ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПЕРЕВЯЗОЧНОМ КАБИНЕТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПЕРЕВЯЗОЧНОМ КАБИНЕТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы. В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль среднего медицинского звена в сторону увеличения его самостоятельности. В хирургических отделениях стационаров присутствуют специфические манипуляции, выполнение которых требует четкости, быстроты реакции, хладнокровности, что требует соответствующей квалификации и уровня производственной адаптации среднего медперсонала. Следует учитывать, что функциональные обязанности хирургических медицинских сестер определяются не только кругом лечебно-диагностических процедур, а и участием в организации и проведении противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику инфекций и профессионального инфицирования медперсонала. В связи с этим актуальным вопросом является не только оценка качества оказания медицинской помощи пациентам хирургического стационара, а и соблюдение правил санитарно-противоэпидемического режима.

Цель исследования: ознакомиться с обязанностями медицинской сестры перевязочного кабинета хирургического отделения.

Объект исследования: перевязочный кабинет хирургического отделения.

Предмет исследования: лечебно-диагностическая и противоэпидемическая деятельность медицинской сестры перевязочного кабинета хирургического отделения.

Поставленная цель определяет следующий круг задач:

1) изучить устройство и основные требования к работе перевязочного кабинета хирургического отделения.

2) определить основной круг функциональных обязанностей перевязочной медицинской сестры.

3) проанализировать качество деятельности среднего медицинского персонала в части организации медицинской помощи и противоэпидемических мероприятий.

В ходе выполняемой работы были использованы методы исследования:

1.Изучение медицинской литературы. Написание обзора литературы.

2.Изучение деятельности медицинской сестры перевязочного кабинета хирургического отделения .

Проблема исследования: понимание медсестрой важности стерильности перевязочного кабинета хирургического отделения.

Перевязочный кабинет является одним из важнейших структурных элементов любого хирургического отделения.

Перевязочный кабинет предназначен для выполнения перевязок, малых операций и эндоскопических исследований, пункций, новокаиновых блокад и др. Соответственно, и режим в перевязочной должен быть таким же, как и в операционной.

Перевязочный кабинет должен быть подключен к системам централизованного холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления. Поскольку к помещению перевязочной предъявляются особые санитарно-гигиенические требования, а руки медперсонала требуют повышенной чистоты, в них оборудуются умывальники с обязательной подводкой холодной и горячей воды, смесители с локтевым (бесконтактным, педальным или другим не кистевым) управлением и дозаторы с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Для обработки медицинского инструментария оборудуется дополнительная или 2-хсекционная раковина .

На каждую перевязку медицинская сестра накрывает стерильный стол, где размещает индивидуальный стерильный набор инструментов, которые берутся стерильным пинцетом или корнцангом. Кушетку перед каждым пациентом дезинфицируют методом протирания и накрывают чистой простыней или пеленкой.

Медицинская сестра работает в халате (предпочтительно одноразовом), фартуке (при необходимости), чистых нестерильных перчатках, шапочке и маске. После перевязки весь отработанный материал и спецодежда сбрасывается в специальную емкость, предназначенную для сбора отходов класса "Б" для дальнейшей дезинфекции и утилизации .

В случае использования инструментов неодноразового применения производится их дезинфекция методом погружения в дезраствор с последующей ПСО (предстерилизационной очисткой) и стерилизацией физическим или химическим способом.

В перевязочном кабинете, как и в операционной, существует несколько видов уборки :

  • предварительная (протирание всех горизонтальных поверхностей в начале рабочего дня дезинфектантом, подготовка стерильного стола);

  • текущая (удаление отработанного перевязочного материала, инструментов, белья, протирание столов, пола дезинфицирующими растворами, подготовка инструментов и стерильного столика для следующей перевязки);

  • окончательная (после всех манипуляций в конце рабочего дня мытье полов и горизонтальных поверхностей, включение бактерицидных ламп);

  • генеральная уборка проводится 1 раз в неделю (обработка всех поверхностей: пол, стены, потолок, лампы, аппараты) с применением дезсредств с широким спектром антимикробного действия, в т.ч. антибактериального, противовирусного и фунгицидного.

Во время уборки медсестра должна одеть специально выделенный халат, перчатки, маску и шапочку, использовать промаркированный инвентарь, емкость и салфетки. После проведения уборки перевязочной медицинский персонал моет руки с мылом и проводит гигиеническую обработку спецодежды и используемых предметов и принадлежностей.

Для дезинфекции воздушной среды используют настенные или потолочные, а также передвижные бактерицидные облучатели из расчета 1 бактерицидная лампа на 30 м2 при двухчасовом режиме кварцевания. Уровень обсемененности воздуха снижается благодаря проветриванию и организации естественной приточно-вытяжной вентиляции (через открытые окна и форточки). Дополнительной степенью очистки обладают кондиционеры с бактериальными фильтрами, при условии их доступности для дезинфекции .

В должностные обязанности медсестры перевязочного кабинета входят:

  1. Мероприятия по своевременному и качественному выполнению лечебно-диагностических процедур:

  • выполнение манипуляций, назначенных пациенту лечащим врачом из числа разрешенных к выполнению средним медицинским персоналом.

  • сопровождение в палату тяжелобольных после выполненных манипуляций.

  1. Соблюдение правил учета, хранения, применения лекарственных препаратов, а также обеспечение систематического пополнения, учета, хранения и расходования медикаментов, перевязочного материала, инструментария и белья.

  2. Своевременное и правильное ведение медицинской документации

  3. Соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима в перевязочном кабинете, что позволяет предупредить распространение инфекций воздушно-капельным и контактным путем:

  • подготовка к стерилизации медицинского инструментария, шприцов, капельниц. В настоящее время в асептике используются физические и химические методы стерилизации медицинских изделий. К первой группе относится стерилизация в автоклавах (воздействие паром под давлением), сухожаровых шкафах (горячим воздухом), стерилизация с помощью ультрафиолетовых, γ-лучей или ультразвука. Химическая стерилизация предполагает использование формалина в газообразном состоянии (в условиях герметичной камеры) и растворов химпрепаратов (перекись водорода, этиловый спирт, хлоргексидин, дезоксон и др.).

  • обеспечение должного санитарно-гигиенического состояния помещения перевязочной. Это осуществление предварительной, текущей, окончательной и генеральной уборок, дезинфекция воздушной среды с помощью бактерицидных облучателей с обязательным контролем качества выполняемых мероприятий. Для этого ведется обязательный журнал учета проведения текущих и генеральных уборок, работы бакоблучателей с учетом выработки их ресурса;

  • мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции;

  • организация сбора и утилизации медицинских отходов.

  1. Инструктирует младший медицинский персонал перевязочной и контролирует его работу.

Инфекционные факторы риска работы перевязочной медсестры, способы профилактики негативного последствия.

Медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений представляет собой группу профессионального риска по инфекционным заболеваниям. Так, среди медицинских работников уровень заболеваемости острыми и хроническими инфекциями семикратно превышает таковой у взрослого населения. Факторами риска инфицирования и повышенного травматизма следует рассматривать :

  • усталость в результате большой оперативной активности,

  • работу в ночное время,

  • отсутствие обязательных перерывов на приём пищи,

  • большие эмоциональные перегрузки.

Профессиональные заболевания регистрируются, чаще всего у медицинских сестер, что составляет 43,0% случаев заболеваний, а также приходится 53,3% всех зарегистрированных случаев аварийных ситуаций .

Наиболее вероятно внутрибольничное инфицирование медицинских работников вирусами гемоконтактных инфекций: гепатитов В, С, вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). По данным ВОЗ, ежедневно в мире от вирусного гепатита В погибает один медицинский работник, а в России ежегодно регистрируют до 50 случаев профессиональных заболеваний вирусными гепатитами В и С. Чаще всего инфицирование медперсонала происходит в связи с загрязнением кожи и слизистых оболочек биологическими жидкостями (кровью, сывороткой, ликвором и др.), а также при повреждении их во время выполнения медицинских манипуляций – это могут быть порезы, уколы, повреждение кожи отломками кости .

Основной принцип предупреждения профессионального заражения — соблюдение правил санитарно-противоэпидемического режима при обслуживании любого пациента во всех лечебно-профилактических учреждениях независимо от профиля, поскольку пациент может скрывать заболевание или не знать об инфицировании [5, 7]. Эти правила заключаются в следующем.

  •  
    1. Осмотр рук до начала инвазивных манипуляций на предмет наличия микротравм, царапин, ссадин.

    2. Выполнение любых манипуляций с кровью и другими биологическими жидкостями, повреждённой кожей больных в защитной одежде и обуви, резиновых перчатках, маске, при необходимости — защитных очков или пластикового щитка.

    3. Тщательная обработка и смена без повторного использования резиновых перчаток, соблюдение режима их применения.

    4. Соблюдение мер предосторожности при манипуляциях с режущими и колющими инструментами.

    5. Безотлагательная дезинфекция использованного медицинского инструментария сразу после окончания манипуляции.

    6. Наличие специальной аптечки на случай возникновения аварийной ситуации.

    7. Правильная обработка поверхностей тела и слизистых при попадании на них биологической жидкости пациента.

    8. Регулярная смена одежды – ежедневно и по мере загрязнения, наличие запасного комплекта спецодежды.

    9. Диспансерное наблюдение не менее 6-12 мес. медработников, получивших травму при оказании медицинской помощи больному вирусным гепатитом, ВИЧ или носителю HbSAg, антител к вирусу гепатита С.

Вывод. Перевязочный кабинет является одним из важнейших структурных элементов любого хирургического отделения.

В должностные обязанности медсестры перевязочного кабинета входят

мероприятия по своевременному и качественному выполнению лечебно-диагностических процедур: выполнение манипуляций, назначенных пациенту лечащим врачом ; сопровождение в палату тяжелобольных после выполненных манипуляций.

Соблюдение правил учета, хранения, применения лекарственных препаратов, а также обеспечение систематического пополнения, учета, хранения и расходования медикаментов, перевязочного материала, инструментария и белья.

Своевременное и правильное ведение медицинской документации

Соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима в перевязочном кабинете.

Внутрибольничные инфекции – основные риски и меры профилактики.

Внутрибольничные инфекции (ВБИ) являются, одной из серьезных проблем современной мировой медицины, и имеют большую медикосоциальную и экономическую значимость (экономический ущерб, наносимый ВБИ ежегодно составляет. 5 млрд. рублей). ВБИ утяжеляют общее состояние больных и увеличивают продолжительность пребывания пациента в стационаре в среднем на 6-8 дней (в хирургических стационарах - на 12-18 дней) [11, 17].

По данным ВОЗ внутрибольничные инфекции встречаются в среднем у 8,4 % пациентов. По статистическим данным в России ежегодно регистрируется от 50 до 60 тысяч случаев больничного инфицирования, что составляет 5-10% больных, находящихся в лечебных учреждениях. Однако, по расчетным данным эта цифра в 40-50 раз выше. [6, 17].

Согласно определению Комитета экспертов ВОЗ к внутрибольничным инфекциям относятся любые клинически распознаваемые инфекционные заболевания, поражающие больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью, а также инфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении, независимо от того, проявились симптомы заболевания в стационаре или вне его [17].

Объектом внутрибольничного инфицирования является и пациент, и медицинский работник. Причем риск инфицирования пациента напрямую зависит от компетенции и профессионализма медицинского персонала, а меры, принимаемые медсестрой для собственной безопасности, в конечном итоге становятся и профилактикой ВБИ у пациентов [16].

Борьба с инфекцией должна включать строгое соблюдение асептики и антисептики, правил личной гигиены, использование индивидуальных средств защиты и повышение сопротивляемости организма к инфекции. Это особенно в хирургических отделениях и отделениях интенсивной терапии. Кроме того одним из мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией следует рассматривать осуществление бактериологического контроля за состоянием окружающей среды в ЛПУ, что способствует быстрому реагированию на неблагоприятные изменения ситуации [12].

Условно выделяют три вида ВБИ: у пациентов, инфицировавшихся в стационарах, при получении поликлинической помощи и у медицинских работников, заразившихся при оказании медицинской помощи больным [11].

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах среднему персоналу отводится основная роль: медсестра организует, выполняет и контролирует ход выполнения соответствующих мероприятий младшим медперсоналом [11].

Основными направлениями санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике ВБИ относятся:

  • общие требования к санитарному содержанию помещений, оборудования, инвентаря,

  • личная гигиена больных и медицинского персонала,

  • организация дезинфекционного дела, направленного на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах внешней перевязочной хирургического отделения стационара, медицинском инструментарии и оборудовании

  • противоэпидемические требования к предстерилизационной обработке и стерилизации изделий медицинского назначения [11].

Соблюдение правил противоэпидемического режима и дезинфекции — это, прежде всего предотвращение заболеваний ВБИ и сохранение здоровья медицинского персонала. Данное правило особенно важно для персонала, работающего в операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, которые имеют повышенный риск заболеваемости ВБИ за счет непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует особого соблюдения режимных моментов — личной защиты и правил техники безопасности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отработанного материала, одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих и генеральных уборок [11].

Вывод. При анализе медицинской литературе было выявлена важность внутрибольничных инфекций.

Внутрибольничные инфекции (ВБИ) являются, одной из серьезных проблем современной мировой медицины, и имеют большую медикосоциальную и экономическую значимость (экономический ущерб, наносимый ВБИ ежегодно составляет. 5 млрд. рублей). ВБИ утяжеляют общее состояние больных и увеличивают продолжительность пребывания пациента в стационаре в среднем на 6-8 дней (в хирургических стационарах - на 12-18 дней).

Борьба с инфекцией должна включать строгое соблюдение асептики и антисептики, правил личной гигиены, использование индивидуальных средств защиты и повышение сопротивляемости организма к инфекции. Кроме того одним из мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией следует рассматривать осуществление бактериологического контроля за состоянием окружающей среды в ЛПУ, что способствует быстрому реагированию на неблагоприятные изменения ситуации.

Заключение.

Данное исследование было проведено с целью определения основных функциональных обязанностей медицинской сестры перевязочного кабинета хирургического отделения и ее роли в общей деятельности многопрофильного стационара. Помимо изучения должностных обязанностей среднего медицинского персонала были проанализированы основные показатели деятельности медсестер при оказании медицинской помощи пациентам и профилактике внутрибольничных инфекций, в т.ч. профессионального инфицирования работников ЛПУ.

Выводы:

  1. Анализ литературных источников показал, что в структуре хирургического отделения и многопрофильного стационара в целом перевязочный кабинет является важным звеном в оказании медицинской помощи.

  2. Перевязочная медицинская сестра выполняет широкий круг обязанностей связанных не только с выполнением лечебно-диагностических процедур, а мероприятий по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима.

  3. Анализ качества оказания медицинской помощи населению включает и оценку качества сестринской помощи, включающей выполнение медицинских манипуляций, соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима, учета, хранения, применения лекарственных препаратов, заполнения медицинской документации, принципов этики и деонтологии при общении с коллегами, пациентами и др.

Список литературы.

  1. Авхименко М.М. Меры снижения риска возникновения инфекционных заболеваний у персонала лечебно-профилактических учреждений // Медицинская сестра – 2013.-N 5.-С.21-24.

  2. Адаптация молодых специалистов сестринского дела в хирургическом отделении / Масляков В.В., Левина В.А., Романова И.В., Нехотящая Н.М. // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8. – с. 479-485.

  3. Барыкина Н. В. Сестринское дело в хирургии : учеб. пособие / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская. — Изд. 12-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 447 с.

  4. Воробьева О.Д. Старшая медицинская сестра - организатор безопасных условий работы молодых специалистов сестринского дела на этапе адаптации / О.Д. Воробьева, Т.В. Поздеева // Медицинский альманах. – 2013. - № 2. – с. 38-41.

  5. Глотов Ю.П. О профилактике профессионального инфицирования медицинских работников гемоконтактными инфекциями // Казанский медицинский журнал. – 2013. - № 2, т. 93. – с. 348-351.

  6. Малков А.Е. Решение проблемы внутрибольничной инфекции // Сестринское дело.– 2013.-N 7.-С.23-23.

  7. Нажим А.Г. Аэрозольная дезинфекция поверхностей // Поликлиника. - 2013.-N 4.-С.114-117.

  8. Основные подходы к совершенствованию управления и организации контроля качества медицинской помощи в многопрофильном ЛПУ / Ледяева Н.П., Гайдаров Г.М., Сафонова Н.Г., Алексеева Н.Ю. // Вестник Росздравнадзора. – 2013. - № 1. – с. 43-54.

  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 декабря 2010 г. N 1182н г. Москва "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным хирургическими заболеваниями"

  11. Роль медицинского персонала в профилактике внутрибольничных инфекций / М.В. Бадлеева, А.Г. Мархаев, И.П. Убеева // БЮЛЛЕТЕНЬ ВСНЦ СО РАМН. – 2010. - № 2 (72). – с. 124-128.

  12. Савельева О.А. Организация работы сестринского персонала по профилактике внутрибольничных инфекций в стационаре // Главная медицинская сестра. - 2002.-N 3.-С.33-36.

  13. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

  14. Справочник операционной и перевязочной сестры : справочное издание / Ред. Б.Д. Комаров, Сост. М.М. Абакумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1985. - 480 с.

  15. Стецюк В.Г. «Сестринское дело в хирургии» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва «ГЭОТАР» 2007. -720 с.

  16. Туркина Н.В. Организация профилактики внутрибольничных инфекций медсестринским персоналом // Медсестра - 2014.-N 8.-С.4-10.

14

Просмотров работы: 52129