ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»

Дьячкова Я.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество предъявляет школе и всем участникам образовательного процесса все более разнообразные и серьезные требования. Сегодня школа должна реагировать на кардинальные изменения социальной и экономической ситуации в нашей стране. Динамизм переоснащения учебной деятельности ребенка, стремительный рост необходимой для жизнедеятельности и постоянно обновляющейся информации предъявляют совершенно особые требования к современному младшему школьнику. Ему необходимо обладать способностями к активному и радикальному перестраиванию самих жизненных условий, способностями его к изменению и развитию самого себя. Соответствие указанным требованиям возможно достигнуть при условии активного сознательного отношения к развитию себя, что особенно важно на этапе начального школьного обучения. Вследствие этого становится очевидно необходимой ориентация современного образования на формирование у младшего школьника в процессе обучения «Я-концепции».

Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая «Я-концепция».

В отечественной психологии накоплен богатый материал, связанный с изучением «Я-концепции» трудами Б. П. Вышеславцева, А. А. Потебни и др. Экспериментально изучена самооценка и уверенность в себе млад-ших школьников К. Блага, В. И. Слободчиковым и др. Важнейшее условие – достижение младшим школьником положительного уровня формирования «Я-концепции», то есть уровня знания о своем «Я», отношения к своему «Я» и управления своим «Я». Мотивация саморазвития рассматривается в трудах Л. М. Митиной, В. И. Слободчикова. Открытие собственного «Я» на социальном, личностном, экзистенциальном уровнях – это поиск своего собственного места в системе человеческих отношений, идентичности, ощущения себя автором, творцом самого себя. Теоретической основой исследования являются работы, в которых отражаются общие проблемы исследования «Я-концепции» как центрального, системообразующего, регулятивного образования структуры личности (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон и др.); феноменологии «Я» (Л. Я. Дорфман, Ю. М. Орлов и др.); сознания и самосознания (Л. И. Анцыферова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубин-штейн, А. Г. Спиркин и др.); философско-психологическая концепция человека (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Психолого-педагогическая практика настоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня «Я-концепции». В младшем школьном возрасте ребенок еще не обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы стать полноценным субъектом саморазвития. В связи с этим необходимо создавать потребные условия с момента поступления ребенка в школу. Следовательно, актуальной становится проблема поиска средств и методов оказания психологической помощи младшим школьникам в развитии «Я-концепции». К настоящему времени имеются исследования, в которых представлены психолого-педагогические технологии, нацеленные на формирование «Я-концепции» младших школьников (И. В. Дубровина, Л. С. Колмогорова и др.).

Как научное понятие «Я-концепция» вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. «Я-концепция» – понятие включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических и интеллектуальных качеств, так и субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [6, с. 63]. Мы придерживаемся определения данного Р. Бернсом, где «Я-концепцией» – совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой [1, с. 101].

«Я-концепция» возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психологического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебанием и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости [2, с. 78].

Согласно С. Л. Рубинштейну, процесс формирования «Я-концепции» протекает от наивного неведения в отношении самого себя к все более глубокому самопознанию, соединяющемуся с все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для младших школьников все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом [5, с. 44]. Поэтому изучение «Я-концепции» на данном возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом специфичес-кие задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития «Я-концепции» в младшем школьном возрасте. Семья является первой социальной средой, в которой берет начало «Я-концепция» ребенка. В начальной школе оказывает влияние учитель, так как при поступлении в школу, ребенок вступает в новую социальную среду. Изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастного развития «Я-концепции» младших школьников.

Важным содержанием «Я-концепции» младших школьников является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике. Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в формировании «Я-концепции» ребенка. Рисуя словесный портрет, ребенок значительно чаще, чем взрослые люди, включает в описание черты своей внешности [2, с. 101].

Ведущий тип деятельности – деятельность, способствующая психи-ческому развитию ребенка в данный период его жизни [4, с. 212]. Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел – умею», «Не мог – могу», «Был – стал», – ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений [2, с. 112].

Психологическое новообразование для младших школьников – это новый распорядок его дня, новые обязанности. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Осознание новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка к его повседневной жизни, к самому себе, что оказывает существенное влияние на формирование у младших школьников в процессе обучения «Я-концепции» [3, с. 231].

Формирование «Я-концепции» у младших школьников, по мнению П. Т. Чаматы, проходит в два этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором в сферу формирования «Я-концепции» включаются внутренние состояния и моральные качества младших школьников [7, с. 12]. Но формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит не только в школе. Ребенок черпает их из книг, из общения со своими родителями, близкими, сверстниками, из таких источников информации, как радио и телевидение. Часть оценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности. При этом выявляется такая закономерность – сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к себе [7, с. 14].

Нами были выделены педагогические условия, влияющие на формирование Я-концепции детей: создание ситуации успеха для формирования образа успешного ученика; включение младшего школьника в разные ситуации, ролевые позиции (друга, спортсмена, учителя, читателя); включение младшего школьника в рефлексивную деятельность.

Ситуация успеха – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Использование ситуации успеха способствует формированию «Я-концепции». Основой для создания ситуации успеха в учебной деятельности для младшего школьника является комфорт в классе [4, с. 230].

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры детей. Они характеризуются тем, что, играя, школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Этот вид игры, как отмечает Д. Б. Эльконин, отличается особой чувствительностью «к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми. При всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе» [8, с. 31].

На этапе младшего школьного возраста учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать самого себя [2, с. 139]. Проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности и формировании у младших школьников в процессе обучения «Я-концепции». Вышеизложенные педагогические условия формирования у младшего школьника в процессе обучения «Я-концепции» взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М., 1986. – 388 с.

2. Кон И. C. Открытее «Я» / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики: в 4 т. / А. Н. Леонтьев – М.: изд-во Московского университета, 1981. – 585 с.

4. Немов Р. С. Практическая психология: познание себя / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 319 с.

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. – М.: Проспект, 1957. – 250 с.

6. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М.: Наука, 1972. – 257 с.

7. Чамата П. Т. К вопросу о генезисе самосознания личности / П. Т. Чамата. – М., 1977. – 144 с.

8. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978. – 298 с.

Просмотров работы: 2554