ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЬЕТНАМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЬЕТНАМА

Федотова Г.В. 1, Чинь Х.Т. 1
1ВолгГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для финансового обеспечения задач и функций государства. Взимание налогов является одним из основных условий существования государства и развития общества в каждой стране, в том числе во Вьетнаме. В данной работе, рассмотрены особености налоговой системы Вьетнаме. В результате исследования показываются проблемы современной налоговой системы во Вьетнаме и пути ее соврешенствования.

Понятие «налоговая система» - это из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства.

В узком смысле налоговая система определяется совокупностью налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов в установленном порядке на территории государства. В широком смысле налоговой системой является достаточно большая гамма ее элементом, основным из которых является совокупность налогов и сборов.

Налоговая система во Вьетнаме, состоит из следующих основных налогов: Корпоративный налог на прибыль(CIT); импортно-экспортные сборы (пошлина); налог на добавленную стоимость (НДС); специальный налог с продаж (акцизный налог SCT) личный подоходный налог . Каждый из этих налогов находится в ведении Главного управления по вопросам налогообложения (министерство финансов), за исключением экспортно-импортных пошлин (Главное управление таможни).

Во Вьетнаме, налог на прибыль предприятия установлен законом «О корпоративном налоге на прибыль» № 14/2008/QH12 от 12.06.2008г., законом «О внесении изменений корпоративного налоги на прибыль» № 32/2013/QH13 от 19.06.2013г., который вступил в силу с 1июля 2013 года. В соответствии с указанными законами, налогоплательщиками налога на прибыль предпрятий являются: Вьетнамские предприятия, иностранные предприятия осуществляющие свою деятельность на территории Вьетнама, иностранные организации, получающие доходы от источников на территории Вьетнама. Объектом налогообложения налогом на прибыль предприятий признается: прибыль предприятия, полученная налогоплательщиком. Налог на прибыль предприятий определяется путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Налоговая база налога на прибыль предприятий Вьетнама – денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Стандартная ставка налоговой на предпрятий налога составляет 22% с 1 января 2014 года. Льготные ставки налога могу составлять 10%, 15% и 20% для предприятий, инвестиции которых находятся в списке специальных Инвестиций или список востребованных Инвестиций или список востребованных районов для инвестиций в течение определенного периода времени. В сравнении с другими юго-восточно-азиатскими странами, ставка налога на прибыль предпритий во Вьетнаме находится на высоком уровне.

Таблица 1 – Ставка нагога на прибыль предприятий во Вьетнаме, Азии и мире за период 2008-2014 гг [6].

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Вьетнам

28

25

25

25

25

25

22

Азиа(средная)

27,99

25,73

23,96

23,1

22,89

22,05

21,91

Мир (средная)

26,1

25,38

24,69

24,5

24,4

23,71

23,57

Очевидно, что за период 2008 – 2013 гг. ставка во Вьетнаме всегда выше чем в Азии и в мире. После снижения ставки данного налога с 25% до 22%, ставка Вьетнама ниже чем среднемировая ставка, но еще выше чем средной Азии.

Рисунок 1 – Ставка налога на прибыль предприятий во Вьетнаме, Азии и в мире за период 2008-2014 гг.

Хотя снижение ставки данного налога может привести к снижению доходов национального бюджета в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это может быть компенсировано увеличением доходов от других источников в связи с увеличением объема инвестиций от последствий снижения ставки налога на прибыль предпрятий.

Таблица 2 – Поступление налога на прибыль предприятий в бюджет Вьетнама за период 2009 – 2014 гг. [9].

Год

Объем налога (трлл. VND)

Доля налога в доходе бюджета (%)

2009

52,191

19,3

2010

82,297

22,5

2011

96,9

22,4

2012

123,391

19,1

2013

199,725

30,53

2014

220,423

30,69

Экспорт поддерживается государством и, таким образом, почти все товары и услуги на экспорт, освобождаются от налога. Экспортные пошлины взимаются только на несколько продуктов, в основном это природные ресурсы, такие как полезные ископаемые, лесные продукты и металлолом. Цены варьируются от 0% – 45%. Вообще, все товары, пересекающие границу Вьетнама подлежат оплате с учетом импортных пошлин. В частности: Товары, ввозимые через границу автомобильных, речных, морских портов, международных железнодорожных станций и других мест, где таможенные процедуры производятся; товары местного рынка в беспошлинных районах, а также другие товары, которые разрешены для торговли или обмена.

Следующие товары, не подпадают под действие импортных пошлин: товары перевозимые транзитом и в режиме пограничных ворот перевалки через Вьетнам в пограничных пунктах; гуманитарная помощь, не возвращаемая обратно; товары, ввозимые из-за рубежа в нетарифные зоны и использующиеся только в ней; товары, привезенные из одной нетарифной зоны в другую.

Потребительские товары, в особенности предметы роскоши, могут иметь высокие импортные пошлины, в то время как машины, оборудование, материалы и принадлежности, необходимые для производства, особенно тех пунктов, которые не производятся внутри страны, пользуются более низкими ставками импортных пошлин или даже 0% ставки. Ставки пошлин на импортируемые товары должны включать: (I) стандартные ставки, (II) льготные ставки и (III) специальные льготные ставки в зависимости от происхождения товаров. Стандартные пошлины применяются к импорту из стран, которые еще не подписали соглашение с Вьетнамом для достижения наибольшего благоприятствования в торговле в статусе партнерских отношений. Стандартные пошлины применяются по единой ставке, что составляет 150% от льготных пошлин. Льготный пошлина (НБН), где ставки применяются к импорту из стран или групп стран, которые подписали соглашение с Вьетнамом для достижения наибольшего благоприятствования в торговле в статусе партнерских отношений, специальные льготные пошлины применяются к импорту из стран или групп стран, которые подписали соглашение с Вьетнамом о специальных льготных ввозных пошлинах на основе свободной торговли, в рамках регионов или таможенных союзов или направленных на создание благоприятных условий для торгового обмена через границу (например стан АСЕАН и АСЕАН-Китай – зоны свободной торговли «ACFTA»).

Налог на добавленную стоимость (НДС) во Вьетнаме применяется в отношении товаров и услуг, распространяющихся и потребляемых во Вьетнаме. НДС взимается за счет производства, торговли и предоставления услуг.

При поставках товаров или услуг с учетом НДС, предприятие должно платить НДС со стоимости товара или услуги. Кроме того, НДС применяется в отношении выплаты стоимости импортируемых товаров. Импортер должен заплатить НДС на таможне то же время он платит и импортные пошлины. Применяемые ставки НДС 0%, 5% и 10% соответственно: 0% ставка применяется к экспорту товаров и определенных услуг, в том числе продажи в экспортно-логистической зоне. НДС исчисляется путем умножения размера налогооблагаемой цены (за вычетом налогов) с применимыми ставками НДС. В отношении импортных товаров, НДС рассчитывается путем сложения импортных цен с импортных пошлин и специального налога с продаж (если применимо). 5 % применяется к товарам, которые считаются необходимыми для надлежащего функционирования общества и экономики, таких как удобрения, чистая вода, медицина, учебных пособий и сельскохозяйственной продукции. 10 % распространяется на большинство потребляемых товаров, которые не подпадают под категории, упомянутые выше. В системе НДС Вьетнам также характеризуется двумя типами плательщиков НДС: метод вычета НДС и прямой метод платежей НДС. Большинство компаний и бизнес-организаций используют метод вычета НДС. Это означает, что предприятиям придется платить налог на выходе (например, НДС собрали со своих клиентов) после вычета входного налога (например, налог с оборота предприятия выплатили своим поставщикам). На предприятиях должны подать ежемесячный отчет об уплате НДС в налоговые органы. Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют процесс возврата налога и выдают уведомление налогоплательщику о размере налога. При оплате НДС должен он быть оплачен в государственный бюджет на следующий месяц. Прямой метод обычно применяется в отношении малого бизнеса и домашних хозяйств, которые не ведут надлежащий бухгалтерский учет (в настоящее время более 1 млн. человек занято в семейном бизнесе). Для этих предприятий, НДС исчисляется по прямой ставке и считается с валового оборота [3].

Специальный налог с продаж взимается на следующие продукты и услуги: Сигареты, сигары; спиртные напитки; пиво; автомобили менее чем на 24 посадочных мест; разные виды бензина, нефтяные фракционные компоненты, а также другие компоненты примешивающиеся в бензин, кондиционеры вместимостью 90000 БТЕ или менее, игральные карты, вотивное стекло и бумага, некоторые специальные услуги, в том числе танцевальный залы, массажные салоны, комнаты караоке, казино, ставки джекпотов, развлечений, гольф, а также лотереи. Специальный налог с продаж, ставки колеблется от 10% до 65%. Товары и услуги, с учетом специальных налогов с продаж, также с учетом НДС составляют 10%. Специальный налог с продаж на импорт рассчитывается на основе цен налогооблагаемого импорта, а также импортных пошлин плюс НДС [4].

Таблица 3 – Ставка специального налога с продаж

Товары и услуги

Ставка (%)

Сигареты, сигары

65

спиртные напитки

25-50

Пиво

50

Автомобили менее чем на 24 посадочных мест

10-60

Самолет

30

Яхта

30

Бензин и другие компоненты примешивающиеся в бензин

35

Игральные карты

40

Вотивное стекло и бумага

70

Танцевальный залы

40

Массажные салоны, комнаты караоке,

30

Казино, ставки джекпотов,

30

Услуги развлечений

30

Гольф,

20

Лотереи

15

В настоящее время, во Вьетнаме следующие лица облагаются личным подоходным налогом: Налоговыми резидентами являются люди, проживающие во Вьетнаме, в совокупности 183 дней или более в течение последовательных 12 месяцев с первой даты прибытия или в последующих календарных годах. Налогооблагаемый доход включает в себя заработки, размер заработной платы, вознаграждений, льгот и пособий (за исключением выходного пособия, которое не превышает минимальной суммы, установленной законом). Ниже приведен размер прогрессивной налоговой ставки, применимый к графику дохода налоговых резидентов во Вьетнаме [5].

Таблица 3 – Прогрессивная налоговая ставка (%) для налоговых резидентов.

Уровень среднегодового налогооблагаемого дохода (млн VND)

Уровень среднемесячного налогооблагаемого дохода (млн VND)

Прогрессивная налоговая ставка (%)

0 – 60

0 – 5

5

60 – 120

5 – 10

10

120 - 216

10 – 18

15

216 – 384

18 – 32

20

384 – 624

32 – 52

25

624 – 960

52 – 80

30

От 960

От 80

35

В сравнении с другими юго-восточно-азиатскими странами, ставка данного налога предпритий во Вьетнаме находится на высоком уровне. В 2014 году, ставка личного подоходного налога в мире и в азии соответствено составила 31,31% и 27,57% [7].

Таблица 4 - Типы налогооблагаемого дохода и ставка неналоговых резидентов во Вьетнаме.

Типы налогооблагаемого дохода

Ставка (%)

Доходы от заработной платы

20

Доходы от бизнеса

1-5

Дивиденд

5

Продажа ценных бумаг, перемещение капитала

0,1

Передача имущества

2

Доходы от роялти, франшизы

5

Доходы от наследования, подарки / призы

10

Общая сумма налоговых поступлений по всем налогам в 2014 году 718,18 млдр.донгов увеличилась на 9,8% (654,089 млдр.донгов – в 2013 году). 85,8% доходов госбюджета (89,7% в 2012 г.) были сформированы за счет налоговых поступлений, общий размер которых достиг 678,6 трлн. донгов – 32,2 млрд. долл. США (31,8 млрд. долл. США в 2012 г.).

Рисунок 2 – Доля государственных налогов в ВВП Вьетнама за период 2010 - 2014 гг (%).

C точки зрения структуры налоговых поступлений в 2014 году первыми по значимости являются поступления налог на прибыль и НДС. Затем следуют поступления по акцизному налогу и налогу на охрану окружающей среды и на импорт – около 12,04% ВВП (2013 г.) и 11,61% ВВП (2014 г.).

Таблица 5 – Структура налоговых поступлений в 2013 г и 2014 г [9]

Год

2013 г (млдр.донг)

Доля

(%)

2014 г

(млдр.донг)

Доля

(%)

Прирост

Общая сумма налоговых поступлений

654,09

100

718,18

100

9,80

Налог на прибыль

199,73

30,53

220,42

30,69

10,36

Личный подоходный налог

46,56

7,12

46,99

6,54

0,92

Земля и жилье налог

1,45

0,22

1,32

0,18

-9,12

Бизнес лицензия налог

1,69

0,26

1,68

0,23

-0,65

Регистрационный налог

13,60

2,08

14,13

1,97

3,91

Налог на добавленную стоимость

208,48

31,87

243,37

33,89

16,73

Акцизный налог на отечественные товары и услуги

54,18

8,28

54,91

7,65

1,35

Налог на природные

37,89

5,79

39,89

5,55

5,27

Сельскохозяйственная землепользования налог

0,07

0,01

0,05

0,01

-30,43

Акцизный налог и налог на охрану окружающей среды на импорт

78,75

12,04

83,40

11,61

5,90

Налог защита окружающей среды

11,70

1,79

12,03

1,68

2,85

Вклад каждого в доходы бюджетной системы составляет более 30 % ВВП. В 2013 году, поступление НДС составило 208,48 млдр Вьетнамских донгов или 31,87% в ВВП. В 2014 году вклад данного налога в доходы бюджетной системы составила 243,37 млдр. Вьетнамских донгов или 33,89% ВВП, увеличился на 16,73% в сравнении с 2013 г. В 2014 году доля налогов к ВВП составила 18,4%, что выгодно отличается от показателя 2012 г. (22,56%) и соответствует Стратегии реформирования налоговой системы до 2020 г, предусматривающей сокращение налоговых поступлений в общем объеме ВВП.

Рисунок 3 – Структура налоговых поступлений в 2014 г

Время на подготовку и платить налоги во Вьетнаме ( час в год) за период 2009 – 2014 гг снижила с 1050 час в год ( 2009 г.) до 941 час в год ( 2010 г. и 2011 г.) и еще до 872 час в год. Очевидно, что сейчас во Вьетнаме время на подготовку и платить налоги предприятия более чем в мире и в России. В 2014 году время на подготовку и платить налоги – 264,3 час в год. в мире и 168 час в России. Болшая время на подготовку и платить налоги является одним из непрятных условий климата бизинеса во Вьетнаме. Эта проблема необходимо решаться чем быстрее тем лучше.

Рисунок 4 – Время на подготовку и платить налоги (час в год) за период 2005-2014 гг [8

]

Таким образом, в настоящий время налоговая система во Вьетнаме имеет следующие черты. Налоги – это главные доходы бюджета государства. Во Вьетнаме, в структуре налоговых поступлений первыми по значимости являются поступления налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Доля налоговых поступлений в общем объеме ВВП имеет снижающую тенденцию. В последние годы хотя сниженилися ставки налога но ставки налогов во Вьетнаме еще находится на высоком уровне.Однако, время на подготовку и платить налоги во Вьетнаме больше чем многих стран в мир. Государство Вьетнама сейчас активно осуществляет реформированию налоговой системы. В том числе для соврешенствования налоговой системы, а также развития экономики страны необходимо сокращение налоговых поступлений в общем объеме ВВП, снижение времени на подготовку и платить налоги.

Список литературы

  1. Закон «О корпоративном налоге на прибыль» № 14/2008/QH12 от 12.06.2008г. – [Электронный ресурс] – 2008 – Режим доступа: http://www.moj.gov.vn/vbpq/Lists/Vn%20bn%20php%20lut/View_Detail.aspx?ItemID=12821

  2. Закон «О внесении изменений корпоративного налоги на прибыль» № 32/2013/QH13 от 19.06.2013г. – [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://thuvienphapluat.vn/archive/Luat-thue-thu-nhap-doanh-nghiep-sua-doi-2013-vb197250.aspx

  3. Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 04/2008/QH12 от 01 янв. 2009 г. – [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://www.moj.gov.vn/vbpq/Lists/Vn%20bn%20php%20lut/View_Detail.aspx?ItemID=12820

  4. Закон «О специальном налоге с продажа (акциз)». № 27/2008/QH12 от 01 апр. 2009 г. – [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://thuvienphapluat.vn/archive/Luat-Thue-tieu-thu-dac-biet-sua-doi-2014-vb259732.aspx

  5. Закон «О налоге на доходы физических лиц» № 26/2012/QH13 от 01 июля 2013 г. – [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://www.tracuuphapluat.info/2012/12/luat-sua-doi-luat-thue-thu-nhap-ca-nhan-nam-2012.html

  6. Ставка налога на прибыль преприятий стран в мире – [Электронный ресурс] – 2014 – Режим доступа: http://www.kpmg.com/global/en/services/tax/tax-tools-and-resources/pages/corporate-tax-rates-table.aspx

  7. Ставка личного подоходного налога – [Электронный ресурс] – 2014 – Режим доступа: http://www.kpmg.com/Global/en/services/Tax/tax-tools-and-resources/Pages/individual-income-tax-rates-table.aspx

  8. Time to prepare and pay taxes (hours) – [Электронный ресурс] – 2014 – Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/IC.TAX.DURS

  9. Официаный саийт налоговой службы Вьетнама: http://www.gdt.gov.vn/wps/portal

 Авторы поздравляют кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.

Просмотров работы: 4808