УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ДИАГНОСТИКЕ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Надо знать, что с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы происходят от мозга. От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи либо ночью, либо с наступлением дня». Так рассуждал Гиппократ. Тревога – состояние внутреннего беспокойства, сопровождающееся неусидчивостью, аффектом ожидания какого-либо неприятного события.

Любой человек вследствие обычных повседневных ситуаций время от времени испытывает тревогу или беспокойство. С разрешением ситуации тревожность уходит. Однако если тревога сохраняется или прогрессирует, то ее симптомы могут приводить к формированию тревожных психических расстройств. Тревога представляет собой один из самых частых симптомов психических заболеваний. Кроме того, большинство соматических и психоневрологических заболеваний сопровождаются возникновением тревожной симптоматики. В третьих, образ жизни человека 21 века (постоянный шум, круглосуточное телевидение, залитые электрическим светом города, напряженность уличного движения и тд) и быт, характер производственной деятельности человека в условиях научно-технического прогресса плохо согласуются с гигиеническими требованиями и рекомендациями, что часто способствует развитию тревожного синдрома. Конкретная причина тревоги до сих пор не раскрыта, но ясно, что тревожные расстройства не являются признаком слабости характера или недостатком человека. Ученые рассматривают тревогу как результат комбинации факторов, включая изменения в мозге и окружающие стрессы. Отмечено, что тревожные расстройства могут передаваться по наследству. Симптомы тревоги возникают в любом возрасте, но чаще ими страдают женщины.

Тревога как таковая беспредметна, сами больные не могут описать, чего они опасаются. Беспокойство человека не нацелено на конкретное событие, явление, объект, субъект. Тревога легко перерастает в страх, направленный в отличие от тревоги, на реальный объект. Динамика патологической тревоги представлена цепочкой ВОЛНЕНИЕ – БЕСПОКОЙСТВО – ТРЕВОГА – АЖИТАЦИЯ – БОЯЗНЬ (СТРАХ) – ПАНИКА – РАПТУС.

Имеются сложности и в диагностике, так как клинические симптомы тревоги множественные и неспецифичные. Попробуем перечислить лишь некоторые эмоциональные симптомы:

  • Нетерпеливость, раздражительность

  • Чрезмерное беспокойство

  • Постоянное воспоминание, проигрывание неприятной ситуации

  • Повторные действия (возвращение в квартиру «выключил утюг или нет?»

  • Мрачные предчувствия

  • Паника и страхи

  • Невозможность сконцентрироваться

  • Затруднения при засыпании

  • Вспышки гнева

  • Неспособность расслабиться

  • «пустота в голове»

Физические страдания, связанные с тревогой:

  • Нервная дрожь

  • Стеснение в груди, дискомфорт, боли в груди

  • Одышка

  • Учащенное сердцебиение

  • Головокружение

  • Потливость, холодные и влажные ладони

  • Сухость во рту, тошнота

  • Учащенное мочеиспускание

  • Приливы или чувство озноба

  • Онемение или чувство покалывания

  • Мышечное напряжение или боли

  • Ощущение комка в горле или затруднения при глотании

  • Плохой вкус во рту или обложенный язык

  • Отрыжка, вздутие живота

  • Кожный зуд

  • Головная боль

.

Все перечисленное выше подчеркивает важность специальных знаний и умений по уходу за пациентами с тревожными расстройствами.

Цель нашей работы: изучить способы формирования навыков сестринской диагностики тревоги .

Задачами являются:

  1. Изучить учебную и научную литературу по вопросам оценки психического статуса пациента, определить маркеры тревоги.

  2. Исследовать способы диагностики тревоги в сестринской практике и освоить наиболее доступные из них.

  3. Предложить рекомендации по организации раннего выявления тревожных симптомов с участием медицинской сестры.

На основе изучения теоретического материала стало ясно, что для медсестры важны навыки общения, в частности умение слушать пациента, создавать атмосферу сопереживания и взаимодоверия. Медицинская сестра должна быть физиогномистом и фиксировать по выражению лица различные состояния и переживания. В беседе с пациентом различают три стадии: начальную, основную и заключительную. Цель начальной стадии: установление доверительных отношений. Медсестра представляет себя, сопровождая это невербальными приемами (улыбкой, пожатием руки). В основной части беседы медсестра замечает нужную ей информацию. В заключительной стадии медсестра подчеркивает «это все вопросы у меня на сегодня». Обязательно благодарит за беседу и подводит итог. В конце беседы важно пожелать пациенту здоровья и благополучия.

Информация, получаемая у пациентов, для выявления тревожных расстройств:

  1. Паспортные данные

  2. Добровольная или недобровольная госпитализация

  3. Ориентировка, расстройства сознания

  4. Общение (степень)

  5. Обманы восприятия

  6. Характеристика мышления

  7. Состояние памяти

  8. Преобладающие эмоции

  9. Причины отрицательных эмоций

  10. Отношение к собственной болезни

  11. Конкретные страхи и опасения

  12. Чувство вины

  13. Навязчивые мысли, насильственные влечения

  14. Неприятные соматические ощущения

  15. Состояние сна

  16. Состояние аппетита

  17. Состояние половой функции

  18. Положение в семье

  19. Положение на работе

  20. Мимика

  21. Модуляции голоса

  22. Масса тела

  23. Характеристика пульса

  24. Измерение АД, чдд, температуры

  25. Состояние кожных покровов

  26. Сведения о выполнении лекарственных назначений.

В точной оценке тревожных расстройств большое внимание уделяется анализу и трактовке внешних проявлений эмоций, переживаний, чувств – экспрессии. К ним относятся мимика, жесты, взгляд, поза, внешний вид.

Мимические феномены: «бедная мимика», рыдание, тики, «бегающий взгляд», пристальный взгляд, «растерянный взгляд».

Внешность: неряшливая, «серая».

Позы: закрытая, напряжения, согбенная.

Для того, чтобы развить навыки общения с пациентами и закрепить их, нами выполнялось несколько заданий в виде беседы парами между студентами, малыми группами; беседа с родственниками дома; изучение автопортретов известных художников (Ван Гог, Рембрандт, Врубель, Дюрер, Левитан), изучение фотографий из собственного архива; выполнение рисунков по физиогномии; рассматривание изображений эмоций в работах мастеров живописи (этюды Луи Буайи, работы Репина, портреты Серова).

Кроме беседы, в возможностях медсестры – проводить тестирование. Таким тестом является «Шкала тревоги и депрессии HADS». Мы учились создавать условия для проведения подобного исследования, осваивали методику и, конечно, тестировали себя и своих близких. Надо заметить, что у 10% студентов отмечались возможные клинически выраженные тревога или депрессия.

Цветовой тест Люшера в его клиническом восьмицветном варианте является невербальным методом , рассчитанным на выявление и объективную оценку эмоциональных и личностных особенностей субъекта, которые могут не осозноваться им самим и не иметь отчетливых внешних проявлений в момент исследования. Методика проведения теста не представляет никаких трудностей. Проблема в интерпретации результатов теста, что пока не удается всем студентам.

ВЫВОДЫ

  1. В настоящее время медицинская сестра является не только активным участником лечебного и профилактического процесса. Реальна и возможна помощь медсестры в диагностике психических расстройств

  2. Диагностика тревоги необходима и на амбулаторном приеме, и в общесоматическом стационаре.

  3. Оценка психического статуса, в частности тревоги, страхов, панических атак не занимает много времени, не требует специального оснащения, что актуально для ее внедрения в практику.

  4. Внедрение сестринской диагностики тревожных расстройств остановит опасность самолечения, препятствует усугублению тревожного состояния и страдания.

  5. Привлечение сестер к ранней диагностике тревоги активизирует профилактическую деятельность медсестры в области психических нарушений.

  6. Основными сестринскими диагностическими методами тревоги можно считать беседу, наблюдение и проведение диагностических тестов.

  7. Для подготовки медсестры необходима дальнейшая разработка учебных пособий, тренингов, семинаров, мастер-классов.

Просмотров работы: 1012