ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ОСНОВЕ ГЧП В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ОСНОВЕ ГЧП В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Криушина Т.В. 1, Харламова Е.Е. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Огромную значимость сегодня имеет проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью региона, так как является важной составной частью настоящего инвестиционного процесса. Данная система поможет реализовать развитие отраслей, которые для региона являются бюджетообразующими; развивать областную инфраструктуру; увеличить эффективность инвестиционной политики, для которой главным инструментом реализации является государственно-частное партнерство.

Основная задача государственно-частного партнерства относительно к Волгоградской области состоит в получении максимально возможного эффекта от данного партнерства. Государство может обеспечивать возвратность инвестиций на длительный период, тем самым, выступать привлекательным партнером даже в случаях с минимальной прибыльностью проектов.

Поэтому основным направлением по совершенствованию законодательства о ГЧП должно выступить именно создание порядка предоставлений гарантий бизнесу.

Большие города Волгоградской области и сам регион заинтересованы в работе механизмов ГЧП в полную мощь. На сегодняшний день муниципалитеты нуждаются в серьезной необходимости осуществления большого количества капиталоемких, долгосрочных и требующих детального планирования и управления проектов, которые требуют серьезного сотрудничесства государства и частного сектора. Это проекты, связанные с комплексным развитием территорий и, прежде всего, с усовершенствованием городской и социальной инфраструктур, строительством социального жилья, объектов транспортно-логистической инфраструктуры, увеличением энергоэффективности и др.

Усовершенствование законодательства позволит выявить точные механизмы взаимодействия органов исполнительной власти субъекта федерации и инвестора – инициатора ГЧП проекта, что поспособствует привлечению дополнительных денежных средств в регион.

Отсутствие правовых инструментов является одним из главных препятствий на пути развития государственно-частного партнерства. Данные проекты востребованы на региональном и муниципальном уровнях не менее, а в условиях бюджетного дефицита – даже более, чем на федеральном, большую роль здесь имеет регулирующая функция законодательства субъектов федерации.

В связи с этим в Волгоградской области был составлен законопроект «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве», который был принят в первом чтении. Под государственно-частным партнерством в нем понимается взаимовыгодное сотрудничество Волгоградской области и субъектов частного предпринимательства, выполняемое в соответствии с договором и несущее с собой разделение ответственности и рисков между сторонами[3].

Положительными сторонами принятия этого законопроекта являются возможность привлечения частных инвестиций и привлечения к управлению государственной собственностью эффективных управляющих, снижение бюджетной нагрузки.

К объектам соглашений ГЧП относятся объекты транспорта, автомобильные дороги, объекты по производству, передаче и распределении энергии, система коммунальной инфраструктуры, объекты, используемые для сельскохозяйственной деятельности, объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма.

Внедрение этого закона будет способствовать привлечению дополнительных частных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры, а также эффективнее использовать бюджетные средства в процессе реализации инфраструктурных проектов в различных сферах. Направления развития инфраструктуры должны определять государственные и муниципальные органы власти на основе составленной ими нормативной базы.

На сегодняшний день региону в первую очередь следует обратить внимание на социальную сферу и проекты, реализуемые в ней. Перспективным проектом в сфере ГЧП является строительство дополнительных детских садов на территории Волгоградской области, а также включения в значимые направления инвестиционного развития поддержку строительства дошкольных учреждений образования.

Роль ГЧП в Волгоградской области состоит в достижении максимально возможного результата от партнерства. Уже сейчас многие проекты, реализуемые в области, имеют «признаки ГЧП».

Для региональной власти очень важно, что реализуется целый ряд социальных проблем: создаются новые комфортные жилые дома, ремонтируются и строятся автомобильные дороги, совершенствуются водопровод и канализация.

Удачность создания ГЧП между городом Волгоградом и организациями в сфере обеспечения населения коммунальными услугами показывает существенные успехи. На данный момент появляются прогрессивные формы работы, улучшается состояние основных средств, тем самым происходит оздоровление экономической ситуации муниципальных коммунальных предприятий. Население видят положительный эффект взаимодействия властей и бизнеса, что способствует дальнейшему развитию реформы коммунального хозяйства в регионах.

Администрация Волгоградской области будет постоянно осуществлять планомерную работу по повышению уровня инвестиционной привлекательности, созданию комфортных условий для ведения бизнеса.

Основными задачами, стоящими перед Администрацией Волгоградской области являются:

- создание высококачественных региональных инвестиционных проектов, которые с большей эффективностью привлекали бы инвесторов в Волгоградскую область, а также демонстрация привлекательности региона для инвесторов;

- совершенствование, доработка действующего инвестиционного законодательства с помощью увеличения государственной поддержки и создания механизмов их реализации, а также налогового законодательства, в части предоставления налоговых льгот, которые позволили инвесторам отнести собственные средства на финансирование инвестиций;

- проведение масштабной информационной работы среди инвесторов, желающих реализовывать инвестиционные проекты на территории региона, об существующих формах государственной поддержки, применением средств массовой информации, а также информационно справочного портала Администрации Волгоградской области;

- продвижение существующих инвестиционных площадок и инвестиционных проектов на территории Волгоградской области и проведение презентаций инвестиционных проектов и площадок для потенциальных инвесторов;

- создание в бюджете области средств на оказание государственной поддержки инвесторам, заключившим инвестиционные соглашения с Администрацией Волгоградской области с соответствии с Законом Волгоградской области от 2 марта 2010 г. № 2010- ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области»;

- привлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов;

- увеличение роста в реальном секторе экономики, оказание государственной поддержки отраслям, которые имеют тенденцию роста в среднесрочной перспективе;

- совершенствование территориальной административной инфраструктуры для оказания поддержки потенциальным и реализующим на территории области проекты инвесторам[4].

Теперь рассмотрим основные проекты ГЧП в Волгоградской области, которые уже реализованы и которые находятся в стадии формирования.

1. Концессионное соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию полигонов для утилизации твердых бытовых отходов с мусоросортировочными комплексами на территории Волгоградской области.

Строительство находится в Светлоярском и Среднеахтубинском районах Волгоградской области 2-х полигонов твердых бытовых отходов и 2-х современных мусоросортировочных комплексов в Кировском и Ворошиловском районах г. Волгограда с возможностью вторичной переработки утильных остатков. Инвестором выступает ООО "Управление отходами - Волгоград". Общий объем инвестиций составил 1,2 млр.рублей.

Ведется работа по проектированию подъездных дорог к полигону ТБО.

Дата ввода в эксплуатацию полигонов и мусоросортировочных комплексов состоялась во втором полугодии 2012 года.

2. Инвестиционный проект "Развитие Котельниковской промышленной зоны Волгоградской области на базе освоения Гремяченского месторождения калийных солей".

Изначально в создание инфраструктуры вложено 1 млрд. рублей.

Первоначально был построен рабочий поселок для строителей комбината на 1000 мест,13 коттеджей, 200 - местное общежитие на 60-ти квартирный дом; введены в эксплуатацию две столовые и банно-прачечный комбинат; построено 11 многоквартирных домов и гостиниц.

Совокупная площадь строящегося жилья первой очереди ( к 2013 году) составила 90 тыс.кв.м, с учетом перспективы развития предприятия и смежных производств - 240 тыс.кв.м.

По программе льготной ипотеки будет реализовано 500 индивидуальных коттеджей типовых планировок и 900 квартир в многоквартирных домах, также в партнерстве с государством предусматривается возведение объектов социальной сферы и инженерно-транспортной инфраструктуры.

3. Строительство автомобильной дороги в обход г. Волгограда.

Стоимость проекта составляет $ 320 млн.

Главными задачи реализации данного проекта выступают:

- увеличение размеров экспортно-импортных перевозок и привлечения грузопотоков из других регионов РФ;

- изменение хода транспортного потока в обход г. Волгограда;

- уменьшение транспортной напряженности в городе;

- изменение экологической обстановки в положительную сторону.

4. Физкультурно-оздоровительный комплекс, строительство которого велось на основе «Соглашения о партнерстве» компании, администраций области и Котельниковского района, с долевым финансовым участием каждой из сторон.

Стоимость проекта составляет 97 млн. рублей, основным инвестором выступает ОАО "ЕвроХимВолгаКалий".

Физкультурно-оздоровительный комплекс введен в эксплуатацию в конце 2010 года, и уже сейчас в комплексе работают два зала – спортивный и тренажерный, а также плавательный бассейн. Общая площадь объекта составляет 1600 квадратных метров.

Сегодня на базе объекта занимается физической культурой и спортом 800 школьников и 300 взрослых жителей города.

5. Создание дошкольных учреждений образования в Волгоградской области.

Этот проект находится в стадии формирования. На сегодняшний день уже определены основные направления инвестиционного развития в поддержку строительства дошкольных учреждений образования.

6. Строительство объектов и инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 г. В рамках проекта должны быть построены: стадион, тренировочная база для команд, реконструирован аэропорт, транспортная и гостиничная инфраструктура.

Ориентировочная стоимость объектов оценивается в пределах 11 млрд. руб. Весь объем инвестиций запланирован за счет внебюджетных источников[2].

Следует отметить, что для увеличения эффективности механизмов ГЧП на территории Волгоградской области необходимо наличие специализированных структур, которые способны оказывать организационную и методическую поддержку хозяйствующим субъектам в результате реализации проектов ГЧП, то есть соответствующих институтов развития.

Для того чтобы решать стратегические задачи региона отдел по ГЧП Комитета экономики Администрации Волгоградской области обязан осуществлять аналитическую работу для разработки решений по вопросам развития ГЧП, проводить анализ Стратегии социально-экономического развития региона, определять список значимых для региона проектов ГЧП, организовывать работу с потенциальными партнерами и консультантами [1].

Благодаря государственно-частному партнерству возможен переход к инновационной экономике, так как частные предприниматели нуждаются в инновационном развитии и способны на новые разработки, но одновременно с этим им требуется государственная поддержка и государственная гарантия. Государственно-частное партнерство – это, однозначно, предпринимательская деятельность, направленная не только на систематическое получение прибыли, но и на достижение социально-полезного эффекта.

Создание ГЧП требует от государственных и муниципальных служащих, новых знаний, умений и навыков, полученные в процессе учебы и от участия в воплощении определенных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизненно важные проекты и иметь необходимые права.

Надо отметить, что главным положительным фактором среды развития ГЧП может быть территориальное стратегическое планирование, являющееся организационным механизмом. Во-первых, оно обеспечивает прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития, а во-вторых, позволяет учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, достичь с их стороны поддержки, а следовательно, и привлечь дополнительные денежные средства для развития и реализации общественно необходимых проектов.

Большое количество услуг, обеспечиваемых местными органами власти, могут влечь за собой выгоду от взаимодействия частного и государственного секторов. Возможность реализации услуг через ГЧП зависит от политики и взглядов местных органов власти.

Местные органы власти могут также применять ГЧП для реализации будущих услуг, как для принципиально новых для данного сообщества типов услуг, так и для модификации существующих услуг, обеспечивающих более высокий уровень сервиса.

УДК: 336.531.2

Список литературы:

1. Администрация Волгоградской области. [Электронный ресурс]: Официальный сайт. — URL: http://www.volganet.ru (дата обращения 10.01.2015 г.).

2. Волгоградская областная Дума. [Электронный ресурс]: Официальный сайт. — URL: http://volgoduma.ru (дата обращения 09.01.2015 г.).

3. Корпорация развития Волгоградской области. [Электронный ресурс]: Официальный сайт. — URL: http://www.investvolgograd.ru (дата обращения 11.01.2015 г.).

4. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года. [Электронный ресурс]: Минэкономики Волгоградской области: Официальный сайт. — URL: http://economics.volganet.ru/export/sites/economics (дата обращения 10.01.2015 г.).

Авторы поздравляют кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский

государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.

Просмотров работы: 2876