УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫМИ ПРОЕКТАМИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫМИ ПРОЕКТАМИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Успешное будущее любой страны плотно связано с общественным благосостоянием, уровнем культуры и образования, устойчивостью в целом. В последнее время все чаще можно услышать словосочетание «социально - инвестиционные программы банков». О том, что собственно за ним стоит, сказать сложно. Одним экспертам сразу же представляются программы льготного кредитования, другим — работа с социально значимыми слоями населения, третьим — благотворительность, четвертым — проведение социально значимых мероприятий. Однако можно сказать, что все эти понятия несут в себе одну смысловую нагрузку и их все можно отнести к социально - инвестиционным программам банков, о которые и будут рассматриваться в данной статье.

В качестве примеров ко всем этим пунктам можно привести, соответственно, ипотеку для молодых или многодетных семей, вклады для пенсионеров, сбор пожертвований в пользу детского дома и выезд сотрудников в приют для детей с целью организации там детского досуга. В принципе, все это в общем можно отнести к «социальным программам банков».

Изучение места и роли банков в теории социальной работы является актуальной проблемой на сегодняшний день, поскольку в условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее работы потребуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Основная задача данных усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики. Таким образом, можно сделать вывод, что социально – инвестиционная политика современных банков направлена на то, чтобы их социальная и благотворительная деятельность способствовала постоянному и гармоничному развитию общества. [1]

Впрочем, в любой кредитной организации существует свой отличительный подход к реализации социальных проектов. Кроме того наблюдаются заметные отличия как в методах формирования бюджета на них, но также и в том, что собственно сами банки считают благотворительностью. Так одни банки расходуют на поддержку социально – значимых проектов и благотворительность миллионы долларов в год, другие же реализуют социальные проекты лишь с помощью средств непосредственно их служащих.

Целый ряд банков к категории «благотворительность» относят всевозможные социальные проекты без разбора – как закупку оборудования для медицинских клиник, помощь сиротам и ветеранам ВОВ, так и поддержку культурных, спортивных и образовательных мероприятий, выплату стипендий одаренным студентам и т.п. Некоторые же различают понятия «спонсорство» и «благотворительность». Например, в волгоградском филиале Банка Москвы эту разницу определили так: «Под спонсорством мы подразумеваем вложение средств с целью получения эффективного конечного результата – обычно это повышение узнаваемости или привлечение новых клиентов. А благотворительностью считается все то, что не направлено на получение какой-либо выгоды для банка, в том числе имиджевой». [2]

Стоит отметить, что благотворительная деятельность российских отделений иностранных банков зачастую копирует подходы материнских структур либо имеет национальный колорит страны, где «прописан» головной офис.

Социально - инвестиционные программы банков не новы, однако они набирают обороты только в последние несколько лет и, в основном, широко представлены только у крупных розничных банковских учреждений. Большинством современных банков социальные программы рассматриваются как очередное конкурентное преимущество, которое позволяет привлечь и сохранить лояльных постоянных клиентов, произвести хорошее впечатление, поднять свой рейтинг на рынке.Практически в каждом солидном и уважающем себя банке на сегодняшний день имеются волонтеры, как правило, ими являются сами сотрудники отделений, которые проводят время с детьми из детских домов, привозят им одежду и подарки, посещают с ними музеи и детские спектакли.

Попробуем разобраться, в чем и как проявляется помощь коммерческих банков населению, в чем заключается их социальная политика, а также рассмотрим это на конкретных примерах.

Некоторые банки просто передают определенные средства благотворительным фондам и некоммерческим организациям, а другие предпочитают создавать собственные проекты социальных инвестиций и служат, таким образом, не только источником средств, а уже организаторами мероприятий.

Как отмечают сами инвесторы, каждый год количество уникальных благотворительных программ постоянно растет. При этом и сама помощь от банков становится все более разнообразной – каждый из них выбирает свой объект.

Критериев для подобного выбора существует множество. В одних случаях это желание кого-то из руководителей банка, столкнувшегося в своей жизни с какой-то проблемой и желающего помочь тем, кто попал в похожую ситуацию, в других выбор диктует головная организация, который бы базировался на соответствующих для определенного банка ценностях.

Коммерческие банковские организации поддерживают дома престарелых, детские дома, помогают ветеранам ВОВ, а нередко – и бездомным животным. Экологические акции по посадке деревьев также не теряют популярности (в этом году, например, их проводили Сбербанк и Европейский банк развития).

Так сотрудники банка ВТБ24 по южно – федеральному округу регулярно оказывают помощь детским домам, причем, не только покупая игрушки, обувь или одежду, но и организуя для воспитанников различные мероприятия. Так же поступают и в Сбербанке России.

«В южно – федеральном округе мы в основном работаем в двух направлениях – образование молодежи и развитие предпринимательства. Речь идет об образовательных курсах для школьников и студентов ВУЗов по повышению финансовой грамотности, о курсах по основам ведения своего дела для населения, которые проводятся совместно с фондом “Устойчивое развитие”, которые должна помочь людям начать карьеру, – говорит в одном из своих интервью руководитель корпоративной социальной ответственности Ситибанка в России, Украине и Казахстане Татьяна Авраменко. – У нас также есть свой корпоративный благотворительный фонд, который ежегодно выдает гранты нашим партнерам – некоммерческим организациям и образовательным учреждениям – на реализацию долгосрочных социальных программ». [3]

Альфа-Банк стремится к тому, чтобы его социальная и благотворительная деятельность способствовала постоянному и гармоничному развитию общества. Как отмечается на официальном сайте банка «Банк и в дальнейшем намерен делать все возможное, чтобы положение в российском обществе становилось более стабильным, а люди — более уверенными и счастливыми». [4] При поддержке Альфа-Банка в регионах России ежегодно проходят многочисленные выставки и театральные фестивали. Традиционно средства, вырученные от концертных выступлений, направляются на социальные нужды тех городов, в которых проходят гастроли. Также банк оказывает помощь молодым талантам и обеспечивает профессиональную поддержку будущих специалистов, для этих целей ОАО Альфа-Банк специально разработал программу Альфа-Шанс. Также сотрудники Альфа-Банка активно поддерживает фонд «Линия жизни», который направлен на спасение детей с тяжелыми кардиологическими заболеваниями. Ещё одной неотъемлемой частью социальной политики Альфа-Банка является забота о мире, в котором мы живем. Альфа-Банк давно и плодотворно сотрудничает с Всемирным фондом дикой природы (WWF) в России и помогает тигриной программе. Так, например, ради спасения амурских тигров, занесенных в Красную книгу, Альфа-Банк выпустил специальную пластиковую карту, с каждой совершенной посредством этой карты покупки банк будет перечислять 0,36% собственных средств, которые будут направлены на программы по спасению амурского тигра от вымирания.

Рассмотрим непосредственно, какие суммы направляются на поддержку и развитие социума.

47 банками, входящими в рейтинговый список лучших, потрачено в 2013 году на благотворительность суммарно 6 801 009 тыс. рублей. При этом их суммарная прибыль составила 581 155 317 тыс. рублей, и процент благотворительных трат от прибыли в среднем составил 1,17%. Разброс по этому показателю огромен – от нуля до 27%, что говорит о несформированности представлений о норме благотворительных расходов по отрасли.

По абсолютным величинам благотворительных трат лидируют «миллиардеры»: Сбербанк России — 1 831 724 тыс рублей, группа ВТБ — 1 491 340 тыс и Уралсиб — 1 062 473 тыс. Далее – «полумиллиардеры»: Газпромбанк — 681 760 тыс и Альфа-Банк — 461 989 тыс.

Список использованной литературы:

  1. Ларионов И.К.Социальная теория: Общие основы и особенности России/ И.К.Ларионов. – М., 2008.– 456 с.

  2. Национальный банковский журнал NBJ. Выпуск от 10 июля 2012 г.

  3. http://expert.ru/northwest/2013/43/dobrota-po-karmanu/

  4. http://alfabank.ru/career/news/

* Автор поздравляет кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.

Просмотров работы: 1103