ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮФО НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮФО НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Федотова Г.В. 1, Обухова С.В. 1
1ВолгГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Современная экономика России представлена 80 регионами, каждый из которых вносит тот или иной вклад в развитие экономики страны. В настоящее время все экономические регионы объединены в одиннадцать крупных экономических районов или федеральных округов: Северо-Западный, Северный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Поволжский, Южный, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.  В статье будет рассматриваться ЮФО.

Южный федеральный округ объединяет в своем составе 6 субъектов Российской Федерации: Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области. Округ расположен на крайнем юге европейской зоны России, занимает южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Площадь территории Южного федерального округа составляет 416 840 кв. км (2,4% территории Российской Федерации).

Главными особенностями Южного федерального округа являются: выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона; наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал.

Высокая социально-экономическая привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное улучшение в нем динамики демографических и миграционных процессов. Как следствие, по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер - 1-е место; достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране. При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает 3-е место (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов); формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс, который стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края (в перспективе, после окончания работ на олимпийских объектах, его основные производственные звенья - трудоресурсное, строительное, технико-технологическое - могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа).

Вместе с тем выделяется существенная региональная неоднородность Южного федерального округа, объективно разделяющегося на 2 части: Азово-Черноморскую и Волго-Каспийскую.

Азово-Черноморский регион Южного федерального округа включает Краснодарский край, Республику Адыгея и Ростовскую область. Здесь проживает примерно 9,85 млн. человек, плотность населения составляет 53,5 человека на кв. километр. Именно этот регион отличается наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и социально-экономической привлекательностью для проживания.

Волго-Каспийский регион Южного федерального округа включает Республику Калмыкию, Волгоградскую и Астраханскую области. Общее число жителей - около 3,9 млн. человек, плотность населения - 16,4 человека на кв. километр (в 3 с лишним раза ниже, чем в Азово-Черноморском регионе), что свидетельствует о значительном различии природно-климатических условий, социально-демографического и экономического потенциала этих двух регионов Южного федерального округа.

В то же время последовательное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров, способно обеспечить интеграцию отдельных частей Южного федерального округа на основе взаимосвязанного, комплексного развития его территории с существенным социально-экономическим эффектом.

Численность населения, постоянно проживающего в ЮФО, составляет 13 910,2 тыс. человек (9,7% населения страны, по данным Росстата за 2013 год) составляет немногим менее 10 процентов населения Российской Федерации и, несмотря на некоторое ее снижение в последнее десятилетие, по основным демографическим характеристикам округ имеет положительную динамику, хотя темпы этих изменений несколько ниже среднероссийских. Так, отмечается рост уровня рождаемости (6-е место среди всех федеральных округов) и сокращение уровня смертности, которые обеспечили увеличение показателя естественного прироста (убыли) населения округа в последние годы, однако его абсолютное значение все еще остается отрицательным (-2,2 человека на 1000 человек населения в 2013 году). Практически все входящие в состав округа регионы находятся в первой двадцатке субъектов Российской Федерации по ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В то же время следствием перечисленных положительных тенденций естественного движения населения становится высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население в Южном федеральном округе.

Самый низкий процент по численности проживающего в регионе населения в Южном федеральном округе (см.рис. 1) приходится на Республику Калмыкия (2,04%), Республику Адыгея (3,19%), Астраханскую область (7,29%). Самый высокий процент приходится на Краснодарский край (38,32%), Ростовскую область (30,59%), Волгоградскую область (18,57%) .

 Рисунок 1 - Структура Южного федерального округа по численности населения в регионах на 1 января  2013 года

Источник: [1]

Обеспечению оптимизации системы расселения, привлечения
и закрепления населения в регионе в рамках реализации Стратегии должны способствовать реализация направлений социальной и демографической политики, а приоритетами социального развития ЮФО на ближайшее десятилетие должны стать оптимизация системы расселения, повышение уровня и качества жизни населения, интенсивное развитие человеческого потенциала.

Вместе с тем жизнеспособность населения начала улучшаться. В целом по Южному федеральному округу коэффициент естественного прироста населения в 2011 году составил -1,9, а в 2012 году -0,8. При показателях по Российской Федерации в 2011 году -0,9 и 0,0 в 2012 году соответственно.

Округ отличается высокой миграционной динамикой населения, причем по характеру миграции наблюдаются серьезные региональные различия. В частности, Республика Калмыкия отличается значительным оттоком населения, увеличившимся с 2004 года практически вдвое, что компенсируется в масштабах округа высоким уровнем миграционного притока населения в Краснодарский край, Республику Адыгея и Астраханскую область.

В настоящее время на территории округа проживают представители более 100 этносов. Наиболее крупные из них: русские - около 85 процентов, армяне - более 3 процентов, украинцы - 2,5 процента, казахи - 1,4 процента, калмыки - 1,2 процента, татары - 1,1 процента, адыгейцы - 1 процент общей численности населения округа.

Численность экономически активного населения, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в 2010 году, составила
7,0 млн. человек, или 50,7% общей численности населения округа, в 2011 году - 7,0 млн. человек, или 50,9% общей численности населения округа, а в 2012 году - 7,0 млн. человек или 50,2% общей численности населения округа. В 2010 году не имели занятия, но активно его искали 534,0 тыс. человек, или 7,7% общей численности экономически активного населения (в соответствии
с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные), в 2011-м году - 489,7 тыс. человек, или 7,0% общей численности экономически активного населения, в 2012-м году - 438,5 тыс. человек, или 6,3% общей численности экономически активного населения.
В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец декабря 2010 года было зарегистрировано
99,2 тыс. человек, или 1,4% экономически активного населения, на конец декабря 2011 года было зарегистрировано 87,1 тыс. человек, или 1,2% экономически активного населения, на конец декабря 2012 года - зарегистрировано 68,8 тыс. человек, или 1,0% экономически активного населения.

Южный федеральный округ, находясь в большей своей части в более благоприятных по сравнению с другими регионами страны природно-климатических условиях, играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации. Здесь сосредоточена почти шестая часть всех посевных площадей страны, на которых выращивается около четверти общероссийского валового сбора зерновых культур, половина всего сбора семян подсолнечника, почти пятая часть урожая овощей.

Топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы Южного федерального округа включают месторождения природного газа (5,8 процента общероссийских запасов), угля (3,4 процента), нефти, включая газовый конденсат (0,24 процента), газовой серы (около 90 процентов запасов Российской Федерации), соли поваренной (15 процентов), ртути (7 процентов), стекольного сырья (7 процентов), значительные запасы сырья для производства местных строительных материалов. Омывающие территорию округа воды Каспийского, Черного и Азовского морей являются средой обитания многих видов водных биоресурсов.

Важнейшими секторами экономики округа, имеющими общероссийское и межрегиональное значение, являются агропромышленный, туристско-рекреационный и транспортный комплексы, а также торговля.

Современная роль Южного федерального округа в экономике Российской Федерации, характеризующаяся его удельным весом в важнейших общероссийских экономических показателях, отражает пока недостаточный уровень использования его социально-экономического потенциала.

Анализ показателей развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа ( см.табл. 1), в сравнении с показателями консервативного сценария реализации Стратегии показал в целом положительную динамику развития округа.

Таблица 1 - Показатели развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЮФО

п/п

Наименование показателя

темп роста

среднегодовой темп

 

 

Фактическое значение, по данным Росстата (процентов)

2011 год

к 2009 году

Прогнозное значение в соответствии со Стратегией (процентов)

2013 год

к 2009 году

Фактическое значение, по данным Росстата (процентов) 2011 год

к 2009 году

Прогнозное значение в соответствии со Стратегией (процентов) 2013 год

к 2009 году

Республика Адыгея

1.

ВРП

110,2

106,4

104,8

104,1

2.

Реальные доходы населения

115,8

115

107,7

108,1

3.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

84

102,9

95,4

109,8

4.

Индекс промышленного производства

132,5

120,6

109,8

103,6

Республика Калмыкия

5.

ВРП

98,5

108

99,3

103,4

6.

Реальные доходы населения

104,3

115

102,2

108,6

7.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

129

146,2

111,1

110

8.

Индекс промышленного производства

97,1

120,4

 

137,1

Краснодарский край

9.

ВРП

114,3

111,4

106,9

105,9

10.

Реальные доходы населения

118,2

113,2

108,9

103,4

11.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

130,6

133,4

109,5

106

12.

Индекс промышленного производства

125,2

112,9

 

107,7

Астраханская область

13.

ВРП

110,1

143,5

105

106,9

14.

Реальные доходы населения

107

120,1

103,5

106,1

15.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

113

117,1

104,8

104,3

16.

Индекс промышленного производства

170

154,9

119,4

118

Волгоградская область

17.

ВРП

107,1

121,9

103,5

105,7

18.

Реальные доходы населения

98,9

114,7

99,7

103,9

19.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

125,2

97,6

108,4

109,2

20.

Индекс промышленного производства

 

114,2

114

104,5

103,5

Ростовская область

21.

ВРП

113,6

120

106,6

106,2

22.

Реальные доходы населения

107

123,7

103,5

106,4

23.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

84,6

115,3

96

105,8

24.

Индекс промышленного производства

141,3

128,6

108,2

112,3

Источник: [3]

По ряду показателей темпы развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, превышают плановые. Так показатели «Валовой региональный продукт» и «Реальные доходы населения» превышены в Республике Адыгея и Краснодарском крае, показатель «Индекс промышленного производства» - в Республике Адыгея, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях.

Стратегической целью развития региона  является превращение округа в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности и конструктивного российского влияния в Черноморском и Каспийском бассейнах, что предполагает:

  • создание главной продовольственной базы страны на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса, включающего весь комплекс производств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование «от поля до продукта»;
  • реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных транспортных коридоров;
  • развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности;
  • инновационную модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов и кластеров на территории округа.

Регионы ЮФО обладают различным потенциалом - экономическим, социальным, административно-кадровым и существенно отличаются по природным, территориальным, инфраструктурным возможностям и другим факторам.

В то же время последовательное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров, способно обеспечить интеграцию отдельных частей Южного федерального округа на основе взаимосвязанного, комплексного развития его территории с существенным социально-экономическим эффектом.

В связи с этим особое значение приобретает комплексное решение проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЮФО .

Динамика инвестиционных процессов на сегодняшний момент остается положительной. Юг страны по-прежнему привлекателен для инвесторов. Это происходит не только потому, что на юге благоприятный климат и богатые ресурсы, но прежде всего благодаря созданию интересных и выгодных условий для тех, кто хочет вложить здесь свои средства.

В структуре источников инвестиций в экономику округа 31,8 процента составляют собственные средства предприятий и 68,2 процента - привлеченные средства, в составе которых 23,2 процента - бюджетные средства (из них 16,2 процента - из федерального бюджета и 4,7 процента - из бюджетов субъектов Российской Федерации) и 8,7 процента - кредиты банков. В то же время доля Южного федерального округа в общероссийском объеме прямых иностранных инвестиций в 2009 году составила менее 2,5 процента.

Инвестиционный потенциал является достаточно стабильной величиной, но в округе он существенно разнится (см.рис.2).

 

Рисунок 2 - Инвестиционный потенциал субъектов ЮФО

Источник: [1]

По итогам первых двух месяцев текущего года по кругу крупных организаций ЮФО индекс физического объема инвестиций в основной капитал сложился на уровне118,6 процента, в целом по России - 94,9 процента к соответствующему периоду предыдущего года.

Таблица 2- Инвестиции в основной капитал в январе-марте 2013гг.

 

Источник: [3]

Положительная динамика в целом по ЮФО обеспечена прежде всего ростом инвестиционной активности в Ростовской и Астраханской областях, а также увеличением объемов инвестиций в Волгоградской области, в остальных регионах округа наблюдается снижение этого показателя

 

Рисунок 3 - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

Источник: [3]

Безусловным лидером по объемам привлечения инвестиций в прошлом году стала Кубань. Объем инвестиций в этот регион достиг более 907 миллиардов рублей. Но мы прекрасно понимаем, что значительная часть этих капитальных вложений составили бюджетные средства и деньги стратегических частных инвесторов для реализации общегосударственных проектов, связанных с Олимпийскими и Паралимпийскими играми 2014 года в Сочи. Сегодня перед руководством Краснодарского края стоит непростая задача - удержать темпы привлечения инвестиций. На мой взгляд, на Кубани имеются интересные идеи и предложения. Они будут представлены на Международном инвестиционном форуме. Главное - воплотить их в реальность.

Рост инвестиционной активности наблюдается в Ростовской области - на 14 процентов, объем привлеченных средств - более 242 миллиардов рублей. Неплохо обстоят дела и в Астраханской области. Здесь рост составил 37 процентов, объем - свыше 115 миллиардов рублей. Есть небольшая положительная динамика и в Калмыкии. Снижение инвестиционной активности отмечается в Республике Адыгея и Волгоградской области. Анализ динамики инвестиционных процессов в Южном федеральном округе по сравнению с докризисным периодом показывает позитивные изменения. В 2013 году в целом по ЮФО привлечено 1,4 триллиона рублей. В 2008 году эта сумма составляла 665 миллиардов, а в 2007-м - 474 миллиарда. Безусловно, здесь нужно учитывать и инфляционный фактор, и реализацию крупных проектов в округе. Но в целом прогресс налицо

Улучшению инвестиционного климата также способствовало реализация стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.  В Астраханской области была разработана и реализована ведомственная долгосрочная целевая программа «Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области на 2013-2017 годы». Целью указанной программы является обеспечение устойчивых высоких темпов роста экономики за счет формирования положительного инвестиционного имиджа области, создания комфортных условий для привлечения инвестиций в регион и методического обеспечения инвестиционной деятельности.

В Краснодарском крае в 2012 году принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата, в том числе учитывающих требования стандарта деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края  по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В Ростовской области в рамках мероприятия «Разработка и реализация субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, программ улучшения инвестиционного климата» разработана  и утверждена Областная долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012 - 2015 годы».

Важен каждый инвестиционный проект. Во-первых, во время их реализации формируются новые рабочие места, во-вторых, весьма значимым является мультипликативный эффект от процесса их внедрения. Именно он дает развитие многим отраслям экономики, в первую очередь строительному и промышленному секторам.

Исследование крупнейших инвестпроектов ЮФО 2012 года показывает, что темпы прироста государственных вложений в регион сокращаются, а направленность капиталовложений видоизменяется. Если раньше государство вкладывалось непосредственно в олимпийское строительство, то теперь мы видим увеличение государственных вливаний в инфраструктуру региона в целом. Частные инвестиции при этом продолжают уходить из мегапроектов, но растёт количество малых по стоимости проектов в традиционно развитых на Юге отраслях экономики.

В 2011 году мы фиксировали прирост совокупной стоимости инвестпроектов на 25%, уточняя, что существенной частью этого мы обязаны программе комплексного освоения месторождений Северного Каспия компании ЛУКОЙЛ общим объёмом свыше 21 млрд долларов. Но если влияние этого фактора исключить, то прирост общей базы инвестпроектов ЮФО в стоимостном выражении в 2011 году находился на уровне 10-12%, а в 2010 году - на уровне 8%. И вот теперь - символический прирост в один процент.

 Однако достигнутые на сегодняшний день регионами округа показатели еще не предел, а тот потенциал, который позволит при его эффективном использовании и умелом управлении и дальше активно привлекать инвестиции. Значительный поток инвестиций в ЮФО связан с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года в Ростове-на-Дону, Волгограде, Сочи и созданием соответствующей инфраструктуры: спортивных сооружений, дорог, аэропортов, гостиниц, объектов электро-, водо-  и газоснабжения.

 В аппарате полномочного представителя президента РФ в ЮФО организован личный прием инвесторов для решения возникающих у них проблем.

Работает институт инвестиционного уполномоченного по Южному федеральному округу. За время его деятельности к инвестиционному уполномоченному обратилось более 70 организаций. Характер обращений инвесторов связан в основном с проблемами земельно-имущественных отношений. Есть вопросы, возникающие из-за несовершенства таможенного законодательства. Бывают жалобы на действия, а скорее, бездействие региональных и местных органов власти, чиновников федеральных органов исполнительной власти.

Для инвесторов открыта телефонная «горячая линия», много информации размещается на сайте полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе в сети Интернет.

В регионах для помощи инвесторам работают агентства инвестиционного развития. При органах власти сформированы соответствующие комиссии и рабочие группы. В прошлом году определены региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей. Все это сделано для того, чтобы создать максимально комфортные условия для тех, кто хочет развивать на юге свое дело.

Федеральный центр призывает регионы активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства для реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Во всех субъектах Южного федерального округа приняты региональные нормативные акты в сфере ГЧП. Подготовлено немало инвестиционных проектов и предложений, некоторые из них уже реализуются.

К примеру, в Краснодарском крае на принципах государственно-частного партнерства приступают к строительству сухогрузного района порта Тамань. В Ростовской области созданы условия для реализации проектов в сфере ЖКХ. В Астраханской области с использованием ГЧП внедряются инновации в сфере здравоохранения.

Минус только в том, что приведенные примеры - это единичные случаи. Потенциал государственно-частного партнерства используется далеко не в полной мере. Причин этому немало. Основная проблема - это недостаточное нормативное регулирование, отсутствие четких правил игры в этом сегменте. Более-менее урегулированы только концессии.

Пока не принят федеральный закон о государственно-частном партнерстве. Это ведет к тому, что сейчас не каждый четко понимает, что можно считать партнерством, а что нет. Поэтому при реализации подобных проектов возникает риск как для бизнесменов, так и для органов власти. Принятие закона позволит урегулировать многие спорные вопросы, как далеко может распространяться ГЧП в сфере инвестиционной политики, разграничить вопросы собственности, обеспечить единые принципы государственно-частного партнерства во всех регионах страны.

Сегодня в Южном федеральном округе развернута работа по повышению инвестиционной привлекательности регионов и созданию благоприятных условий для бизнеса. Всеми регионами приняты инвестиционные декларации, определяющие принципы взаимодействия инвесторов с региональными органами исполнительной власти. Изданы акты, регламентирующие процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых документов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. Словом, работа ведется немалая. Надеюсь, что она принесет свои плоды в виде реализации все новых и новых инвестиционных проектов.

Помимо этого, для повышения уровня оказания финансовых услуг населению в Южном федеральном округе необходимо подготовить и реализовать ряд мер по широкому информированию граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках при инвестировании личных сбережений, оптимизировать условия для развития сети банковского обслуживания населения, совершенствовать потребительское кредитование, повысить его технологичность, использовать современные технические средства и технологии, повышать квалификацию и профессионализм банковских работников, расширять спектр предоставляемых услуг, повышать прозрачность банковского бизнеса.

В сфере обслуживания крупных клиентов кредитная политика должна переориентироваться на проектное финансирование и инвестиционное кредитование. В целях развития дорожно-транспортной отрасли, образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства

Следует продолжать финансирование малого и среднего бизнеса, развитие системы микрофинансирования, кредитование под плавающие процентные ставки, предоставление кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям, развитие кредитования лизинговых операций, торгового финансирования и предэкспортного финансирования.

Результатами осуществления указанных мер станут:

- создание эффективного финансового инструментария по развитию реального сектора экономики Южного федерального округа;

- изменение инвестиционного поведения населения и привлечение сбережений граждан на финансовый рынок;

- оживление потребительского спроса.

 

Список использованной литературы:

 

1.     Распоряжение правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. №1538-р

2.     Интервью полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимира Устинова, опубликованное в «Российской газете» [Электронный ресурс]-[2014]

3.     Социально-экономическое положение Южного федерального округа в январе-марте 2013 года: Информ.-анал.мат./ Ростовстат. - Ростов н/Д, 2013. - 211 с.

4.     Экономические показатели Федеральных округов России: важнейшие соотношения и их эконометрическая оценка./ Шакина Н.В, Чекунова Е.В, Гадуниев Ш. А [Электронный ресурс]-[2014].  - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/pdf/2013.pdf

5.     Эксперт-онлайн  [Электронный ресурс]-[2014].

 



* Авторы поздравляют кафедру "Экономика и финансы предприятий" ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" с 10-летним юбилеем.

Просмотров работы: 1737