ДЕОНТОЛОГИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕОНТОЛОГИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«...зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитают заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скромного откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания.»

М.Я. Мудров.

Медицинская сестра большую часть профессиональной деятельности находится с больным, при этом ей приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Для пациента, поступающего в лечебное учреждение важно не только лечение, но и как его встретили медицинские работники, первое впечатление. В условиях лечебного учреждения первый контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медицинской сестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения - чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений. Именно поэтому любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Особое место в медицинской профессии занимают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

В современных условиях вопросам Д. м. во всех странах уделяют большое внимание. Принят ряд деклараций, кодексов, правил, которые призваны определить этические нормы поведения врачей. Во многих странах (Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии, США и др.) существуют национальные деонтологические кодексы. Ряд документов носит международный характер. К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинкско-Токийскую декларацию (1964, 1975), Сиднейскую декларацию (1969), декларацию, касающуюся отношения врачей к пыткам (1975), и др. Однако в международных документах по вопросам Д. м. не всегда учитываются конкретные условия жизни той или иной страны, национальные особенности.

В основу Женевской декларации положена «Клятва Гиппократа», но в ней нашли отражение и наиболее острые социальные проблемы 20 в. Так, в декларацию внесены фразы: «Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга... Даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности». Последняя фраза, отражая опыт второй мировой войны, закрепляет положения «Десяти Нюрнбергских правил» (Нюрнбергский кодекс, 1947), в которых подчеркивается недопустимость преступных опытов на людях.

Международный кодекс медицинской этики (Международный кодекс по деонтологии), конкретизировавший ряд положений Женевской декларации, одобрен генеральным директором ВОЗ и является наиболее распространенным документом, на который ссылаются многие исследователи проблем медицинской деонтологии. В нем обращается внимание на вопросы оплаты врачебной помощи, на недопустимость переманивания пациентов, саморекламы и т. п.

В 1970 г. вопросы Д. м. обсуждались на Х Международном конгрессе терапевтов в Варшаве и на Международном конгрессе историков медицины в Бухаресте. В 1973 г. деонтологические вопросы медицины в условиях научно-технической революции стали предметом обсуждения специального симпозиума XV Международного философского конгресса в Варне, а в 1974 г. — XVIII Международного конгресса по прикладной психологии в Монреале. В 1989 г. орган ВОЗ «Здоровье мира» посвятил проблеме «этика и здоровье» специальный номер, в котором затрагиваются и многие вопросы медицинской деонтологии.

Цель: доказать важность применения этики в сестринской уходе.

Задачи:

•Изучить литературу, касающуюся темы этики и деонтологии в работе среднего медперсонала;

•Изучить разнообразие ВКБ;

•Изучить влияние личности пациента на процесс лечения и выздоровления;

•Изучить какие факторы воздействуют на внутреннюю картину болезни;

•Исследовать роль этики и деонтологии в работе медсестры с пациентом;

•Составить план работы с пациентом.

Методы исследования: синтез и анализ.

Глава 1.Деонтология.

§1.1.Основы и принципы медицинской деонтологии.

«Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо.» Эппкур.

Каждый специалист, работающий с людьми, должен иметь знания и навыки общения, а также навыки воспитателя и педагога. Особенно важно это для медиков. Им каждый день необходимо налаживать контакт с очень ранимыми людьми - больными и инвалидами.

Для достижения этой цели, необходимо использовать принципы деонтологии и этики. Они помогают выстроить нравственно правильные отношения и сами по себе обладают лечебным эффектом.

***

«Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают». Ф. Бэкон.

Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Деонтология - раздел этики. Учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом. Этот термин был введен в обиход этики в начале XIX в. английским философом Бентамом.

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного, благодаря строгому выполнению этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Гиппократ писал: «Врач — философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство».

Основные принципы, регламентирующие нравственный облик врача, формировались на протяжении веков. Нравственные требования к людям, занимающимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. С глубокой древности врачебная деятельность высоко чтилась, ибо в её основе лежало стремление избавить человека от страданий, помочь ему при недугах и ранениях. Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу, считают относящиеся к XVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи», принятые в Вавилоне. Неоценимую роль в истории медицины, в том числе в создании этических норм, принадлежит Гиппократу. Ему принадлежат аксиомы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить»; он создатель пережившей века «Клятвы»: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... В какой бы дом ни вошел, я пойду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного... Что бы я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной...» Этические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах античных врачей: А. Цельса, К. Галена и др. .Гуманные заветы великих античных врачей получили признание в эпоху Возрождения. Врач и химик Т. Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства — любовь».

В средневековой медицине врачам также не были чужды нормы медицинской деонтологии. Например, они были изложены в «Салернском кодексе здоровья» и в «Каноне врачебной пауке» и «Этике» Ибн Сины. Сохранилась весьма любопытная молитва врача, относящаяся к XII в. В ней говорится: «Даруй мне любовь к людям, избавь меня от корыстолюбия, тщеславия, чтобы они не ввели меня в заблуждение и не мешали приносить пользу людям, сохрани мне силы моего тела и моей души, чтобы я мог помогать бедному и богатому, доброму и злому, врагу и другу, пусть в каждом страждущем я всегда буду видеть только человека».

Лучшие представители отечественной медицины понимали этику не как свод правил, определяющих профессиональное поведение врача, а как учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом, т. е. о гражданском долге врача. Очень много для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые: С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин, земские врачи. Особо следует отметить «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической» М.Я. Мудрова и произведения Н.И. Пирогова, представляющие собой «сплав» любви к своему делу, высокого профессионализма и заботы о больном человеке. Большую известность получил «святой доктор» Ф.П. Гааз, девизом которого было «Спешите делать добро!». Гуманистическая направленность деятельности русских медиков разносторонне описана в произведениях писателей-врачей А.П. Чехова, В.В. Вересаева и др. Большое влияние на формирование отечественной медицинской деонтологии оказали передовые общественные деятели, гуманисты А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Термин «медицинская деонтология» в практику советского здравоохранения ввёл Н.Н. Петров, который писал: «...учение о принципах поведения врача не для достижения индивидуального благополучия и почестей, но для максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Строить свою деятельность в соответствии с требованиями медицинской деонтологии может только медик, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию — это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению. Ответственность за больного и его здоровье — главная черта нравственного долга медицинского работника. Вместе с тем надо оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного. Именно поэтому уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи и опрятный внешний вид приобретают особое значение в медицинской профессии.

Нормы и принципы врачебной этики могут верно, ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Медицинская этика должна строиться на глубоком понимании законов природной и социальной жизни человека. Без связи с наукой нравственные нормы в медицине превращаются в беспочвенное сострадание к человеку. Гуманное отношение к больному, выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в необходимости соблюдать требование Гиппократа — не вредить, щадить психику больного ,стараться не причинять ему боли.

Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом поведения медика.

Глава 2. Особенности применения деонтологии в сестринской уходе.

2.1.Факторы, формирующие отношение пациента к болезни.

В 1920-1930-х гг. стало развиваться учение о «внутренней картине болезни» (ВКБ). Оно изучает субъективное отношение к заболеванию. Основоположниками учения являются немецкий невропатолог А. Гольдшейдер и советский терапевт А. Р. Лурия.

Аллопластическая картина болезни Аутопластическая картина болезни.

Объективные признаки болезни Интеллектуальная часть

Сенсетивная часть

Схема 1(3.1)ВКБ по Гольдшейдеру и Лурия.

Аллопластичекая картина - это объективные признаки болезни, вызванные ею функциональные и органические изменения; темп болезни, её динамика, прогноз, эффективность терапии. Проявления аллопластической картины болезни могут привести к изменению психики больного; чаще всего тяжелые заболевания приводят к астенизации ( утомляемость, раздражительная слабость, бессонница, ухудшение памяти и внимания и пр.)Ещё более тяжелые и остро протекающие процессы могут сопровождаться помрачением сознания(делирий, аменций, оглушенность). Вся эта патология-сфера психиатрии, как и способы коррекции таких соматопсихических расстройств , их фармакотерапия в сочетании с интенсивным лечением основного заболевания. Некоторые болезни приводят к возникновению иных соматогеннообусловленных психопатологических симптомов.

Психическую индивидуальность пациента определяет аутопластическая картина болезни, что является надстройка над аллопластическим базисом. Именно особенности аутопластической картины болезни требуют вмешательства психолога иили психотерапевта, диктуют необходимость создания вокруг больного определенной психотерапевтической среды с непременным участием медработников среднего звена. Объективная (аллопластическая) и субъективная (аутопластическая) оценки тяжести болезни совпадают редко. Искажение субъективного восприятия болезни пациентам можешь вести к отрицательной динамике заболевания, задержке выздоровления, снижению иммунологической резистентности человека. Кроме того, вокруг « ядра болезни» и ее объективных симптомов возникают невротические напластования, и может даже развивался глубокое «патологическое развитие личности» с полным изменением ее направленности.

Болезнь изменяет психику пациента неизменно, поскольку наступает жизнь в иных условиях. Меняются времяпровождение пациента, его возможность в самореализации, нередко его подвижность. Болезнь изменяет жизнь семьи пациента, ее структуру, лидирующее положение. При снижении работоспособности пациента страдает его авторитет. Он меньше встречается с друзьями, иногда ограничивает общение в силу чисто физических причин.

Какие же конкретные факторы определяют ВКБ, и от каких дополнительных обстоятельств она зависит?

1.Характер болезни (оценка её аллопластической картины), её тяжесть, темп, вероятность излечения, имеющиеся эффективные средства лечения, интенсивность вызываемых болезнью неприятных ощущений; наконец, наступавшие изменения внешнего вида, особенно лица.

2.Особенности личности. Болезнь чаще всего заостряет личностные особенности.

3.Возникающие вокруг пациента слухи, мнения, суждения и т.п. Они могут предъявляться пациентам его близкими, санитарками, соседями по палате.

4.Особенности повеления врача и медсестры! Трудно переоценить вред не внимания, ответов «на ходу», ситуаций, когда врач или медсестра упорно не хотят запоминать имя и отчество пациента.

5.Интеллект и медицинская культура пациента.

6.Пермобидные интересы человека: чрезмерные увлечённость могут привести либо к игнорированию болезни, либо, если это касается «Паранойи здоровья», - к сужению интересов, ограничивающихся болезнью, к конфликтам с медперсоналом, которому пациент диктует «свои »методы лечения.

7.Груз ответственности за близких.

8.Определяемые пациентом «выгоды» болезни - снятие ответственности за решение вопросов семьи, трудных проблем на работе.

Не определяющими, но вносящим в ВКБ определённые нюансы факторами являются: пол, возраст, профессия, темперамент, воспитание и мировоззрение пациента.

Пол. Женщины лучше переносят болевые ощущения, вследствие физиологических особенностей. Кроме того, для них менее травматичными являются ограничения активности и подвижности (они менее озабочены работой). Однако субъективное переживание болезни у них усугубляется ограничением общения.

Возраст. А. Для детей и подростков, в общем, свойственен повышенный фон настроения; тревога выражена меньше. Однако, заболевания, вызывающие изменения внешности, переживается ими тяжелее, чем пациентами других возрастных групп.

Б.В зрелом возрасте наибольшую озабоченность вызывают инвалидизирующие заболевания, снижающие социальную активность. Ряд заболеваний(венерические, психические, геморрой и др.)часто считаются постыдными и вызывают большую тревогу.

В. У пожилых и старых людей наибольшую тревогу вызывают заболевания, угрожающие смертью.

Профессия. Тяжесть субъективных переживаний нередко связанна с видом деятельности: заболевания верхних дыхательных путей приводят к выраженной тревоге у оперного певца; остеохондроз - у спортсмена.

Темперамент. Личностные особенности. Болевые ощущения и ограничения подвижности тяжелее переносятся индивидуумами с холерическим и меланхолическим темпераментами.

Фактор воспитания. В определённых семьях воспитывают либо «стоическое», либо «ипохондрическое» отношение к своему телу. «Стоическое» воспитание отвергает повышенное внимание к своему телу, «ипохондрическое»- наоборот.

Мировоззрение. Глубоко верующие люди спокойнее относятся к своей болезни. Воинствующие атеисты скорее начнут искать «виновных» в заболевании. Среди суеверных людей распространены суждения о сглазах, ревности, зависти и т. д., что порождает параноидную настроенность пациента.

Существенным вопросом является чёткое определение ВКБ. Опытная медсестра может выявить его после одной или нескольких бесед(что заставило обратиться к врачу или по каким причинам долго не обращался),при тщательном наблюдении за пациентом, обращая внимание на особенности речи: её стройность, темп, громкость; на живость мимики и жестикуляции. Однако, наиболее надежным является применение метода ЛОБИ.

2.2.Классификация типов отношения к болезни по тесту ЛОБИ (личностный опросник бехтеревского института).

Гармонический тип. Основной признак - трезвая оценка своего состояния; болезни не придается ни приуменьшенного ,ни преувеличенного значения.

Эргопатический тип. Основной признак-уход от болезни в работу ,подчинение себя работе, а не болезни.

Анозогнозический тип. Основной признак - активное отбрасывания мыслей о болезни, неприятие статуса «больного».

Тревожный тип. Пациента преследует постоянная внутренняя тревога, касающаяся всего, что имеет отношение к болезни.

Ипохондрический тип. В этих случаях у пациентов тоже преобладает тревога, но направлена она не на объективные признаки болезни, а на субъективные ощущения.

Неврастенический тип. Основной чертой является «раздражительная слабость».

Обессивно-фобический тип. Тревожность также характерна, но направлена не на состояние болезни в текущий момент и не на внутренние ощущения, а на возможные(часто маловероятным)осложнения болезни.

Меланхолический тип. Для таких пациентов характерна постоянная удрученность, они высказывают неверие в выздоровление, даже в какую-то степень улучшения.

Апатический тип. Проявления сходны с меланхолическим типом. Больные апатичны, малоподвижны, безразлично относятся к своей судьбе.

Эйфорический тип. Постоянно повышено настроение, к диагностическим и лечебным процедурам относятся небрежно, могут пропустить время, а то и вовсе игнорировать.

Дисфорический тип. Он выделяется не во всех классификациях, указан у В. Т. Волкова [и др.](1995).Имеются в виду пациенты с постоянно мрачной озлобленный настроением, угрюмые, завистливые, конфликтные,недоверчиво относящиеся к медперсоналу.

Сенсетивный тип. Тревога распространяется на то впечатление, какое пациент и сведения о его болезни могут произвести на окружающих.

Эгоцентрический тип. Главная черта этих пациентов-поставить себя в центр интересов медперсонала и близких.

Паранойяльный тип. Пациенты уверены, что болезнь произошла в результате чего-то злого умысла.

2.3.Особенности работы медсестры с пациентами, обладающими разной ВКБ.

В работе медсестры невероятно важна психологическая грамотность. Это способность, умения и навыки грамотно общаться, строить отношения, влиять и противостоять влиянию. Если она этим обладает, помощь становится гораздо глубже и эффективнее. Помимо этого медсестре должны быть известны заключения психолога или медицинского психолога, или она сама должна осмысливать личностный профиль пациента. В результате выстраивается манера поведения с больным человеком.

Хорошо, если медсестре известны интересы пациента, его недовольство или даже страдание, вызванное тем, что он не может их реализовать. Можно указать, что в отделении ,другой палате есть пациент со схожими интересами.

Еще лучше, когда медсестра знает ситуацию в семье больного, особенно создающую его тревогу. Не лишнее - обсудить с родственниками или другими близкими людьми условия, уменьшающие эту тревогу,- исключение лишних необязательных сообщений, увеличение посещений и другое.

Больные часто бывает обеспокоены длительным отсутствием улучшения или медленной продолжительной динамикой болезни. Это относится как пациентам соматических отделений, так и душевнобольным. Надо проявить сочувствие, привести примеры замедленных, но прочный улучшений, указать на большой арсенал известных медицине медикаментозных и немедикаментозных средств лечения и, конечно же, адресовать пациента к врачу.

Идеальный вариант - как можно раньше познакомиться с поступившим и составить схему работы с ним. В первую очередь надо пообщаться с пациентом.

1.Проанализировать свою работу:

•определить цели действий вместе с пациентом;

•разбивать крупные цели на промежуточные, фиксировать сроки исполнения, контролировать результаты;

•концентрироваться на главных целях.

2.Для успешной беседы необходимо:

•подготовиться к беседе заблаговременно и дать такую возможность пациенту;

•создать неформальную атмосферу, чтобы беседа проходила в форме диалога;

•предоставить пациенту возможность высказаться о своей болезни, планах, представлении о лечении;

•разделить с ним его сомнения, тревогу, успокоить его;

•обсуждать заболевание, а не пациента;

•обсуждать те вопросы, которые могут быть решены на уровне сестринского вмешательства;

•дать пациенту высказаться и отреагировать на наши замечания, не делать скоропалительных заключений;

•завершать беседу на положительной ноте;

3.В беседе рекомендуется обращать внимание на:

•на прошлое (историю заболевания, чем лечился и как переносил лечение, каким был эффект);

•на настоящее (его образ жизни, отношения с окружающими, что его беспокоит, жалобы);

•на будущее (намерения и надежды пациента, его планы, задачи и опасения)

4.При опросе пациента стараться выяснить:

•физические данные, интеллектуальный, культурный уровень;

•характер, склонности, интересы;

•наличие отягощающих обстоятельств;

5.Основные принципы общения с пациентом:

•не пользоваться своими советами для манипулирования пациентом или получения личной выгоды;

•выражаться ясно, корректно, чтобы пациент понял нас правильно;

•стараться понять, что чувствует пациент и точно определять состояние, в котором он находится;

•уметь выслушать и дать понять пациенту, что его проблемы нам не безразличны. Заинтересованность в общении можно выразить своей позой, выражением лица, жестами. Это поможет пациенту подробнее рассказать о себе и своих проблемах;

•не разговаривать с пациентом «на ходу»; предложить ему сесть, сесть самим, чтобы не занимать доминирующей позиции, слегка наклонитесь вперёд, чтобы не упустить ничего из сказанного. Важно поощрять пациента к общению жестом, кивком головы, улыбкой:

•обратить внимание пациента на ту информацию, которая полезна в данной ситуации, - объяснить, что пациент должен сделать сейчас, не откладывайте;

•спросить, всё ли ему понятно, при необходимости попросить его повторить данные нами рекомендации, это обеспечит эффективность обучения пациента;

•быть готовой услышать нелицеприятные слова, отнести их на счёт болезни, стараться держаться ровно и уважительно;

6.Поведение во время беседы с пациентом:

•полностью сосредоточенно, внимательно выслушать его;

•постараться понять, важно ли для него наше мнение;

•высказывать свою точку зрения, соблюдая права пациента;

В процессе беседы постараться установить контакт, а после, определить сведения важные для врача, тип ВКБ. Далее, в зависимости от типа и факторов выстроить линию поведения с конкретным пациентом.

1.Гармоничный тип - отношения обычные, корректные, доброжелательные, без необходимости делать упор на чем-либо.

2.Эргопатический тип - убеждение пациента не преодолевать болезнь работой, найти «золотую середину».

3.Анозогнозический тип - адресовать к врачу, чтобы он убедил пациента в значимости болезни и заставил его признать, что болезнь серьезна.

4.Тревожный тип - больше, чем когда-либо наблюдать за собой «со стороны», так как больной наблюдает за нами: спокоен ли, нет ли пренебрежения и т. п. По мере необходимости рассеивать лишние тревоги, указывая, например, на ещё не полное обследование, ранние сроки после начала лечения.

5.Неврастенический тип - убеждение больного не обращать внимания на мелочи, ведь это неблагоприятно сказывается на динамике болезни.

Сенситивный тип-убеждение пациента, что он не потерял внешней и внутренней привлекательности и, следовательно, может рассчитывать на положительное его восприятие людьми; указывать на необходимость веры в людей.

Обсессивно-фобический тип-по мере возможности устранять опасения за будущее, пока не окончено обследование и не исчерпаны лечебные возможности. Указать на опасность «погружения» в возможные будущие опасности.

8.Ипохондрический тип- лучше всего адресовать больного к врачу, который сможет точно дифференцировать ощущения, вызванные болезнью, от обусловленных мнительностью и «погружением в болезнь».

9.Меланхолический тип- пытаться выяснить причину снижения настроения и, по возможности, утешить и приободрить. При усугублении состояния немедленно поставить в известность врача.

10.Апатический тип-также пытаться выяснить причину апатии, по возможности, утешить и рассказать о целебном действии умеренно двигательной активности и опасности гиподинамии.

11.Эйфорический тип-учитывать возможность скрытого употребления алкоголя и влияния на других пациентов. Убеждать в необходимости серьёзного отношения к болезни.

12.Паранойяльный тип- соблюдать максимальную корректность, спорить с пациентом только тогда, когда высказывания, претензии и обвинения не носят нелепого характера. При этом, а также при невозможности переубедить пациента-адресовать его к врачу.

13.Дисфорический тип - соблюдать максимальную корректность, не «заражаться» настроением пациента, который, возможно, провоцирует конфликт.

14.Эгоцентрический тип - указания больным должны быть мягки, но конкретны: на плохое впечатление, которые производит пациент, постоянно переключающий внимание на себя; на то, что бахвальство вызывает раздражение других больных. Разоблачение фальши приводить к конфликту, лучше указать на то, что у других пациентов рассказы больного вызывают недоверие.

Заключение.

В заключение, хочу сказать, что цель моей работы достигнута. Я доказала значение деонтологии в сестринской практике. Теперь я думаю, что это одно из самых важных направлений, в котором стоит развиваться медсестрам. Знание этики и основ психологии делает эту профессию гораздо увлекательнее и полезнее. Открывает новые горизонты для развития и отделения в самостоятельную, глубокую отрасль медицины. Благодаря деонтологии сестер не обвиняют в непростительном хамстве, а наоборот, благодарят за содействие во время лечения. Именно медсестры налаживают контакт с пациентом, и позволяют раскрыть себе душу и рассказать мелочи (но только не для медицины!)жизни. Именно медсестры берут шефство над больными и убеждают в необходимости верить врачу. Никто иной, как сестра милосердия уже как несколько столетий проводит дни и ночи напролет у постели больного. Мы знаем все его желания и сомнения. На наши плечи возлагается тяжёлая ноша- посредничество между наукой и людьми. Ни у кого не возникнет сомнений, насколько это необходимо, донести до человека, далекого от формул и латыни, важность лечения. Это с одной стороны. С другой же, обладание горячим сердцем и мудростью ста старцев, для истинно материнской любви. Ведь одно неаккуратное слово может подорвать эффект самых лучших лекарств, и наоборот, доброе слово придаёт человеку сил для борьбы с болезнью!

Список литературы:

1. Альбицкий В. Ю., Неметдинова Ф. Т. Причины и факторы возникновения и развития медицинской биоэтики // Внебольничные учреждения в системе современного здравоохранения. Казань: Медицина, 1997. С. 10-12.

2. Амиров Н. X. и др. От медицинской этики к медицинской биоэтике // Проблемы социальной гигиены и организации здравоохранения и истории медицины. 1993. № 9. С. 5-9.

3. Архангельский Е. Ф., Демидов Н. А. Проблемы здоровья и здравоохранения // Здравоохранение РФ. 1997. № 4. С. 23-25.

4. Иванюшкин А. Я. Медицинская этика или биоэтика // Медикофармацевтический вестник. 1997. № 1. С. 54-59.

5. Капилевич Л. Менеджмент качества медицинских услуг//Стандарты и качество, 2001. № 2. с. 76 -77.

6. Котлер Ф «Основы маркетинга» М Прогресс 1990. 287 с.

7. Кричагин В. И. Врачебная тайна // Качество медицинской помощи. 1997. № 1. С. 68-74.

8. Куценко Г. И. и др. Совершенствование системы гигиенического обучения и воспитания декретированных контингентов населения // Гигиена и санитария. 1999. № 3. С. 12-14.

9. Спринц А. М., Ерышев О. Ф., Грачева И. Г. Психиатрия: Учебник для средних медицинских учебных заведений. СПб: СпецЛит, 2002. 382 с.

Просмотров работы: 2477