Финансовое планирование на предприятии позволяет:
1) наиболее полно отражать и наиболее эффективно обеспечивать осуществление всех форм финансовых отношений предприятия в процессе его предстоящего развития;
2) координировать усилия всех служб и подразделений предприятия, направленные на обеспечение эффективного его развития и повышение его рыночной стоимости;
3) трансформировать стратегические цели развития предприятия в систему конкретных плановых заданий, предусматриваемых к реализации в соответствующем плановом периоде;
4) создавать необходимую нормативную базу внутреннего контроля всех основных аспектов финансовой деятельности предприятия;
5) создавать необходимую информационную базу для всех субъектов финансовых отношений, обеспечивающих внешнее финансирование предприятия [4, c.6].
Цель финансового планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.
Осуществляемое на предприятии финансовое планирование призвано обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечить четкую направленность всех плановых показателей на реализацию стратегических целей развития предприятия в соответствующем периоде;
2) обеспечить реализацию выявленных в процессе финансового анализа резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия и роста его рыночной стоимости;
3) определить потребность в необходимом объеме финансовых ресурсов, требуемых для предстоящего развития предприятия, и оптимизировать источники их формирования;
4) определить направления наиболее эффективного использования финансовых ресурсов в предстоящем периоде и оптимизировать их распределение по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия
5)оптимизировать внутренние пропорции формирования активов, капитала и денежных потоков предприятия с целью обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности в процессе предстоящего развития [5, c.9].
Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Система планирования представляет собой сочетание перспективных, текущих (или годовых) и оперативных планов [6, c.71].
Перспективные планы определяют основные задачи развития предприятия на длительный период (более 1 года) и содержат основные мероприятия по обеспечению их выполнения.
Перспективные планы реализуются через выполнение составляемых на их основе текущих (годовых) планов.
Успешное выполнение годовых производственных заданий во многом зависит от организации и планирования всей текущей работы на предприятии. Планирование текущей работы коллективов называется оперативным планированием.
Финансовое планирование на уровне предприятия - достаточно новое
для России понятие. При системе единого народнохозяйственного планирования основные плановые показатели, в том числе финансовые, спускались «сверху» и задачей финансистов предприятия было только организовать работу по достижению этих показателей для бесперебойной работы предприятия, а через все предприятия – всего хозяйства страны. В условиях, когда каждое предприятие само планирует свою деятельность, народнохозяйственные интересы обеспечиваются через рыночное саморегулирование экономики. Чтобы выжить, предприятие должно самостоятельно оценить потребность в финансовых ресурсах и эффективность их использования в производстве или в доходных вложениях, неся полную ответственность за полученные результаты. Финансовый план необходим организациям всех форм собственности и масштабов производства для обеспечения скоординированности работы всех подразделений организации, контроля за производственными процессами и рациональным использованием ресурсов, стимулированием работников предприятия [7, c.287].
В зависимости от приоритетов руководства предприятия по использованию при финансовом планировании информации о прошлом и настоящем опыте и желаемом финансовом состоянии предприятия в будущем различают: реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное планирование.
Реактивное планирование нацелено в прошлое и только в прошлое. Основной метод реактивного планирования – это исследование всех проблем с точки зрения их возникновения и развития в прошлом. Финансы организации воспринимаются сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм [7, c.291].
Инактивное планирование нацелено на приспособление к настоящему. Означает инертность – делать что-либо по привычке без сознательных усилий. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое или стремиться вперед. При инактивном планировании существующие условия воспринимаются как достаточно хорошие. Такое планирование возможно для работы только в стабильных, благоприятных условиях [7, c.292].
Преактивное планирование означает упреждение, высшую степень активности. Оно ориентировано в основном на будущие изменения. В противовес инактивистам преактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну», для того чтобы достигнуть своих целей [7, c.293].
Интерактивное планирование основано на принципе участия и максимальной мобилизации творческих способностей работников предприятия, оно предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий работников организации, обладающих знаниями прошлого и настоящего финансового состояния предприятия и внешней среды. Цель интерактивного планирования– проектирование будущего [7, c.294].
Наиболее распространенным направлением планирования вплоть до последнего времени был и остается инактивизм, который в нынешних условиях с неохотой уступает место интерактивному планированию. Учитывая многофакторный характер и трудоемкость процесса планирования финансов предприятия, для его осуществления необходимо применять электронно-вычислительную технику. Высокое качество планирования при одновременном значительном сокращении времени разработки может быть достигнуто путем использования специализированного пакета прикладных программ [6, c. 35].
Бюджетированием называется процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его использованием. Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:
1) планирование операций, обеспечивающих достижение целей коммерческой организации;
2) координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
3) оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности коммерческой организации и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументирование принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
4) эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
5) оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей [7, c.115].
Бюджетирование способствует рациональному использованию средств предприятия, благодаря своевременному планированию совершаемых операций, финансовых и материальных потоков и систематическому их контролю, стимулирует руководителей структурных подразделений к достижению намеченных целей, позволяет выявить и минимизировать различные риски. Бюджетирование делает работу, выполняемую структурными подразделениям абсолютно прозрачной для руководства организации.
Бюджетирование как управленческая технология включает 3 составные части:
1) технологию бюджетирования, включающую виды и форму бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации;
2) организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры предприятия (определяются центры финансовой ответственности – объекты бюджетирования), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций);
3) использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия, но и осуществить оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета [8, c.35].
Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (норма, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений [9, c.324]. В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования на предприятии.
1) формирование финансовой структуры;
2) создание структуры бюджетов;
3) разработка методик и процедур управленческого учета;
4) разработка регламента планирования;
5) внедрение системы бюджетирования.
Цель первого этапа – разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. На втором этапе определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия. В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика предприятия, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле выполнения бюджетов. Цель четвертого этапа - разработка регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов. Регламент планирования - это установленный в организации порядок составления, представления, согласования, консолидации, проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней. Пятый этап включает работы по составлению операционного и финансового бюджета на планируемы период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям предприятия [9, c.350]
Основной бюджет предприятия состоит из трех обязательных финансовых документов:
1) прогноза отчета о прибылях и убытках;
2) прогноз отчета о движении денежных средств;
3) прогноз балансового отчета.
Прогноз баланса является важнейшим инструментом управления активами и пассивами предприятия. Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде.
Бюджет доходов и расходов необходим для оценки рентабельности текущей деятельности предприятия. Именно наличие прибыли, отражающейся в данном документе, является залогом положительного сальдо бюджета денежных средств. Хотя бюджет доходов и расходов выражен в стоимостных показателях, этот документ характеризует неденежную часть сделок. Дело в том, что поставка товаров покупателю не всегда сопровождается немедленной их оплатой. Только когда покупатель полностью оплатит поставку, тогда отгруженная продукция превратится в выручку от продаж, и поставка в натуральной форме станет денежными средствами.
В отличие от бюджета доходов и расходов бюджет движения денежных средств должен отражать не любые обязательства, а только денежные средства. Бюджет движения денежных средств — это в сущности план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее. Составление бюджета движения денежных средств призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия или фирмы на предстоящий период.
По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты. Стабильный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности [10,c.54]. По реальным инвестиционным проектам таким показателем может быть, объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции.
Особой формой бюджета выступает платежный календарь, разрабатываемый по отдельным видам движения денежных средств (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.) и по предприятию в целом (в этом случае он детализирует текущий финансовый план поступления и расходования денежных средств). Платежный календарь составляется обычно на предстоящий месяц (в разбивке по дням, неделям и декадам). Он состоит из следующих двух разделов: 1) график расходования денежных средств (или график предстоящих платежей); 2) график поступления денежных средств. График расходования денежных средств отражает сроки и суммы платежей предприятия в предстоящем периоде по всем (или конкретным) видам его финансовых обязательств. График поступления денежных средств разрабатывается по тем видам движения средств, по которым имеется возвратный их поток; он фиксирует сроки и суммы предстоящих платежей в пользу предприятия.
Все это особенно актуально в условиях кризисных явлений современной экономики, экономической блокады и санкций в результате Украинского вопроса и на этой основе разработки программы импортозамещения. Так как система планирования предприятия представляет собой теснейшую логическую и информационную взаимосвязь всех видов планирования и соответствующих процедур, являющихся элементами единого планового процесса.
Все виды планирования тесно взаимосвязаны между собой: они либо являются отдельными этапами процесса разработки стратегии предприятия, либо нацелены на детализацию стратегии в ходе текущего управления деятельностью организации.
Согласование тактических (оперативных) и стратегических (перспективных) планов предприятия осуществляется за счет анализа и санкционирования всех видов текущих операций на предмет их соответствия установленным в процессе перспективного планирования целевым ограничениям. Это маркетинговые цели, уровень прибыльности, допустимый уровень принимаемых предприятием рисков.
Список использованной литературы:
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 19.05.1995 г. (с изм. и доп.) //СПС Консультант Плюс.
«Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2013 N 116н, от 27.11.2013 N 156н). – 20 положений по бухгалтерскому учету – М.: Омега-Л, 2003. – 268 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по состоянию на 25 января 2013г.). – М.: Юрайт-Издат, 2013г. – 584с.
Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: ООО "Издательство новая волна", 2002,516с.
Гусева И.Б. Предпосылки интегрированного управления затратами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012г. № 3. – с.65-69.
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 248 с.
Александров О.А. Совершенствование управленческого учета на основе методики АВС // Экономический анализ: теория и практика. – 2013г. - № 14 (71). – с.20-26.
Гусева И.Б. Управление затратами в системе контроллинга // Финансы. – 2012г. - №12. – с.69
Гусева И.Б. Учет и распределение косвенных затрат // Справочник экономиста. – 2012г. - №8 (26). – с.32-39.
Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 542 с.
Авторы поздравляют кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.