Понятие «налоговая система» - это из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства.
В узком смысле налоговая система определяется совокупностью налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов в установленном порядке на территории государства. В широком смысле налоговой системой является достаточно большая гамма ее элементом, основным из которых является совокупность налогов и сборов.
Налоговая система во Вьетнаме, состоит из следующих основных налогов: Корпоративный налог на прибыль(CIT); импортно-экспортные сборы (пошлина); налог на добавленную стоимость (НДС); специальный налог с продаж (акцизный налог SCT) личный подоходный налог . Каждый из этих налогов находится в ведении Главного управления по вопросам налогообложения (министерство финансов), за исключением экспортно-импортных пошлин (Главное управление таможни).
Во Вьетнаме, налог на прибыль предприятия установлен законом «О корпоративном налоге на прибыль» № 14/2008/QH12 от 12.06.2008г., законом «О внесении изменений корпоративного налоги на прибыль» № 32/2013/QH13 от 19.06.2013г., который вступил в силу с 1июля 2013 года. В соответствии с указанными законами, налогоплательщиками налога на прибыль предпрятий являются: Вьетнамские предприятия, иностранные предприятия осуществляющие свою деятельность на территории Вьетнама, иностранные организации, получающие доходы от источников на территории Вьетнама. Объектом налогообложения налогом на прибыль предприятий признается: прибыль предприятия, полученная налогоплательщиком. Налог на прибыль предприятий определяется путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Налоговая база налога на прибыль предприятий Вьетнама – денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Стандартная ставка налоговой на предпрятий налога составляет 22% с 1 января 2014 года. Льготные ставки налога могу составлять 10%, 15% и 20% для предприятий, инвестиции которых находятся в списке специальных Инвестиций или список востребованных Инвестиций или список востребованных районов для инвестиций в течение определенного периода времени. В сравнении с другими юго-восточно-азиатскими странами, ставка налога на прибыль предпритий во Вьетнаме находится на высоком уровне.
Таблица 1 – Ставка нагога на прибыль предприятий во Вьетнаме, Азии и мире за период 2008-2014 гг [6].
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Вьетнам |
28 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
22 |
Азиа(средная) |
27,99 |
25,73 |
23,96 |
23,1 |
22,89 |
22,05 |
21,91 |
Мир (средная) |
26,1 |
25,38 |
24,69 |
24,5 |
24,4 |
23,71 |
23,57 |
Очевидно, что за период 2008 – 2013 гг. ставка во Вьетнаме всегда выше чем в Азии и в мире. После снижения ставки данного налога с 25% до 22%, ставка Вьетнама ниже чем среднемировая ставка, но еще выше чем средной Азии.
Рисунок 1 – Ставка налога на прибыль предприятий во Вьетнаме, Азии и в мире за период 2008-2014 гг.
Хотя снижение ставки данного налога может привести к снижению доходов национального бюджета в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это может быть компенсировано увеличением доходов от других источников в связи с увеличением объема инвестиций от последствий снижения ставки налога на прибыль предпрятий.
Таблица 2 – Поступление налога на прибыль предприятий в бюджет Вьетнама за период 2009 – 2014 гг. [9].
Год |
Объем налога (трлл. VND) |
Доля налога в доходе бюджета (%) |
2009 |
52,191 |
19,3 |
2010 |
82,297 |
22,5 |
2011 |
96,9 |
22,4 |
2012 |
123,391 |
19,1 |
2013 |
199,725 |
30,53 |
2014 |
220,423 |
30,69 |
Экспорт поддерживается государством и, таким образом, почти все товары и услуги на экспорт, освобождаются от налога. Экспортные пошлины взимаются только на несколько продуктов, в основном это природные ресурсы, такие как полезные ископаемые, лесные продукты и металлолом. Цены варьируются от 0% – 45%. Вообще, все товары, пересекающие границу Вьетнама подлежат оплате с учетом импортных пошлин. В частности: Товары, ввозимые через границу автомобильных, речных, морских портов, международных железнодорожных станций и других мест, где таможенные процедуры производятся; товары местного рынка в беспошлинных районах, а также другие товары, которые разрешены для торговли или обмена.
Следующие товары, не подпадают под действие импортных пошлин: товары перевозимые транзитом и в режиме пограничных ворот перевалки через Вьетнам в пограничных пунктах; гуманитарная помощь, не возвращаемая обратно; товары, ввозимые из-за рубежа в нетарифные зоны и использующиеся только в ней; товары, привезенные из одной нетарифной зоны в другую.
Потребительские товары, в особенности предметы роскоши, могут иметь высокие импортные пошлины, в то время как машины, оборудование, материалы и принадлежности, необходимые для производства, особенно тех пунктов, которые не производятся внутри страны, пользуются более низкими ставками импортных пошлин или даже 0% ставки. Ставки пошлин на импортируемые товары должны включать: (I) стандартные ставки, (II) льготные ставки и (III) специальные льготные ставки в зависимости от происхождения товаров. Стандартные пошлины применяются к импорту из стран, которые еще не подписали соглашение с Вьетнамом для достижения наибольшего благоприятствования в торговле в статусе партнерских отношений. Стандартные пошлины применяются по единой ставке, что составляет 150% от льготных пошлин. Льготный пошлина (НБН), где ставки применяются к импорту из стран или групп стран, которые подписали соглашение с Вьетнамом для достижения наибольшего благоприятствования в торговле в статусе партнерских отношений, специальные льготные пошлины применяются к импорту из стран или групп стран, которые подписали соглашение с Вьетнамом о специальных льготных ввозных пошлинах на основе свободной торговли, в рамках регионов или таможенных союзов или направленных на создание благоприятных условий для торгового обмена через границу (например стан АСЕАН и АСЕАН-Китай – зоны свободной торговли «ACFTA»).
Налог на добавленную стоимость (НДС) во Вьетнаме применяется в отношении товаров и услуг, распространяющихся и потребляемых во Вьетнаме. НДС взимается за счет производства, торговли и предоставления услуг.
При поставках товаров или услуг с учетом НДС, предприятие должно платить НДС со стоимости товара или услуги. Кроме того, НДС применяется в отношении выплаты стоимости импортируемых товаров. Импортер должен заплатить НДС на таможне то же время он платит и импортные пошлины. Применяемые ставки НДС 0%, 5% и 10% соответственно: 0% ставка применяется к экспорту товаров и определенных услуг, в том числе продажи в экспортно-логистической зоне. НДС исчисляется путем умножения размера налогооблагаемой цены (за вычетом налогов) с применимыми ставками НДС. В отношении импортных товаров, НДС рассчитывается путем сложения импортных цен с импортных пошлин и специального налога с продаж (если применимо). 5 % применяется к товарам, которые считаются необходимыми для надлежащего функционирования общества и экономики, таких как удобрения, чистая вода, медицина, учебных пособий и сельскохозяйственной продукции. 10 % распространяется на большинство потребляемых товаров, которые не подпадают под категории, упомянутые выше. В системе НДС Вьетнам также характеризуется двумя типами плательщиков НДС: метод вычета НДС и прямой метод платежей НДС. Большинство компаний и бизнес-организаций используют метод вычета НДС. Это означает, что предприятиям придется платить налог на выходе (например, НДС собрали со своих клиентов) после вычета входного налога (например, налог с оборота предприятия выплатили своим поставщикам). На предприятиях должны подать ежемесячный отчет об уплате НДС в налоговые органы. Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют процесс возврата налога и выдают уведомление налогоплательщику о размере налога. При оплате НДС должен он быть оплачен в государственный бюджет на следующий месяц. Прямой метод обычно применяется в отношении малого бизнеса и домашних хозяйств, которые не ведут надлежащий бухгалтерский учет (в настоящее время более 1 млн. человек занято в семейном бизнесе). Для этих предприятий, НДС исчисляется по прямой ставке и считается с валового оборота [3].
Специальный налог с продаж взимается на следующие продукты и услуги: Сигареты, сигары; спиртные напитки; пиво; автомобили менее чем на 24 посадочных мест; разные виды бензина, нефтяные фракционные компоненты, а также другие компоненты примешивающиеся в бензин, кондиционеры вместимостью 90000 БТЕ или менее, игральные карты, вотивное стекло и бумага, некоторые специальные услуги, в том числе танцевальный залы, массажные салоны, комнаты караоке, казино, ставки джекпотов, развлечений, гольф, а также лотереи. Специальный налог с продаж, ставки колеблется от 10% до 65%. Товары и услуги, с учетом специальных налогов с продаж, также с учетом НДС составляют 10%. Специальный налог с продаж на импорт рассчитывается на основе цен налогооблагаемого импорта, а также импортных пошлин плюс НДС [4].
Таблица 3 – Ставка специального налога с продаж
Товары и услуги |
Ставка (%) |
Сигареты, сигары |
65 |
спиртные напитки |
25-50 |
Пиво |
50 |
Автомобили менее чем на 24 посадочных мест |
10-60 |
Самолет |
30 |
Яхта |
30 |
Бензин и другие компоненты примешивающиеся в бензин |
35 |
Игральные карты |
40 |
Вотивное стекло и бумага |
70 |
Танцевальный залы |
40 |
Массажные салоны, комнаты караоке, |
30 |
Казино, ставки джекпотов, |
30 |
Услуги развлечений |
30 |
Гольф, |
20 |
Лотереи |
15 |
В настоящее время, во Вьетнаме следующие лица облагаются личным подоходным налогом: Налоговыми резидентами являются люди, проживающие во Вьетнаме, в совокупности 183 дней или более в течение последовательных 12 месяцев с первой даты прибытия или в последующих календарных годах. Налогооблагаемый доход включает в себя заработки, размер заработной платы, вознаграждений, льгот и пособий (за исключением выходного пособия, которое не превышает минимальной суммы, установленной законом). Ниже приведен размер прогрессивной налоговой ставки, применимый к графику дохода налоговых резидентов во Вьетнаме [5].
Таблица 3 – Прогрессивная налоговая ставка (%) для налоговых резидентов.
Уровень среднегодового налогооблагаемого дохода (млн VND) |
Уровень среднемесячного налогооблагаемого дохода (млн VND) |
Прогрессивная налоговая ставка (%) |
0 – 60 |
0 – 5 |
5 |
60 – 120 |
5 – 10 |
10 |
120 - 216 |
10 – 18 |
15 |
216 – 384 |
18 – 32 |
20 |
384 – 624 |
32 – 52 |
25 |
624 – 960 |
52 – 80 |
30 |
От 960 |
От 80 |
35 |
В сравнении с другими юго-восточно-азиатскими странами, ставка данного налога предпритий во Вьетнаме находится на высоком уровне. В 2014 году, ставка личного подоходного налога в мире и в азии соответствено составила 31,31% и 27,57% [7].
Таблица 4 - Типы налогооблагаемого дохода и ставка неналоговых резидентов во Вьетнаме.
Типы налогооблагаемого дохода |
Ставка (%) |
Доходы от заработной платы |
20 |
Доходы от бизнеса |
1-5 |
Дивиденд |
5 |
Продажа ценных бумаг, перемещение капитала |
0,1 |
Передача имущества |
2 |
Доходы от роялти, франшизы |
5 |
Доходы от наследования, подарки / призы |
10 |
Общая сумма налоговых поступлений по всем налогам в 2014 году 718,18 млдр.донгов увеличилась на 9,8% (654,089 млдр.донгов – в 2013 году). 85,8% доходов госбюджета (89,7% в 2012 г.) были сформированы за счет налоговых поступлений, общий размер которых достиг 678,6 трлн. донгов – 32,2 млрд. долл. США (31,8 млрд. долл. США в 2012 г.).
Рисунок 2 – Доля государственных налогов в ВВП Вьетнама за период 2010 - 2014 гг (%).
C точки зрения структуры налоговых поступлений в 2014 году первыми по значимости являются поступления налог на прибыль и НДС. Затем следуют поступления по акцизному налогу и налогу на охрану окружающей среды и на импорт – около 12,04% ВВП (2013 г.) и 11,61% ВВП (2014 г.).
Таблица 5 – Структура налоговых поступлений в 2013 г и 2014 г [9]
Год |
2013 г (млдр.донг) |
Доля (%) |
2014 г (млдр.донг) |
Доля (%) |
Прирост |
Общая сумма налоговых поступлений |
654,09 |
100 |
718,18 |
100 |
9,80 |
Налог на прибыль |
199,73 |
30,53 |
220,42 |
30,69 |
10,36 |
Личный подоходный налог |
46,56 |
7,12 |
46,99 |
6,54 |
0,92 |
Земля и жилье налог |
1,45 |
0,22 |
1,32 |
0,18 |
-9,12 |
Бизнес лицензия налог |
1,69 |
0,26 |
1,68 |
0,23 |
-0,65 |
Регистрационный налог |
13,60 |
2,08 |
14,13 |
1,97 |
3,91 |
Налог на добавленную стоимость |
208,48 |
31,87 |
243,37 |
33,89 |
16,73 |
Акцизный налог на отечественные товары и услуги |
54,18 |
8,28 |
54,91 |
7,65 |
1,35 |
Налог на природные |
37,89 |
5,79 |
39,89 |
5,55 |
5,27 |
Сельскохозяйственная землепользования налог |
0,07 |
0,01 |
0,05 |
0,01 |
-30,43 |
Акцизный налог и налог на охрану окружающей среды на импорт |
78,75 |
12,04 |
83,40 |
11,61 |
5,90 |
Налог защита окружающей среды |
11,70 |
1,79 |
12,03 |
1,68 |
2,85 |
Вклад каждого в доходы бюджетной системы составляет более 30 % ВВП. В 2013 году, поступление НДС составило 208,48 млдр Вьетнамских донгов или 31,87% в ВВП. В 2014 году вклад данного налога в доходы бюджетной системы составила 243,37 млдр. Вьетнамских донгов или 33,89% ВВП, увеличился на 16,73% в сравнении с 2013 г. В 2014 году доля налогов к ВВП составила 18,4%, что выгодно отличается от показателя 2012 г. (22,56%) и соответствует Стратегии реформирования налоговой системы до 2020 г, предусматривающей сокращение налоговых поступлений в общем объеме ВВП.
Рисунок 3 – Структура налоговых поступлений в 2014 г
Время на подготовку и платить налоги во Вьетнаме ( час в год) за период 2009 – 2014 гг снижила с 1050 час в год ( 2009 г.) до 941 час в год ( 2010 г. и 2011 г.) и еще до 872 час в год. Очевидно, что сейчас во Вьетнаме время на подготовку и платить налоги предприятия более чем в мире и в России. В 2014 году время на подготовку и платить налоги – 264,3 час в год. в мире и 168 час в России. Болшая время на подготовку и платить налоги является одним из непрятных условий климата бизинеса во Вьетнаме. Эта проблема необходимо решаться чем быстрее тем лучше.
Рисунок 4 – Время на подготовку и платить налоги (час в год) за период 2005-2014 гг [8
]
Таким образом, в настоящий время налоговая система во Вьетнаме имеет следующие черты. Налоги – это главные доходы бюджета государства. Во Вьетнаме, в структуре налоговых поступлений первыми по значимости являются поступления налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Доля налоговых поступлений в общем объеме ВВП имеет снижающую тенденцию. В последние годы хотя сниженилися ставки налога но ставки налогов во Вьетнаме еще находится на высоком уровне.Однако, время на подготовку и платить налоги во Вьетнаме больше чем многих стран в мир. Государство Вьетнама сейчас активно осуществляет реформированию налоговой системы. В том числе для соврешенствования налоговой системы, а также развития экономики страны необходимо сокращение налоговых поступлений в общем объеме ВВП, снижение времени на подготовку и платить налоги.
Список литературы
Закон «О корпоративном налоге на прибыль» № 14/2008/QH12 от 12.06.2008г. – [Электронный ресурс] – 2008 – Режим доступа: http://www.moj.gov.vn/vbpq/Lists/Vn%20bn%20php%20lut/View_Detail.aspx?ItemID=12821
Закон «О внесении изменений корпоративного налоги на прибыль» № 32/2013/QH13 от 19.06.2013г. – [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://thuvienphapluat.vn/archive/Luat-thue-thu-nhap-doanh-nghiep-sua-doi-2013-vb197250.aspx
Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 04/2008/QH12 от 01 янв. 2009 г. – [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://www.moj.gov.vn/vbpq/Lists/Vn%20bn%20php%20lut/View_Detail.aspx?ItemID=12820
Закон «О специальном налоге с продажа (акциз)». № 27/2008/QH12 от 01 апр. 2009 г. – [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://thuvienphapluat.vn/archive/Luat-Thue-tieu-thu-dac-biet-sua-doi-2014-vb259732.aspx
Закон «О налоге на доходы физических лиц» № 26/2012/QH13 от 01 июля 2013 г. – [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://www.tracuuphapluat.info/2012/12/luat-sua-doi-luat-thue-thu-nhap-ca-nhan-nam-2012.html
Ставка налога на прибыль преприятий стран в мире – [Электронный ресурс] – 2014 – Режим доступа: http://www.kpmg.com/global/en/services/tax/tax-tools-and-resources/pages/corporate-tax-rates-table.aspx
Ставка личного подоходного налога – [Электронный ресурс] – 2014 – Режим доступа: http://www.kpmg.com/Global/en/services/Tax/tax-tools-and-resources/Pages/individual-income-tax-rates-table.aspx
Time to prepare and pay taxes (hours) – [Электронный ресурс] – 2014 – Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/IC.TAX.DURS
Официаный саийт налоговой службы Вьетнама: http://www.gdt.gov.vn/wps/portal
Авторы поздравляют кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.