ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Новак А.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования у младших школьников познавательного интереса является одной из актуальных педагогических проблем на сегодняшний день. Каждому учителю известно, что ученик не сможет успешно усвоить материал, если он равнодушно относиться к знаниям. Поэтому познавательный интерес у школьников нужно формировать и развивать.

Данную проблему рассматривали такие ученые, как Л.И. Божович, В.Г. Бондаревский, М.К. Енисеев, В.И. Ильин, А.Г. Ковалев, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.

Интерес – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области.

С. Л.Рубинштейн под познавательным процессом понимал особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области. И.Ф. Харламов видит познавательный интерес, как эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер. По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес– это глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов. С точки зрения Ф. Н. Гоноболина познавательный процесс – есть стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес выступает естественным двигателем детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.

Познавательный интерес – это особый комплект психологических процессов, которые очень важны для развития личности. В деятельности ученика, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются: активный поиск; догадка; исследовательский подход; готовность к решению задач.

Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования, познавательный интерес следует определять как значимое личностное образование, формирование и развитие которого необходимо начинать с младшего школьного возраста, являющегося важным периодом для данного процесса.

Само слово «интерес», по одной из версий, происходит от латинского interesse, что означает «иметь важное значение». Интерес, возникающий в сознании, предшествует познанию объекта. Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии. Интерес и процессы мышления тесно связаны. Если не развивать познавательный интерес, то развитие мышления ребенка будет серьезно нарушено. Отечественные психологи, подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мыслей.

Развитие познавательного интереса у младших школьников происходит в несколько уровней: любопытство, любознательность, сам познавательный интерес и теоретический интерес. Переход интереса с одного уровня своего развития на другой не означает исчезновения предыдущих, они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися уровнями.

Формирование познавательного интереса к учебному материалу, получению новых знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений. В начальных классах все интересы школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес. Сначала появляются интересы к отдельным событиям, явлениям, затем интересы, связанные с раскрытием причин, свойств, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если учеников 1-2 классов чаще интересует, «что это такое?», то в 3-4 классах становятся свойственными такие вопросы: «почему?» и «как?».

Таким образом можно сделать вывод, что познавательный интерес является не только мотивом обучения, но и влияет на успешность обучения и развитие личности младшего школьника в целом.

Просмотров работы: 2899