907

При выполнении перевозок по железной дороге наименьшие транспортные расходы были получены при выборе в качестве распределительных центров:

для первого варианта – г. Мичуринск (F=13912);

для второго варианта – г. Мичуринск (F=14632);

для третьего варианта – г. Ртищево (F=11027);

для четвертого варианта – гг. Ртищево (F=2002) и Котельниково (F=8015).

Таблица 3 - Результаты расчета для авиаперевозок АСП

Населенные

пункты

Поставщики (распр. центры для клиентов 1-4, 5-10)

Б и БС

Б

БС

БС (1-4, 5-10)

Борисоглебск

10303

12228

8378

2056

Балашов

9978

12338

7618

1672

Ртищево

10564

13714

7414

1464

Мичуринск

10535

11760

9310

2224

Котельниково

13646

16006

11286

6294

Кущевская

15480

17230

13730

7054

Тихорецк

16247

19222

13272

6656

Краснодар

17705

19630

15780

7828

Армавир

16680

18780

14580

7224

Майкоп

17355

19280

15430

7676

При выполнении авиаперевозок наименьшие транспортные расходы были получены при выборе в качестве распределительных центров:

для первого варианта – г. Балашов (F=9978);

для второго варианта – г. Мичуринск (F=11760);

для третьего варианта – г. Ртищево (F=7414);

для четвертого варианта – гг. Ртищево (F=1464) и Котельниково (F=6294).

Из анализа полученных результатов видно, что наилучшим вариантом системы снабжения авиационными средствами поражения гипотетического объединения является тот, когда в качестве поставщика выступает р. поселок Базарный Сызган. В этом случае распределительный центр гипотетического объединения целесообразно разместить в г. Ртищево.

Выигрыш составляет:

1. По авиаперевозкам в сравнении с:

а) первым вариантом 25,7%;

б) вторым вариантом 37%;

в) четвертым вариантом 4,4%.

2. По железнодорожным перевозкам в сравнении с:

а) первым вариантом 20,7%;

б) вторым вариантом 24,6%;

в) четвертым вариантом проигрыш 9%.

3. По автомобильным перевозкам в сравнении с:

а) первым вариантом 26,9%;

б) вторым вариантом 33,6%;

в) четвертым вариантом 4%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Атлас автомобильных дорог: Россия, страны СНГ, Прибалтика. Федеральная служба геодезии и картографии России. М.: 2002. 348 с.

2 Атлас. Железные дороги. Россия, страны СНГ, Прибалтика. Новейшее картографическое издание. Омск: Картографическая фабрика, 2002. 322 с.

Просмотров работы: 2758