К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Кондус Н.О. 1, Васильева О.В. 2, Ганзя С.Е. 2
1МГТУ им.Г.И.Носова
2Магнитогорский государственный университет Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реалии настоящего времени характеризуются стремительным развитием международных и межнациональных контактов, что обусловливает многоплановые изменения в нашем обществе. В числе таких изменений можно назвать возникновение интенсивных интеграционных процессов, поскольку мир стал более открытым. С вхождением России в европейское экономическое, образовательное и социокультурное пространство повышается спрос на высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля, обладающих социокультурной компетенцией. Только такая личность может стать действительным участником диалога культур в рамках мирового пространства.

Новые подходы к образовательному процессу в нашей стране и во всей Европе, повышение статуса гуманитарных знаний в любой сфере политической и общественной жизни делают необходимым развитие у подрастающего поколения общечеловеческих ценностных ориентаций, умений общаться на межкультурном уровне. В современной сложной межэтнической ситуации возникает особая необходимость в самоидентификации и осознании себя частью целого, что дает возможность осуществлять культурную трансляцию от поколения к поколению, с одной стороны, и воспитывать личность, способную к диалогу культур и открытую для межкультурного общения, как в своей стране, так и за ее пределами, с другой стороны.

Современный этап развития образования характеризуется культурологической направленностью, предполагающей становление культурной личности как стратегической цели и высшей ценности. Сдвиг культуры в эпицентр современного образования предполагает его модернизацию с учетом особенностей становления культурной личности. Культура не может быть передана другим или принята от другого, необходима взаимосвязь социальности и проявление субъектности: интеллектуальные, аксиологические, коммуникативные, волевые усилия и способности индивида к приобщению, присвоению и приращению культур. Следовательно, процесс становления культурной личности связан со стремлением реализовать себя в различных видах деятельности. В связи с этим культурологическая парадигма в образовании неизбежно детерминирует компетентностный подход, который находится в отношении дополнительности к культурологическому.

Сегодня в образовании многих стран мира мы наблюдаем так называемый «географический ренессанс» – к географии вновь повернулись лицом, вспомнили о некогда забытой науке. Международный географический союз, существующий с 1871 года, и входящая в его состав комиссия по географическому образованию, существующая с 1952 года, одними из приоритетных задач своей деятельности определили проведение на международном уровне идеи важности географического образования в начальной и средней школе, демонстрацию его преимущества в непрерывном образовании. В России актуальность географической темы в образовании приобретает все больший размах, о чем свидетельствуют «Концепция обновления географического образования в российской школе», предложенная Советом по проблемам географии Российской Академии образования. Модернизация российского образования предъявляет высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и культуры выпускника. Именно поэтому столь актуален вопрос о формировании географической культуры как составной части общей культуры человека, за которую, прежде всего, «отвечает» школьная география.

В основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения положена компетентностная модель обучения.

Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Основой компетенций выступают умения и способы деятельности, поскольку эти результаты обучения включают не только необходимые знания, но и знания о действиях, т.е. выступают как операциональный компонент процесса обучения.

Компетенция как норма образования должна: определять готовность выпускника к профессиональной деятельности; предоставлять свободу маневра в быстро изменяющихся условиях общества и экономики; являться проверяемой и измеряемой.

Формирование компетенции является процессом, а уровень ее сформированности – характеристикой, изменяющейся во времени. Освоение составляющих (компонентов) отдельной компетенции обычно происходит постепенно. Составляющие компетенцию компоненты (знания и умения) являются ее основой и могут формироваться во время лекционных и практических занятий при изучении различных дисциплин, а навыки и опыт деятельности приобретается на практических занятий и во время экскурсий.

Компетенции обусловливают, отмечает Я. М. Нейматов, личностно-деятельностный подход в образовании, поскольку относятся исключительно к личности и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения обучаемым определенным образом составленного комплекса действий. Цель «обучения действием» – преодолеть разрыв между тем, что человек знает, и тем, что он делает. Поэтому важной задачей является определение деятельностных технологий формирования каждой компетенции [6].

Следует заметить что, компетенции как образовательный результат коррелируются с содержанием образования и выступают основной для конструирования нормативных документов. В учебном процессе становится важным «включение» ученика в географическую среду, в которой необходимо применить соответствующие ситуации знания и умения. С этой целью в Стандарте школьного географического образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

При реализации компетентностного подхода в теории и практике географического образования важно учитывать его культурологическую направленность. Целью географического образования является становление культурной личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе созидания и «сотворчества» с природой. Однако анализ практики показывает, что культурологическая и компетентностная парадигмы в курсе географии реализуются изолированно и фрагментарно. Учителя подчеркивают необходимость включения в содержание курса духовно-нравственных, ценностно-нормативных аспектов, считая необходимым усилить внимание к разработке методики реализации компетентностного подхода и методических рекомендаций, способствующих формированию компетентности и ключевых компетенций средствами школьного курса географии. Вместе с тем они отмечают отсутствие учебных программ и пособий, построенных на основе компетентностного подхода. Учащиеся в свою очередь, не осознают возможности использования содержания курса в своей жизнедеятельности.

Сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что основной целью обучения предметам гуманитарного профиля на современном этапе является развитие личности обучающегося в неразрывной связи с преподаванием культуры страны, способствование стремлению участвовать в межкультурной коммуникации, то есть развитие коммуникативной компетентности, которая готовит к реальному межкультурному общению. Однако даже хорошее владение иностранными языками еще не гарантирует успешного межкультурного взаимодействия и взаимопонимания, в процессе которых часто возникают неполное понимание, этнические стереотипы, предрассудки, недооценка или переоценка сходства родной и иноязычной культур. Именно поэтому развитие культурно-географической компетентности приобретает важное значение, как средство воспитания и социализации личности. Кроме того, развитие культурно-географической компетентности способствует осознанию обучающимися себя субъектами национальной культуры, ее новому осмыслению, что также немаловажно на современном этапе. Толерантность к носителям иной культуры и позитивное отношение к ним способствуют проявлению открытости, уважения и пониманию межнациональных и межличностных различий, а, следовательно, и принятию собеседника таким, каков он есть.

Очевидно, что высокий культурологический потенциал географии должен быть востребован в школьном образовании. В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в межкультурной коммуникации. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке обычно говориться о «культурных системах», «культурной динамике», «типологии культур» и т.д.

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях, на это обращает внимание и Т. Г. Грушевицкая. Она отмечает, что под культурой, во-первых, подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т.д.). Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.). В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении «воспитанный и образованный» и пр.). Наиболее распространенным обыденным значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы [2].

Ю.К. Бабанский под культурой понимаеткомплекс, включающий в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества [1].

Значимость социокультурного подхода в обучении заключается в ориентации на обучение межкультурному общению в контексте социально-педагогических доминант педагогики гражданского мира и согласия, которая включает в себя идеи гуманизации и культуроведческой социологизации. Такое положение позволяет сделать вывод о том, что при социокультурном подходе приоритетное значение приобретает социально-педагогическая ориентация на обучение в духе мира и в контексте диалога культур.

Одним из новых направлений географической науки является введение понятия «географическая культура». Разработке данного направления в педагогике посвящены работы А. С. Ермошкинва, В. П. Максаковский, О. А. Панасенко и др. В настоящее время целенаправленное географическое исследование феномена российской культуры становится настоятельной необходимостью, что предопределяется такими факторами, как масштабность территории, многонациональность, многоконфессиональность, сложное историческое прошлое и др.

На сегодняшний день есть попытки наполнить содержанием понятие «географическая культура». Так, В. П. Максаковский, под географической культурой понимает: педагогический феномен, представляющий собой совокупность объективных и субъективных характеристик, из которых ценностное отношение к окружающей среде выступает как системообразующий фактор. Географическая культура есть способ преобразования географической среды и себя как творца географических ценностей. Механизмом формирования географической культуры является развитие географического образа как адекватной субъективной формы отражения географической действительности в результате ее восприятия и теоретического осмысления; как части внешнего и внутреннего мира человека, его культуры и языка [5].

Вопрос о географической культуре, географической образованности молодого поколения, а, следовательно, и всего народа продолжает оставаться весьма актуальным, ведь уровень этой образованности по-прежнему недостаточно высок. Об этом свидетельствуют широко известные многочисленные примеры географического невежества при осуществлении ряда социально-экономических мероприятий. Пример – содержание плакатов с предвыборной агитацией, появившихся в Москве. На них изображены очертания России… без Курильских островов и без Калининградской области. Страшен не сам факт появления в Москве карты территории России без земель. Более страшно то, что миллионы наших людей спокойно проходят мимо карты, содержащей прямое оскорбление нашего национального достоинства.

Попробуйте сказать американцу, что в его стране только 48 штатов, попробуйте «забыть» на карте США, за целостность которых отвечает местный президент, Аляску и Гавайи. Американская школа при всех недостатках вкладывает в умы и души своих детей национально значимую и национально ценную информацию о государственной территории. Невозможно представить себе, чтобы во Франции была вывешена перед президентскими выборами карта страны без Корсики. Французы даже настояли, чтобы на карте Европы, помещенной на банкнотах «евро», были означены все их заморские департаменты.

Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.

Школьное географическое образование, как отражение географической науки и особенностей развития общества, прошло путь от изучения конкретных фактов, описаний, номенклатуры к сложной методической системе, динамичной и обновляющейся. К настоящему времени школьная география пришла с определенными факторами различного ранга.

Мы вынуждены признать сегодня как объективную реальность низкий рейтинг данного учебного предмета, незаинтересованность в нем учащихся и родителей, критичное отношение многих учителей к методическому обеспечению учебного процесса, его качеству, отставание от современных требований. Школьное географическое образование позиционируется как модель науки в системе культуры. Однако в действительности научные знания чаще всего рассматриваются сами по себе, как набор научных понятий, фактов, вне контекста культуры. Тем самым затрудняется раскрытие образовательного значения географии, ее влияние на воспитание личности. Изучаемое содержание воспринимается учащимися как нечто отвлеченное, не касающееся их личности. Поэтому в практике нередко наблюдается явление отторжения, неприятие учащимися предлагаемого содержания. Поэтому необходимо разработать личностно-культурологическую концепцию школьного курса географии. При разработке концепции географического образования важно учитывать системные исследования, которые раскрывают связи между базисными феноменами культуры личности и базовыми сторонами передаваемой культуры: познавательной (умственной, нравственной, коммуникативной, эстетической, физической).

А. С. Ермошкина пишет: «Специфика географии, изучающей мир в глобальном, региональном, локальном масштабах, обусловливает уникальную роль предмета в формировании познавательной культуры учащихся» [3].

Таким образом, ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход в школьной географии ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, – на создание условий для ее эффективной реализации.

Научные знания о географическом мире – основа мировоззрения, поскольку на основе этих знаний у учащихся формируется в сознании целостная картина мира, представленная во взаимодействиях природы, общества, хозяйства на глобальном, региональном, локальном уровнях. Мировоззренческая позиция учащихся, сформированная на основе принятых в обществе ценностных отношениях, элементах географической культуры, способствует координации сознания и поведения личности в индивидуальной, общественной жизни и повседневной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: 1982. – 431 с.

  2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб .

  3. Ермошкина, А. С Личностно-культурологическая модель школьной географии.// География в школе. – 2010. – №7. – 45 с.

  4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2010. №8. -54с.– 314 с.

  5. Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Владос, 1998. -314с.

  6. Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.

  7. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. – 304 с.

  8. Солдатов, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис, – 2000. – 112 с.

  9. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр.– М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 135с.

Просмотров работы: 1924