ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ УЧЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ УЧЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Доронина Н.С. 1, Медведева Н.А. 1
1филиал ТюмГУ г. Тобольска
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование.

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины во мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно - воспитательной работе с ним.

Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести, нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно - воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Конечно, учебно - воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно - воспитательного процесса с младшими школьниками.

Цель исследования:выявить особенности темперамента младших школьников; сформулироватьпсихолого-педагогические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разными типами темперамента.

Объект исследования: индивидуально-типологические особенности ребенка младшего школьного возраста с отклонениями в развитии.

Предмет исследования:особенности темперамента младших школьников с отклонениями в развитии.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение, что дети с разными типами темперамента имеют свои особенности психологической готовности к школьному обучению.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Исследование индивидуально-типологических особенностей младших школьников с отклонениями в развитии.

3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по учету темпераментальных характеристик младших школьников с отклонениями в развитии в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;

- эмпирическое исследование, включающие в себя: наблюдение; беседу; опросник темперамента А.Томаса - С.Чесс;

- количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Практическая значимостьработы заключается в том, что результаты исследования позволили разработать психолого - педагогические рекомендации.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методического аппарата психологической науки, количественным и качественным анализом эмпирического материала.

База исследования: исследование проводилось на базеМуниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида». В исследование приняли родители учащихся: 46 человек.

Структура курсовой работы:настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературыи приложений.

 

 

 


 

Глава 1. Теоретический анализ психолого - педагогических подходов в исследование особенностей темперамента младших школьников

1.1.Темперамент как психологическая категория: понятие, подходы к изучению

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение[21, с.367].

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений[3, с.146].

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

Типы темпераментов

Как отмечалось во введении, темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гипократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melainachole­черная желчь) [22, с.278].

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т.д. Отсюда и появились психологические описания - "портреты" различных темпераментов. Рассмотрим кратко эти описания, опираясь как на научные, так и на литературные источники (например описания французского писателя Стендаля и немецкого философа Канта). Описания Стендаля содержат все признаки общежитейского представления о темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день[17, с.134].

Холерик

Стендаль пишет о холерическом темпераменте следующее. "Желчь - один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам". Душевные свойства этого типа по Стендалю: повышенная впечатлительность, движения резкие.порывистые. "Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией",- считает французский писатель[11, с.114].

В психологической литературе холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Сведя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее. Холерик: 1)неусидчив и суетлив; 2)невыдержан и вспыльчив; 3)резок и прямолинеен; 4)решителен и инициативен 5)упрям; 6)находчив в споре; 7) работает рывками; 8) склонен к риску; 9)незлопамятен и необидчив; 10) обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; 11)неуравновешен и склонен к горячности; 12)агрессивный забияка;13) нетерпим к недостаткам; 14) обладает выразительной мимикой; 15) способен быстро действовать и решать; 16) неустанно стремится к новому; 17) обладает резкими, порывистыми движениями; 18) настойчив в достижении поставленной цели; 19) склонен к резким сменам настроения[6, с.87].

Сангвиник

Сангвиник, по Стендалю, - это "человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре"[31, с.394].

Душевные свойства сангвиника: "приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов - сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка, считает классик французской литературы"[6, с.89].

Считается, что сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутников, балагуром[29, с.367]. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет[9, с.179].

Сангвиник: 1)весел и жизнерадостен; 2) энергичен и деловит; 3) часто не доводит начатое дело дол конца; 4) склонен переоценивать себя; 5) способен быстро схватывать новое; 6) неустойчив в интересах и склонностях; 7) легко переживает неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливается к разным обстоятельствам; 9) с увлечением берется за новое дело;10) быстро остывает, если дело перестает его интересовать; 11) быстро включатся в новую работу и быстро переключается на другую; 12) тяготится однообразием, будничной кропотливой работой; 13) общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми для него людьми; 14) вынослив и работоспособен; 15) обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;16) сохраняет самообладание в неожиданной и сложной остановке; 17) обладает всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпает и пробуждается; 19) часто несобран и проявляет поспешность в решениях; 20) склонен иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

Флегматик

Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например, голландцам, считает Стендаль. "Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижные гасконец побивает огромного гренадера-голландца"[13, с.177].

Душевные свойства: "флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования". Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу[9, 185].

Флегматик: 1) спокоен и хладнокровен; 2) последователен и обстоятелен в делах; 3) осторожен и рассудителен; 4) умеет ждать; 5) молчалив и не любит попусту болтать; 6) сдержан и терпелив; 7) доводит начатое дело до конца; 8) не растрачивает попусту сил; 9) строго придерживается выработанного распорядка жизни и системы в работе; 10) легко сдерживает порывы; 11) маловосприимчив к одобрению и порицанию; 12) незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; 13) постоянен в своих интересах и отношениях; 14) медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое; 15) ровен в отношениях со всеми; 16) с трудом приспосабливается к новой обстановке; 17) обладает выдержкой ; 18) любит основательно обдумать решение [23, с.167].

Меланхолик

Меланхолика, считает Стендаль, отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. "Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение".

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнь, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Меланхолик: 1) стеснителен и застенчив; 2) теряется в новой обстановке; 3) затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми; 4) не верит в свои силы; 5) легко переносит одиночество; 6) чувствует подавленность и растерянность при неудачах; 7) склонен уходить в себя; 8) быстро утомляется; 9) обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;10) невольно приспосабливается к характеру собеседника; 11) впечатлителен до слезливости; 12) чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию; 13) предъявляет высокие требования к себе и окружающим; 14) склонен к подозрительности и мнительности; 15) болезненно чувствителен и легко раним; 16) чрезвычайно раним; 17) скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями;18) малоактивен и робок; 19) безропотно покорен; 20) стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих[9, 193].

Какой темперамент лучше?

Ответ на этот вопрос звучит так: "Никакой". Это связано с самой сущностью темперамента как динамической характеристики психики. Он как бы окрашивает в динамические характеристики (темп, быстрота, интенсивность, сила и т.д.) проявление свойств личности и протекания психических процессов. Таким образом, темперамент - нейтральный фактор психики.

Итак, каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства им недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды[6, с.67].

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

Подобных позиций о равноправии темпераментов придерживались такие крупные специалисты в этой области как Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын. По их мнению, вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен. Предположение, что бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения и приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам, особенно в педагогике[27, с.13-15].

Однако, такая аргументация, однако, не кажется убедительной Я.Стреляу. «Вряд ли кто-нибудь будет сегодня утверждать, что все люди обладают одинаковыми умственными способностями, памятью и т. п. Разве обнаружение такого рода различий тоже является общественно вредным? На наш взгляд, как раз наоборот!», - пишет он [32,с.168]. В данном случае исследователь имеет в виду разную ценность темпераментов с точки зрения адаптивных способностей. И этот вопрос он призывает рассматривать всегда в зависимости от конкретной обстановки[33, с.237].

Таким образом, существует множество отечественных и зарубежных теории по проблеме исследования. Необходимо рассмотреть особенности проявления темперамента младших школьников с отклонениями в развитии, с целью создания оптимальной для учеников условий обучения

 

1.2.Особенности проявления темперамента младших школьников с отклонениями в развитии

Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

Сангвиник

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю - разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят[16, с.366].

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д [34, с.289].

Холерик

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Флегматик

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты- редкие, неэнергичные.

Меланхолик

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий  эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые [14, с. 385].

В следующем параграфе мы рассмотрим психологические особенности темперамента младших школьников в образовательном процессе.

 

1.3.Учет психологических особенностей темперамента младших школьников в образовательном процессе

Как уже отмечалось выше, учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде заметим, что преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.

Учебно - воспитательная работа с сангвиниками

В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников - нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего подходит ему. Он быстро устают от однообразия.  Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности - привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера[25, с.36].

Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других[18, с.216].

Учебно - воспитательная работа с холериками

В отношении холериковнеобходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия - окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном[26, с.37].

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование - словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников).

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность[19, с.57].

Учебно - воспитательная работа с флегматиками

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное - не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств - в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы - учить закончить дело до звонка.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.

В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности - занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми... Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми.  Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища[19, с.65].

Учебно - воспитательная работа с меланхоликами

Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляция деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики - интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества - чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы[19, с.70].

 В первой главе мы рассмотрели темперамент как психологическую категорию, изучили особенности проявления темперамента младших школьников с отклонениями в развитии и учли психологические особенности темперамента школьников в образовательном процессе.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Проведя анализ литературы как отечественных, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, мы выявили, что в теории высшей нервной деятельности основой темперамента выступают фундаментальные свойства нервных процессов. К этим свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Мы выделили следующие возрастные особенности у младших школьников: характер детей отличается некоторыми особенностями: они импульсивны - склонны незамедлительно, действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам; учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий; для младших школьников характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Изучение научной литературы, формулировка выводов, основных положений позволяют перейти к следующей задаче работы - к эмпирическому исследованию  особенности темперамента младших школьников с отклонениями в развитии.


 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей темперамента младших школьников с отклонениями в развитии

2.1.Организация и методы исследования

Приступая к эмпирическому исследованию, мы предположили, что учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно - воспитательной работы.

Цель исследования - выявить особенности темперамента младших школьников; сформулироватьпсихолого-педагогические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разными типами темперамента.

Исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Исследование индивидуально-типологических особенностей младших школьников с отклонениями в развитии.

3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по учету темпераментальных характеристик младших школьников с отклонениями в развитии в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы.

I этап. Для проверки гипотезы, было организовано исследование, основными методами которого были методика А. Томаса - С. Чесс и наблюдение за детьми, с целью выявления темпераментальных особенностей младших школьников. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида». В нем принимали участие учащиеся 1- 5 классов и их родители.

Критериями наблюдения являлись:

1. Быстрота действий в определенной ситуации: ученикам было предложено задание: «Кто быстрее», которое заключалось в том, что они должны был решить несколько примеров. Большая часть детей справилась с этим заданием, немногие выполнили, но с опозданием, некоторые вообще не справились с заданием;

2. Реакция на замечания учителя;

3. Манера разговора с товарищами при обсуждении волнующего вопроса: учащимся было предложено разделиться на две команды, а также придумать им название. Большинство учеников с удовольствием принялись выполнять задание, остальные дети сидели в стороне и не принимали в обсуждении никакого участия;

4. Поведение в ситуации при сдаче самостоятельной работы в случае ее незавершенности или ошибочности;

5. Поведение при решении трудной задачи;

II этап. При исследовании также использовалась методика А. Томаса - С. Чесс, которая помогла выявить 9 свойств темперамента:

-                    активность - уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;

-                    ритмичность - предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу и т.д. в одно и то же время);

-                    приближение - избегание - непосредственная реакция на новые стимулы (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление - с проявлением отрицательных эмоций);

-                    адаптивность - легкость привыкания к новым условиям;

-                    порог чувствительности - уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);

-                    качество настроение - соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;

-                    отвлекаемость - эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить, если он плачет);

-                    интенсивность реакций - энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;

-                    настойчивость, выносливость и длительность внимания - насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом, и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.

Различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего А. Томасом и С. Чессом было выделено три синдрома свойств:

-                    Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей.

-                    Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.

-                    Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Детям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.


 

2.2.Особенности темперамента младших школьников с отклонениями в развитии

Главная особенность методики А. Томаса - С. Чесс то, что тест проводится не с детьми, а с их родителями. Из данной методики мы выявили:

 

 

Обработав данные приведенные в диаграмме, мы выяснили, что 40% школьников относятся к первому типу - легкому темпераменту, 25% относятся ко второму типу - трудный темперамент, 15% относятся к третьему типу темперамента - темперамент с длительным привыканием, 20% учащихся объединяют в себе все три типа темпераментальных свойств.

Исходя из этого, будет целесообразно разработать рекомендации для учителя начальных классов по учету индивидуальных темпераментальных особенностей у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

2.3.Психологические рекомендации по учету темперамента младших школьников в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали, заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети - холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся - флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания - они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях "тепличного" воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённуюсаморегуляцию, самовоспитание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого - другие.

Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе, мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, и, следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

 

 

 

Выводы по второй главе

Для выявления темперамента мы использовали метод наблюдения, который помог нам определить типы темперамента младших школьников. Мы установили, что в даннойшколе учатся дети с разными темпераментальными особенностями: одни из них активные, подвижные, более общительные, другие работают медленнее, долго думают, менее эмоциональны.

В связи с этим мы разработали рекомендации для учителя начальных классов с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.

В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом  приемы воспитательных воздействий.

Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.

Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе.

Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.

Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при подготовке к уроку?"; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.

Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий- являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки.

При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности.

У школьников холерического темперамента при правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу.

Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей.

Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе.

Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе.

Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное  состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми  холерического темперамент. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.

Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание.

По отношению к школьникам- сангвиникам  положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.

Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента - важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

 
 

Заключение

Проведя анализ литературы как отечественных, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, мы выявили, что в теории высшей нервной деятельности основой темперамента выступают фундаментальные свойства нервных процессов. К этим свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Мы выделили следующие возрастные особенности у младших школьников: характер детей отличается некоторыми особенностями: они импульсивны - склонны незамедлительно, действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам; учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий; для младших школьников характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Для выявления темперамента мы использовали метод наблюдения, который помог нам определить типы темперамента младших школьников. Установили, что в данном классе учатся дети с разными темпераментальными особенностями.

С помощью методики А. Томас - С. Чесса выдели 3 типа свойств темперамента:

-                    Легкий темперамент;

-                    Трудный темперамент;

-                    Темперамент с длительным привыканием.

В связи с этим мы разработали рекомендации для учителя начальных классов с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.

В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

Таким образом, в психическом развитии ребенка, в развитии его индивидуальных особенностей одним из важных составляющих является темперамент. Учет темпераментальных особенностей младших школьников позволяет вести более плодотворную работу с детьми как в учебно-вопоспитательном процессе, так и при подготовке к обучению в школе.

 
 

Список литературы

1.               Абрамова, Г.С. Возрастная психология[Текст]: учебное пособие для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. М., Издательский центр «Академия», 2007. - 338 с.

2.               Алямовская, В., Кергез, Н. Как помочь «медленному» ребенку[Текст]/ Игра и дети. - 2003. № 4. - C. 13-15.

3.               Введение в психологию [Текст] / Под общей ред. проф. А. В. Петровского. М., Издательский центр «Академия», 1996. - 205 с.

4.               Дробинская, А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей [Текст]. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 144с.

5.               Дубровина, И.В. и др. Психология[Текст]: Учебник для студентов высших учеб.заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. М., Издательский центр «Академия», 2008. - 348 с.

6.     Ересь, Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 2000. - 115 с.

7.     Жутикова, Н. В. Учителю о практике психологической помощи  М., 2003. - 165 с.

8.               Краковский, А.П. Трудный возраст[Текст] - М.: Просвещение, 2005. - 160с.

9.               Кречмер, Э. Теория темпераментов [Текст] // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. - 320 с.

10.          Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб., Питер, 2001. - (Серия «Учебник нового века»).

11.Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента - М., 2004. - 215 с.

12.          Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. - Учебное пособие. - М., 2009 - 110 с.

13.          Мухина, В.С. Возрастная психология[Текст]: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -9-е изд., стереотип. М., Издательский центр «Академия»,2008. - 265 с.

14.Небылицын, В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии [Текст] // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2009. - 456 с.

15.          Новейший психологический словарь[Текст] / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808с.

16.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 455 с.

17.          Общаяпсихология[Текст] / Под ред. А.В.Петровского; 19-е изд., переработ. и доп. М., Просвещение, 2006. - 267с.

18.Петровский, В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 2003. - 300 с.

19.          Петрова, В.Г  Психология умственно отсталых. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

20.          Программы специальных (коррекционных) образ. Учреждени VIII вида: 0 - 4 классы. - СПб.[Текст]: филиал изд-ва «Провещение», 2007. - 220 с.

21.Психология. Словарь. / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 8-е изд., испр. и доп. М.,Политиздат, 2005. - 467 с.

22.Психологияиндивидуальныхразличий/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 3-е издание, переработанное и дополненное. М., АСТ, 1999. - с.225.

23.Психология развития. /Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. М., ЧеРо, 2005. - 350 с.

24.          Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии. СПб. Издательство «Питер», 2000. - 214 с.

25.Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека [Текст]// Вопросы психологии, 1985, № 1.

26.Русалов, В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека [Текст] // Психологический журнал, 1986, №4.

27.Теплов, Б.М., Небылицын, В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, № 5.

28.Теплов, Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения[Текст]// Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. - с.450.

29.          Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: ВЛАДОС, 2003. - 369с.

30.          Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

31.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., «Феникс», 2009. - 567 с.

32.Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2002. - с. 255.

33.Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. / Под общ.ред. И.В.Роевич. М., Прогресс, 2002. - с.235.

34.Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студентов. Составитель: В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. - 9-е изд., М., Просвещение, 2007. - с.455.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Опросник темперамента А.Томаса - С.Чесс

Данный вариант методики рекомендуется к использованию для определения поведенческих проявлений темперамента младших школьников. Он предназначен для родителей детей или тех, кто их заменяет. Опросник включает 72 вопроса и пять вариантов ответа.

Инструкция для родителей

«Вам предлагаются высказывания, описывающие поведение ребенка в различных ситуациях повседневной жизни. Представьте, что речь идет о вашем ребенке. Оцените, насколько каждое утверждение соответствует поведению Вашего ребенка, используя следующие оценки:

Никогда - 1

Редко - 2

Часто - 3

Всегда - 4

Не знаю - 5

В бланке ответов для каждого утверждения (номер его указан в бланке) обведите кружком одну из цифр, в соответствии с Вашей оценкой.

Если Вы, даже подумав, затрудняетесь ответить на какое - то высказывание (затрудняетесь оценить его), то Вы можете ответить «Не знаю» и обвести кружком цифру 5.

Постарайтесь, как можно объективнее оценить поведение ребенка Вашего ребенка! Некоторые утверждения могут показаться Вам похожими, поскольку описывают сходные ситуации. Однако каждое утверждений относится к отдельной области детского поведения. Поэтому Ваши ответы также могут быть различны при ответах на сходные вопросы.

Если Вы считаете необходимым дополнить Ваш ответ - оценку или дать подробное объяснение Вашему выбору, пожалуйста, поставьте нужное число, которое представляется наиболее подходящим, а затем напишите свои замечания на обратной стороне бланка для ответов, указав номер утверждения».

Опросник

1.                Мой ребенок активно играет и сильно брызгается во время купания.

2.                Проводя время с другими детьми, мой ребенок испытывает удовольствие.

3.                Мой ребенок чувствителен к запахам, он обращает внимание на неприятные запахи.

4.                Мой ребенок застенчив и робок с незнакомыми взрослыми.

5.                Когда мой ребенок увлечен, каким - нибудь занятием (играет с конструктором, головоломкой, рисует и т.п), то может без отдыха работать очень долго, пока не закончит.

6.                Мой ребенок имеет стул каждый день примерно в одно и то же время.

7.                Мой ребенок ест пищу, которую раньше не любил.

8.                Мой ребенок с большим удовольствием ест любимые блюда и упорно отвергает нелюбимые.

9.                Моего ребенка легко отвлечь от плохого настроения (с помощи шутки, ласки и пр.)

10.           Мой ребенок застенчив и робок при встрече с незнакомым ребенком.

11.           Мой ребенок обращает внимание на громкость звука (жалуется на слишком громкие звуки, музыку и т.п.)

12.           Моего ребенка приходится долго уговаривать надеть нужную одежду, если сам выбрал другую.

13.           Мой ребенок просит перекусить (бутерброды, фрукты, печенье) всегда в одно и то же время.

14.           Мой ребенок пересказывает события прошедшего дня с упоением.

15.           Мой ребенок ведет себя непринужденно в гостях после нескольких визитов.

16.           Если мой ребенок расстроен или у него что - то не получается, он может крикнуть, «хлопнуть дверью», швырнуть игрушку и т.п.

17.           Если мой ребенок захочет игрушку или сладости в магазине, его легко уговорить на замену.

18.           Мой ребенок чаще бегает, чем ходит, и дома, и на улице.

19.           Мой ребенок получает удовольствие, когда ходит по магазинам с родителями.

20.           Моему ребенку требуется одно и то же время, чтобы заснуть после того, как он ляжет в постель.

21.           Мой ребенок любит пробовать новые блюда.

22.           Когда мама занята и не может заниматься со своим ребенком, он уходит, занимается и играет один, а не пристает к маме.

23.           Мой ребенок обращает внимание на цвет предметов, например, может сказать: «Какой красивый (или некрасивый) цвет».

24.           На детской площадке мой ребенок бегает, падает, прыгает и постоянно находится в движении.

25.           Если моему ребенку что - то не нравится (например, стрижка в парикмахерской, умывание и т.п.), он будет долго противиться.

26.           Мой ребенок отвлекается на внезапный шум или оживление вокруг него, даже когда он занят любимой игрой.

27.           Если прервать любимое занятие моего ребенка, он лишь немного покапризничает.

28.           Если моему ребенку что - то пообещаешь, он постоянно будет напоминать об этом.

29.           Мой ребенок ссорится, когда играет с другими детьми.

30.           Мой ребенок боится подойти к чужим детям и играть с ними (на детской площадке, на елке, на празднике, в гостях и т.п.).

31.           Длительность ночного сна моего ребенка не постоянна.

32.           Мой ребенок замечает, какую пищу, он ест (холодную или горячую).

33.           Мой ребенок быстро преодолевает смущение перед незнакомым взрослым.

34.           Мой ребенок спокойно сидит, когда слушает сказку или интересную книгу.

35.           Когда ребенка ругают родители и делают ему замечание, он не плачет и не кричит, а лишь немного похнычет.

36.           Если мой ребенок на что-то сердится, его трудно успокоить.

37.           Когда мой ребенок, учится какой - либо новой подвижной игре (например, катанию на коньках), он проводит много времени, практикуясь в этом.

38.           Мой ребенок голоден каждый день в разное время.

39.           Мой ребенок очень чувствителен к изменению яркости света.

40.           Мой ребенок с трудом засыпает на новом месте в течение нескольких дней.

41.           Мой ребенок с нетерпением ждет того дня, когда он сможет пойти в школу.

42.           Мой ребенок чувствует себя свободно в новой остановке(когда семья отправляется в путешествие, на отдых и т.п.).

43.           Если ребенку не покупают в магазине того, что он просит, ребенок активно выражает свое недовольство.

44.           Моего ребенка трудно успокоить, если он расстроен.

45.           Когда погода плохая, и ребенок вынужден находиться дома, он носится по комнатам, и его трудно занять тихими, спокойными играми.

46.           Мой ребенок ведет себя непринужденно с незнакомыми взрослыми, которые приходят к нам в дом.

47.           Моему ребенку свойственно есть мало в один день и много - в другой.

48.           Если у ребенка что - то не получается (трудная игра, головоломка и т.п.), он быстро меняет занятие.

49.           Мой ребенок обращает внимание на температуру в доме или на улице.

50.           Мой ребенок заметно расстраивается, когда ломается его любимая игрушка или игра.

51.           В новой ситуации (например, в больнице, в детском саду, в школе и т.д.) мой ребенок в течение нескольких дней чувствует себя комфортно.

52.           Мой ребенок легко соглашается на выполнение неприятных для него процедур (стрижка ногтей, причесывание и т.п.), если его чем - то занять (игрой, сказкой, телевизором).

53.           Мой ребенок ведет себя спокойно во время просмотра детского кинофильма или телепрограммы.

54.           Мой ребенок кричит, громко спорит, когда ему предлагают переодеться.

55.           Мой ребенок просыпается в одно и то же время, даже в воскресные дни и праздники.

56.           Когда у ребенка что - то не получается в игре, он идет жаловаться своим родителям на других детей.

57.           Мой ребенок жалуется, когда ему неудобная одежда.

58.           Мой ребенок быстро успокаивается, если был, сердит или чем то недоволен.

59.           Мой ребенок быстро привыкает к новому распорядку дня, если происходит, какое-то изменение в повседневной жизни (не может пойти в детский сад, изменения в занятиях и т.п.).

60.           Мой ребенок спокойно играет с игрушками и куклами на детской площадке или в парке.

61.           Мой ребенок ведет себя спокойно, когда другой ребенок берет его игрушки.

62.           Мой ребенок расстраивается, когда остается один без родителей в незнакомой обстановке (в школе, поликлинике, детском саду, на уроке музыки, в лагере и т.п.)

63.           Моего ребенка трудно отвлечь или заставить прекратить свое занятие, если он им увлечен.

64.           Мой ребенок любит спокойные занятия (такие, как рукоделие, просмотр телепрограмм, чтение или рассматривание книжек).

65.           Мой ребенок расстраивается, когда теряет свои игрушки.

66.           Мой ребенок предпочитает знакомую одежду новой.

67.           Мой ребенок обращает внимание на испачканную или промокшую одежду.

68.           Мой ребенок с трудом привыкает к распорядку дня в другом месте.

69.           Мой ребенок воспринимает события спокойно, без волнения.

70.           Мой ребенок легко ждет, если завтрак, обед или ужин откладываются на час или более.

71.           Мой ребенок быстро перестает надоедать, если ему предложить занятие.

72.           Мой ребенок отказывается от посторонней помощи, когда он чем - то занят.

 

Просмотров работы: 19205