Обострение
социальных проблем в России связано не только с прошедшим глобальным кризисом,
но и с чрезмерно затянувшимися реформами. Непоследовательность принимаемых
управленческих решений, кроме всего прочего, препятствует возрождению в
обществе доверия к властным структурам, что усугубляет развитие социальной
сферы.
Такая ситуация естественно обуславливает поиск
новых путей и организационно-экономических инструментов достижения социального
благополучия в обществе. Одним из таких способов должно стать активное развитие
бизнеса, так как организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью,
обязаны нести определенную ответственность перед обществом (социумом) в
процессе развития которого они и появились.
Актуальность решения вопросов социального инвестирования бизнеса в России определяется, прежде всего, возросшей ролью крупных корпораций в росте экономики страны; во-вторых, отчетливой тенденцией активной включенности бизнеса в решение социальных задач развития общества; и, в-третьих, практической значимостью корпоративных социальных программ, реализуемых на предприятиях.
Социальная рыночная экономика предполагает согласование и учет интересов всех социальных групп населения при выработке и реализации государственной макроэкономической политики, ориентацию на потребительский спрос деятельности корпораций и предприятий.
Эффективное развитие организаций направлено на создание новых рабочих мест, обеспечение работников достойным уровнем социального обеспечения. Такие предприятия вносят весомый вклад в формирование бюджета государства за счет налоговых отчислений. Корпоративные программы в основном направлены на поддержку местного сообщества, сохранение окружающей среды, развитие кадрового потенциала. Таким образом, в развитии бизнеса заинтересовано общество. От его деятельности зависит благосостояние и уровень жизни граждан, социально-экономическая стабильность.
Реализация социальной политики строится на значительном массиве исходных данных по различным предполагаемым к рассмотрению социальным программам, ориентированным на стратегию развития компании и ее миссию с точки зрения повышения эффективности развития. Сейчас отмечается превалирование двух "внутренних" направлений инвестирования, связанных с развитием персонала и охраной его здоровья, над четырьмя "внешними" направлениями, охватывающими местное сообщество, потребителей, деловых партнеров и экологию.
Для предприятий сферы услуг в целом характерна высокая по сравнению с другими секторами экономики доля социальных инвестиций, выделяемых на выстраивание отношений с контрагентами-потребителями (16,8%) и деловыми партнерами (2,0%). В то же время в энерго и материалоемких отраслях, представленных сырьевым и перерабатывающим секторами, наблюдается иная картина. В перерабатывающем секторе большое внимание уделяется вопросам экологии и охраны здоровья сотрудников (30,9 и 12,5% соответственно). В сырьевом же секторе, наряду с охраной окружающей среды и ресурсосбережением, значительная часть социальных инвестиций выделяется на поддержание местного сообщества (16,3 и 17,4% соответственно) [3].
Величина и структура социальных инвестиций компаний зависит от соотношения трудоемкости и капиталоемкости производств, что подтверждает именно инвестиционный характер социальных вложений. В потребительских отраслях основной капитал - человеческий, отсюда - радикальный акцент на внутрикорпоративных социальных инвестициях. В финансовом секторе основные социальные вложения осуществляются в персонал. На втором месте - добросовестная деловая практика и благотворительность. Это не удивительно: успех финансового сектора зиждется на доверии и репутации. В качестве примера рассмотрим компанию "Лукойл", все данные о политике и проектах которой можно узнать на официальном сайте.
Как известно, по законодательству РФ, работодатель обязан предоставить своему работнику ряд социальных услуг, социальный пакет. Таковыми являются, к примеру: оплата дней отпуска, выходное пособие в некоторых случаях прекращения трудового договора, страхование от несчастного случая и профессиональных заболеваний, пенсионное страхование и обеспечение, медицинское страхование, компенсация расходов при направлении в служебные командировки. Но работодатель может по собственному желанию включить какие-нибудь дополнительные услуги, в том числе в качестве постоянной политики.
Так, компания "Лукойл" решила внести некоторые изменения касательно пенсионного обеспечения своих сотрудников, сделав его долевым.
Корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения образована в 1994 году и является важной составляющей социальной политики. Вложенные работником на формирование своей будущей негосударственной пенсии средства увеличиваются на этапе накопления за счет инвестиционного дохода и являются собственностью работника. Негосударственная пенсия работника складывается из взносов работника по индивидуальному пенсионному договору, взносов работодателя по пенсионному договору и инвестиционного дохода, полученного на указанных взносах за время накопления.
В политике этой компании отображены следующие направления социальных инвестиций:
ОАО "ЛУКОЙЛ" оказывает поддержку ряду высших учебных заведений, в которых обучаются специалисты нефтегазового профиля, среди которых - Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Пермский государственный технический университет, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова и т.д. [4].
Осуществление социальных программ ведет к позитивным изменениям в деятельности компании и создает преимущества в конкурентной среде. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.
Сегодня можно уже вести речь о том, что в России существует социально ответственный бизнес. Но это, в первую очередь, относится к крупным компаниям и корпорациям и, в меньшей степени, к среднему и малому бизнесу. Особенно слабо мотивирован к социальной ответственности малый бизнес, в значительной степени, из за отсутствия собственных свободных финансовых ресурсов.
В России сложились все основные условия для создания качественного предложения форм и механизмов корпоративной ответственности, создаются все условия для понимания необходимости проведения социальной политики, в частности, социального инвестирования. Следует отметить, что в России оценка таких понятий бизнеса делается на основе социально - экономической ситуации страны, что не всегда отвечает установленным мировым стандартам, а точнее мировой практике. Есть ряд нерешенных проблем, в том числе в законодательной области, связанных с социальными инвестициями. В то же время информационная открытость сопровождается рядом рисков и угроз, требующих дифференцированного подхода при раскрытии и подаче информации. Социальные инвестиции заняли прочное место в корпоративных стратегиях, однако, отсутствие внятного публичного спроса на информацию о социальных инвестициях тормозит мотивацию компаний к информационной открытости.
Но международный опыт других компаний открывает новые возможности для российского бизнеса, формирует новый рынок труда, на котором требуются специалисты в области управления социальными программами.
Социально-экономическое развитие российских регионов в современных
условиях может быть существенно улучшено посредством повышения степени
социальной ответственности бизнеса. При этом в региональной политике следует
предусмотреть меры по интеграции трех процессов. Во-первых, развития социальной
ответственности бизнеса как системного элемента стиля деловой активности,
принимаемого бизнесом добровольно и оказывающего значимое влияние на процесс
принятия стратегических и тактических решений по использованию ограниченных
производственных ресурсов. Во-вторых, повышения функциональной роли
человеческого капитала в процессах формирования конкурентоспособности регионов
в условиях глобальной конкуренции и перехода к экономике знаний. В-третьих,
усиления мотиваций для социальных инвестиций со стороны частных
бизнес-структур, которые посредством развития человеческого капитала создают
предпосылки для роста размеров получаемой прибыли в долгосрочном периоде.
Интеграция отмеченных процессов позволит активно использовать фактор социальной
ответственности бизнеса в региональном развитии.
Список литературы
1. Акопян А.Р., Балацкий Е.В. и др., Доклад о социальных инвестициях в России. Роль бизнеса в общественном развитии, под ред. Литовченко С.Е.- М.: Ассоциация менеджеров, 2010.
2. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н., Управление социальными программами компании, под ред. Литовченко С.Е.- М.: Ассоциация менеджеров, 2011.
3. Благов Ю. Е., Веденяпина Ю. А., Дынин А. Е. и др., Доклад о социальных инвестициях в России. Интеграция КСО в корпоративную стратегию, М.: Ассоциация менеджеров, 2011.
4. Официальный сайт компании "Лукойл". . - Электронный ресурс, - , дата обращения 2014 г.
5. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России. - Электронный ресурс, -, дата обращения 2014 г.
6. Доклад о социальных инвестициях 2014г. - Электронный ресурс,
* Авторы поздравляют кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.