VII Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2015
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

QR-КОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Литус К.Д., Напалков С.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Современное общество ставит перед школой задачу подготовить активного и ответственного выпускника, который впоследствии сможет преобразовывать жизнь своей страны во всех её сферах, будь то наука, творчество, экономика, политика и т. д. Такое становится возможно только если ученик сам хочет получать новые знания, совершать какие бы то ни было новые для себя открытия, познавать мир. Школа может лишь подтолкнуть к этому по средствам новых, более интересных для учащихся методов обучения, современных образовательных технологий.

Если составить портрет современного ученика, то можно увидеть, что всё больше и больше жизнь современных детей занимают новые технологии. Он приносит с собой в учебное заведение пару тетрадей, иногда доклад для выступлений, телефон, уже чаще ноутбук или планшетный компьютер. Таким образом можно сказать, что ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством своих гаджетов [9].

Сегодня IT-сфера очень хорошо развита, но не всегда новые технологии могут взаимодействовать со школой, ведь они подразумевают высокого уровня подготовки учителей, а также немалых финансовых вложений. Тем не менее, в настоящее время во многих школах уже используются цифровые лаборатории, проекторы, интерактивные доски, и многое другое [см., напр., 1, 2, 5, 7, 10].

Очень распространён вывод, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают ученика от его учебной деятельности. Но как уже говорилось, в современном мире будет уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему же не совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов? В этой статье подробно рассказывается о QR-кодах, как о средстве более интересного интерактивного средства обучения в современной школе.

QR-код (в переводе с английского (quickresponse) означает «быстрый отклик») – это матричный код, разработанный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 [3].

Предками QR-кода являются популярный в своё время линейный одномерный штрих-код, который применялся в основном в торговле и содержал в себе краткую информацию о товаре. Главный недостаток такого кодирования – это малый объёма информации, который можно вложить в этот код. К примеру, самый распространённый линейный штрих-код типа EAN-13, содержит в себе всего 13 символов.

QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Вот что написано в Википедии про данный вид кодирования: «Основное достоинство QR-кода это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что дает возможность использования в торговле, производстве, логистике» [11].

По статистике в Германии в 2011 году использование QR-кода выросло приблизительно на 70%. Именно такая же ситуация происходила в странах Европы и Соединённых Штатах Америки.

Практика такого кодирования была широко распространена в Японии. Данный код наносился почти на все товары, а так же на информационные и рекламные буклеты. В России QR-коды только начали набирать обороты в рекламе и в бизнесе, а вот в образовательных целях они почти не используются, хотя потенциал для развития огромен, ведь такие коды подталкивают к наиболее полному понимаю, какой либо учебной темы.

Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код прямо на уроке, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое, всё дело лишь в вашей фантазии.

Для создания тестов можно использовать сервис ClassTools.NET (на сайте приведены примеры заданий).

QR-коды можно использовать абсолютно везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов.

Существует сервис QRTreasureHuntGenerator, который создаёт QR-викторину из вопросов, которые были предложены. После этого, распечатанные QR-коды можно разместить по всему помещению или за его пределами, тем самым ученикам будет более интересно получать знания из своих телефонов, чем со страниц скучных на их взгляд учебников. Это своего рода Веб-квест [см., напр., 4, 6, 8, 10], который способствует достижению нескольких важных целей при обучении школьников:

- усиление мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного и др. плана;

- внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;

- использование при обучении новые виды учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность учащихся;

- придать работе над учебным материалом новую организационную форму, привлекательную для школьников;

- развитие личностных качеств, которые не имеют спроса в учебном процессе, а также самооценки обучаемых [7].

По принципу такой Веб-викторины можно организовывать и различные экскурсии. Во многих музеях уже давно используется данная технология. Экскурсоводы распечатывают подготовленные для выставки QR-коды, размещают их около определённых экспонатов, тем самым ещё больше обогащая выставку различной и интересной для посетителя информацией, будь то это ссылка на альбом фотографий, или ссылка на видео с этим экспонатом и т.д.

У QR-кодов так же есть способность хранить в себе небольшие по объёму тексты и без подключения к Интернету, тем самым, увеличивая свои возможности. Исходя из этого можно придумать для обучаемых какую-либо игру, в которой от них будет требоваться выбор дальнейших действий. Например, можно составить свои концовки определённой сказки, скажем «Сказка о рыбаке и рыбке». Здесь чтобы выбрать оригинальное завершение, ученики должны использовать один QR-код с небольшим текстом, а чтобы узнать другой, изменённый финал, другой QR-код. Минус в этой игре может встретиться только один: при кодировании текста, значки этих кодов могут получаться очень громоздкие, что немного усложнит игру.

Создание данного кода не займёт у учителя слишком много времени и сил. В настоящее время существует огромнейшее количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать такой код, который можно сохранить на компьютер и впоследствии использовать там, где только пожелаете. Например, русскоязычный он-лайн сервис для создания QR-кода http://www.qrcoder.ru позволяет в несколько кликов закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, sms-сообщение.

Для считывания QR-кодов на настоящее время существует огромное количество специальных программ. Почти для каждой модели телефона подойдёт приложение ReaderKaiwa. QR Droid – это более серьёзная программа, которая даёт возможность считывать, создавать собственные QR-коды. Для обладателей операционной системы IOS тоже есть приложение для считывания подобных кодов – это Neoreader. Если нет смартфона или по каким-либо причинам нет возможности воспользоваться перечисленными выше программами, то поможет расширение для браузера GoogleChrome – Qrreaderbeta, который расшифровывает любой код, попавшийся на пути в Интернете.

В заключении можно отметить, что QR-код не является каким-то, как принято сейчас говорить, «трендом», а применяется уже довольно длинный промежуток времени. Он прост и удобен в использовании, а количество методов применения безгранично, как уже говорилось, всё зависит только от фантазии человека. Что касается образования, то это очень эффективный метод привлечений детей к учебно-познавательной деятельности, ведь 21 век – это век высоких информационных технологий и большинство людей имеют какие либо средства, которые позволяют считать данный код в считанные секунды и получить подробную информацию либо о товаре, либо о какой-то учебно-познавательной задаче.

Список литературы

1. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 8. – С. 308-314.

2. Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОС по математике посредством использования тематических образовательных Web-квестов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции. – Елец, 2014. – С. 80-85.

3. ВикипедиЯ. QR-код. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код.

4. Воронова Е.Н. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов как фактор повышения качества педагогического процесса // Язык и мир изучаемого языка. – 2011. – № 1. – С. 125-127.

5. Максимова Н.А. Проблемы проектирования региональных образовательных порталов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-6. – С. 1343-1346.

6. Напалков С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного Web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 469-474.

7. Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф. ... канд. пед. наук. – Саранск, 2013. – 25 с.

8. Напалков С.В., Первушкина Е.А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8-2 (36). – С. 51-53.

9. Шустова Ю.В., Михелькевич В.Н. Интеграция образовательных технологий при интенсивном обучении студентов иностранному языку // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. – 2012. – № 10. – С. 248-252.

10. Atroshchenko S.A., Napalkov S.V. Themed educational Web quest as interactive means of development of students’ independent cognitive activity // В мире научных открытий. – 2014. – № 9 (57). – С. 164-178.

11. QR-коды в образовании: для контрольной, домашнего задания и перемены. – Режим доступа: http://www.edutainme.ru.