РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

Кастюрина А.А. 1, Кабанов В.В. 1
1ВолгГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России уже есть положительный опыт применения принципов сотрудничества власти и предпринимательских структур. А учитывая специфические обстоятельства современного этапа экономического развития российских регионов и тенденций, получивших распространение в мировой экономике процессов взаимодействия государства и бизнеса, данная проблема становится важным направлением разработки и реализации рациональной экономической политики, увеличения инвестиционной активности и инновационной деятельности в России в целом и в отдельных регионах (муниципалитетах). В условиях недостаточности бюджетных средств у территориальных органов власти и муниципалитетов необходимо оптимизировать бюджетные расходы. А так как в ряде отраслей, находившихся ранее в сфере исключительно государственной ответственности - транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, наука и образование, в настоящее время происходит привлечение ресурсов предпринимательских структур и начинает эффективно функционировать бизнес и частный сектор. Требуется обоснование и разработка нормативно-правовых документов и на основе изучения зарубежного, отечественного опыта разработать модели взаимодействия бизнеса и власти [9].

Одной из наиболее распространенных форм партнерских отношений между государством и бизнесом является государственно-частное партнерство (ГЧП). Подобное взаимодействие с учетом применяемых региональных стратегий может позволить повысить темпы роста ВВП, увеличить эффективность функционирования и государственного сектора экономики, понизить издержки производства на всех уровнях реализации инфраструктурных проектов. Проблема заключается в неравномерном развитии различных областей страны, и, как следствие, непривлекательности для потенциального инвестора.

Государственно-частное партнерство для России относительно новая форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. В нашей стране это понятие в узком смысле впервые появилось в законодательном акте лишь в 2006 году в Санкт-Петербурге.

На данный момент можно отметить некоторые механизмы реализации государственно-частного партнерства, ключевые признаки ГЧП как целостного института (наличие непротиворечивого законодательства и правоприменительной практики, развитая инфраструктура) в настоящее время не сформированы, в отличие от западных стран. К основным причинам непопулярности государственно-частного партнерства в России можно отнести различный ход развития данного вида отношений между властью и бизнесом, так в зарубежных развитых странах ГЧП развивалось естественным образом («снизу»), соответствующие правки постепенно вносились в уже действующие законы. Подход «снизу-вверх» характеризуется инициативой, проявленной частным сектором, при минимальном вмешательстве государства. В России медленно, но развивается подход «сверху-вниз», когда предложения о проектах исходят от государственных структур, даются некие гарантии, способные привлечь частный бизнес.

В целом можно отметить, что в России, как и странах СНГ, сначала были приняты отдельные законы о ГЧП, то есть развитие государственно-частного партнерства происходило в них «сверху». В этой группе стран ГЧП требует от государства активного участия и продвижения.

Также понятие государственно-частного партнерства в России соотносят с масштабными проектами, например, строительством трубопроводов, обиходов. В западных странах значительные возможности для сотрудничества в формате государственно-частного партнерства располагаются в зоне региональной и муниципальной собственности.

В настоящее время законодательство о ГЧП принято в 69 субъектах России, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов в России действуют также Федеральные законы от 21.07.05 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые также оговаривают варианты реализации проектов ГЧП [1].

На территории Российской Федерации в различных стадиях реализации находится 131 ГЧП-проект. Суммарная стоимость проектов ГЧП (на всех стадиях реализации) составляет – 1,044 трлн. Рублей, из них объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП составляет – 913,4 млрд. рублей (87,44 %от суммарной стоимости проектов) [8].

Начиная c 2013 года, Центром развития государственно-частного партнерства составляется рейтинг регионов ГЧП - старт. Центр создан для помощи и содействия региональным администрациям и муниципалитетам при подготовке и реализации проектов ГЧП. Для развития федерального и регионального законодательства в сфере ГЧП, осуществления подготовки кадров в рамках образовательных программ в сотрудничестве с ведущими российскими вузами. Также на сайте центра можно получить актуальную информацию по вопросам развития инфраструктуры и ГЧП.

При оценке регионов Центром развития ГЧП используются 3 фактора, влияющие на оценку потенциала для привлечения инвестиций в проекты (таблица 1).

Таблица 1 - Факторы, влияющие на оценку потенциала для привлечения инвестиций в проекты ГЧП

Фактор

Удельный вес

Описание фактора

1)Развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе

0,4

Под развитостью институциональной среды понимается комплекс условий, таких как: наличие нормативно-правовой базы в субъекте РФ, наличие ответственных органов власти или структурных подразделений (а также комиссий, советов, рабочих групп)

2)Опыт региона по реализации ГЧП-проектов

0,3

Данный фактор учитывается исходя из утверждения, что каждый последующий ГЧП-проект повышает соответствующие управленческие компетенции и позитивно влияет на развитие механизмов государственно-частного партнёрства в регионе. При оценке фактора учитывались следующие показатели: Текущий статус проекта (стадия реализации). Объем финансовых средств, вложенных частным инвестором. Срок реализации проекта с учетом всех стадий. Отраслевая дифференциация проектов в субъекте. Экспертный коэффициент. Экспертный коэффициент в данном случае учитывал проработанность проекта, а также его сложность для структурирования и реализации. Также учитывался фактор наличия заемного финансирования, так как в этом случае проект проходил дополнительную оценку и одобрение в кредитной организации, что говорит о его качественной проработке и востребованности

3)Инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов

0,3

Фактор оценивается на основе данных рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России рейтингового агентства «Эксперт». Фактор имеет балльное значение, которое выставлялось на основе рейтинга инвестиционной привлекательности каждого субъекта. Минимальное значение «3D» – 1 балл; максимальное значение «1А» – 10 баллов.

Источник: составлено авторами, по материалам:Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf

Рейтинг основывается на данных по 131 ГЧП - проекту из 60 регионов, а также анализе нормативно-правовой базы и системы управления сферой ГЧП в 83 регионах Российской Федерации.

Таблица 2 - Рейтинг некоторых регионов России по проектам государственно-частного партнерства за 2014 год

Категория

Регион

Показатель

Место в рейтинге

Регионы-лидеры

Санкт-Петербург

73,9%

1

Республика Татарстан

70,6%

2

Новосибирская область

65,5%

3

Регионы с высоким потенциалом

Москва

52,3%

10

Краснодарский край

51,8%

11

Ростовская область

49,4%

15

Регионы со средним потенциалом

Волгоградская область

40,5%

30

Московская область

38,0%

34

Регионы с низким потенциалом

Мурманская область

32,9%

43

Республика Тыва

31,6%

46

Регионы с очень низким потенциалом

Ставропольский край

24,8%

62

Саратовская область

18,9%

71

Республика Калмыкия

14,5%

78

Источник: составлено авторами, по материалам: Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf

Исходя из полученного рейтинга, все субъекты РФ классифицированы по следующим категориям: регионы лидеры, регионы с высоким потенциалом, регионы с низким потенциалом и с очень низким потенциалом. Количество регионов в категориях представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Количество регионов в анализируемых категориях

Категории

Количество регионов в категории

Рейтинг

  1. Регионы лидеры

6

60%-75%

2) Регионы с высоким потенциалом

16

45%-60%

3) Регионы со средним потенциалом

16

35%-45%

4) Регионы с низким потенциалом

22

25%-35%

5) Регионы с очень низким потенциалом

23

5%-25%

Источник: составлено авторами, по материалам : Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf

Регионы лидеры (показатель 60 %–75 %) - опыт данных регионов по развитию ГЧП, представленных в ТОП-6 рейтинга, предлагается транслировать для представителей частного и публичного партнеров при подготовке проектов государственно-частного партнёрства. Лидерами данного рейтинга являются Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Они обладают наивысшей инвестиционной привлекательностью (10 баллов по оценкам составителей Рейтинга) и имеют большой опыт реализации региональных ГЧП - проектов и развитую институциональную среду. Регионы, представленные в первой пятерке обладают наибольшим опытом при реализации ГЧП - проектов. Лидером по количеству проектов является Новосибирская область. Также значительный опыт накоплен в Свердловской и Нижегородской областях. Нижегородская область стала лидером по развитости практики применения концессионных соглашений на территории РФ, а Свердловская область обладает значительной инвестиционной привлекательностью (9 баллов). Также в лидеры рейтинга вошла и Воронежская область, которая выделяется наивысшим показателем по развитости нормативно- правовой базы для реализации ГЧП-проектов на территории субъекта. Примером может служить детальная проработка отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок реализации проектов на территории области.

Регионы с высоким потенциалом (показатель 45%–60%) характеризуются наличием относительно небольшого опыта реализации ГЧП-проектов (1-2 проекта), стабильной инвестиционной привлекательностью (6-8 баллов) и наличием нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, находящейся в стадии становления, сюда входят Москва, Краснодарский край, на территории которых в настоящий момент государственно-частное партнерство можно охарактеризовать как находящееся в стадии формирования, но при этом уровень инвестиционной привлекательности максимально возможный. Пермский край, Ярославская область, Липецкая область, Самарская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Регионы, представленные в данном сегменте рейтинга, в настоящий момент характеризуются высоким потенциалом для привлечения частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства.

Регионы со средним потенциалом (показатель 35 %–45 %) - в данном сегменте рейтинга находятся регионы, в которых государственно-частное партнерство характеризуется стадией формирования первичного опыта, но при этом создаются условия для гармоничного развития механизмов ГЧП. В основном здесь представлены регионы, в которых проекты ГЧП находятся еще на прединвестиционной стадии (в частности проект «Строительство западного обхода г. Волгограда»), а также регионы, в которых усилиями администраций создаются условия для привлечения частного инвестора.

Регионы с низким потенциалом (показатель 25%–35%) - низкий уровень развития нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов государственно-частного партнерства и инвестиционной привлекательностью в среднем 4 балла. Также стоит отметить, что в данной группе регионов только Мурманская область и Республика Тыва имеют существенный опыт реализации проектов государственно- частного партнёрства, но в связи с невысоким рейтингом инвестиционной привлекательности не вошли в перечень регионов со средним потенциалом.

Регионы с очень низким потенциалом (показатель 5%–25%) - данный сегмент характеризуется наиболее низкими показателями по факторам «Опыт региона по реализации проектов ГЧП» – 0 баллов и «Инвестиционная привлекательность» – 1 балл [8].

Исходя из показателей, которыми характеризуется положение четверти субъектов РФ, можно говорить о том, что государственно-частное партнерство на территории страны развито не в равной степени. По данным, представленным в таблице 4, можно сделать вывод о том, что большинство проектов государственно-частного партнерства в России – проекты в социальной сфере (здравоохранение, образование, спорт) – 56 проектов, 30 проектов – в транспортной, на одинаковых позициях находятся проекты в коммунальной и энергетической сферах – 23 и 22 проекта соответственно. Что касается количества проектов по федеральным округам, то лидирует Приволжский федеральный округ (34 проекта), далее следуют Северо-Западный и Сибирский федеральные округи (23 и 24 проекта), по 4 проекта у Дальневосточного и Северо-Кавказского федерального округа [2].

Не только законодательные пробелы сдерживают развитие ГЧП в России. Не менее важная проблема – отсутствие механизмов эффективного финансирования (даже при наличии средств). Общая ситуация в стране не способствует реализации долгосрочных проектов, не имеющих политической составляющей. Причины этого - общие настроения предпринимателей, опасающихся реализовывать сложные, долгосрочные проекты. Многие из них сомневаются в сохранении стабильности в краткосрочной перспективе.

Таблица 4 - Сравнительная таблица реализации проектов по сферам и федеральным округам

Федеральный округ/ Сфера

Коммунальная

Социальная

Транспортная

Энергетическая

Общий итог

Дальневосточный ФО

-

-

2

2

4

Приволжский ФО

9

17

5

3

34

Северо-Западный ФО

4

8

7

4

23

Северо-Кавказский ФО

-

3

-

1

4

Сибирский ФО

1

10

6

7

24

Уральский ФО

2

6

2

1

11

Центральный ФО

5

7

5

4

21

Южный ФО

2

5

3

-

10

Общий итог

23

56

30

22

131

Источник:Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf

Позволить себе участие в ГЧП сейчас могут крупные инвестиционные фонды, связанные с государством (в том числе неформально), финансировать реализацию проекта могут государственные банки. Таким образом, если не будет налажена система финансирования крупных соглашений, то даже при отладке законодательства ГЧП в России будет в основном существовать в виде реализации отдельных уникальных проектов. Причем эти проекты не будут являться государственно-частными партнерствами. Большую часть крупных ГЧП - проектов можно признать в целом успешными: даже если возникают какие-то проблемы, то их всегда можно урегулировать, так как проектов немного и к ним обычно проявляется повышенное внимание властей.

Необходимость развития инфраструктуры городов и регионов России и ограниченность бюджетных инвестиций заставляют государство искать эффективные механизмы финансирования. В этих условиях государственно-частное партнерство (ГЧП) становится наиболее перспективной формой реализации крупных инвестиционных проектов в современной России. Анализ зарубежного опыта показывает, что ГЧП можно рассматривать как один из наиболее действенных механизмов повышения эффективности госинвестиций за счет привлечения капитала и управленческого опыта частного сектора. Помимо явных преимуществ, для государства, ГЧП создает широкие возможности и для бизнеса, открывая ему новые сферы экономики, ранее для частных компаний недоступные [9].

В России идеи ГЧП достаточно активно разрабатываются, особенно в последние годы, но в массовом порядке практических успехов пока достичь не удалось. Основные проблемы, которые препятствуют внедрению механизма ГЧП это:

- недоверие к государству российского бизнеса;

- отсутствие ясных и понятных финансовых схем осуществления совместных проектов;

- отсутствие комплексной, долговременной программы социально-экономического развития регионов и территорий, которая включала бы решение вопросов территориального размещения производственных предприятий и объектов инфраструктуры;

- концессионная деятельность не развивается из-за отсутствия подготовленных кадров, несовершенства системы управления и нормативно-правовой базы, хотя деньги у правительства и предпринимательских структур для стратегических инвестиций есть, привлекательные проекты тоже имеются;

- сказывается и малоэффективная деятельность органов власти в законодательном и организационном плане. Отсюда и сложившаяся не эффективная система позиционирования нашего региона, муниципалитетов в ближнем и дальнем зарубежье, не регулярное представление области на крупнейших экономических форумах, выставках, ярмарках [6].

Все это не лучшим образом влияет на эффективное взаимодействие бизнеса и власти. Одной из главных задач государства на данном этапе является помощь в обмене опытом в проведении проектов государственно-частного партнерства между регионами, заимствовании проработанного законодательства, лучших практик, перенос реализованных успешных проектов в регионы с низком уровнем развития. Необходимо разработать методику сгруппированных показателей, характеризующих финансово-экономическую, социально-психологическую и экологическую устойчивость бизнес проектов, реализуемых государственными органами власти и бизнеса на основе государственно-частного партнерства. Это будет способствовать эффективному взаимодействию регионального бизнеса и власти и станет одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивое и стабильное развитие региональных и муниципальных территориальных социально-экономических систем.

Список литературы

1. Гагарин, П. А. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития - [Электронный ресурс]. – Градиент Альфа / П.А. Гагарин // Финансовая газета. - 2013. - Режим доступа: http://www.gradient-alpha.ru/press-center/articles/2013/04/12/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-problemyi-i-perspektivyi-razvitiya/

2. ГЧП в России: база проектов // Государственно-частное партнерство – информационный центр. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/main/market/projects

3. Завьялова, Е.Б. Государственно-частное партнерство во внешнеэкономической деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vavt.ru/journal/id/9004E54E8

4. Делмон Джеффри. Государственно-частное партнёрство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти. - Астана: ИЦ «Апельсин», 2010. - 261 с.

5. Кабашкин, В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: Междунар. инновац. центр, 2010. — 575 с.

6. Макаров, И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. — 2013. — № 24 (246). — c. 18-29. — http://www.creativeconomy.ru/articles/31013/

7. Осипенко, О.В. Государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. — 2013. —

8. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации // Центр развития государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingreg2014.pdf

9. Сазонов, С.П. Государственно-частное партнёрство как один из источников эффективного развития территории (на примере Волгоградской области) / С.П. Сазонов, М.Е. Баштырева, А.А. Кастюрина // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 18 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - № 4 (131). - C. 135-139.Сазонов, С.П.

10. Сазонов, С.П. Как построить государственно-частное партнёрство по вертикали власти? Пока больше вопросов, чем ответов / С.П. Сазонов, Ф.Н. Мамедов, В.В. Кабанов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 3. - C. 60-64.

 Авторы поздравляют кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.

Просмотров работы: 6858