СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Агадуллина И.И. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных стандартов) [9].

Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий — около 50 млн. россиян — учится или повышает свою квалификацию.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [1].

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

  • дошкольные;

  • общеобразовательные;

  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

  • учреждения дополнительного образования;

  • другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Индекс уровня образования является интегральным показателям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя [2]:

  • индекс грамотности взрослого населения

где - уровень грамотности,

  • совокупный показатель охвата числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней

где - число поступивших.

Индекс достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два индекса:

Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне образования.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений [5].

Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей – колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната [7].

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением (2008 г.) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка [11].

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ [9].

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось до незначительного, т.к., в силу различных причин экономического и не экономического характера, этот вид дошкольных учреждений перестал в массе своей выполнять основную функцию — оздоровительную, а заболеваемость детей становилась прогрессирующе высокой.

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения [16].

В ходе исследования была проанализирована и динамика развития уровня жизни населения за 2001-2013гг, подсчитаны показатели соответствующего ряда динамики (таблица 1).

Таблица 1. Показатели ряда динамики

Годы

Численность студентов образовательных учреждений, тыс.чел.

Абсолютный прирост, тыс.чел.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное содержание 1% прироста

баз

цеп

баз

цеп

баз

цеп

 

2001

3045,7

             

2002

2824,5

-221,2

-221,2

92,74

92,74

-7,26

-7,26

28,245

2003

2790,7

-255,0

-33,8

91,63

98,80

-8,37

-1,20

27,907

2004

4741,4

1695,7

1950,7

155,68

169,90

55,68

69,90

47,414

2005

7064,6

4018,9

2323,2

231,95

149,00

131,95

49,00

70,646

2006

7309,8

4264,1

245,2

240,00

103,47

140,00

3,47

73,098

2007

7461,3

4415,6

151,5

244,98

102,07

144,98

2,07

74,613

2008

7513,1

4467,4

51,8

246,68

100,69

146,68

0,69

75,131

2009

7418,8

4373,1

-94,3

243,58

98,74

143,58

-1,26

74,188

2010

7049,8

4004,1

-369

231,47

95,03

131,47

-4,97

70,498

2011

6490

3444,3

-559,8

213,09

92,06

113,09

-7,94

64,9

2012

6073,9

3028,2

-416,1

199,43

93,59

99,43

-6,41

60,739

2013

5646,7

2601,0

-427,2

185,40

92,97

85,40

-7,03

56,467

В среднем

5802,330769

216,8

216,8

105,28

105,28

5,28

5,28

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что численность студентов общеобразовательных учреждений с каждым годом увеличивается, при том ежегодно на 5,28 %.

Одной из важнейших задач, возникающих при изучении рядов динамики, является выявление основной тенденции развития исследуемого явления или процесса. Основной тенденцией развития (трендом) называют общую направленность изменения уровней динамического ряда.

Наиболее распространенными методами выявления основной тенденции в рядах динамики выступают:

  • механическое выравнивание методом укрупнения интервалов;

  • механическое выравнивание методом скользящей средней;

  • аналитическое выравнивание.

Таблица 2. Выравнивание ряда динамики по среднему абсолютному приросту и среднему коэффициенту роста

Годы

Численность студентов образовательных учреждений, тыс.чел.

Порядковый номер года, t

Yt=3045,7+216,8*(t-1)

Yt = 3045,7*1,05^(t-1)

2001

3045,7

1

3045,7

3045,7

2002

2824,5

2

3262,5

3206,5

2003

2790,7

3

3479,3

3375,8

2004

4741,4

4

3696,1

3554,1

2005

7064,6

5

3912,9

3741,7

2006

7309,8

6

4129,7

3939,3

2007

7461,3

7

4346,5

4147,3

2008

7513,1

8

4563,3

4366,2

2009

7418,8

9

4780,1

4596,8

2010

7049,8

10

4996,9

4839,5

2011

6490

11

5213,7

5095,0

2012

6073,9

12

5430,5

5364,0

2013

5646,7

13

5647,3

5647,3

Рисунок 1. Выравнивание ряда динамики по среднему абсолютному приросту и среднему коэффициенту роста

Таблица 3.4 и рисунок 3.3 показывают, что методом выравнивания ряда динамики по среднему абсолютному приросту с 2001 по 2013 годы выявлена тенденция увеличения численности студентов образовательных учреждений

Методом выравнивания ряда динамики по среднему коэффициенту роста за исследуемый период выявлена тенденция увеличения численности студентов образовательных учреждений в среднем в 1,052 раза или на 5,2%.

Таблица 3. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по уравнению прямой

Годы

Численность студентов образовательных учреждений, тыс.чел.

Отклонение от центрального года t

t2

y*t

Yt =5802,3+(54487,1/182)*t

2001

3045,7

-6

36

-18274,2

4006,1

2002

2824,5

-5

25

-14122,5

4305,4

2003

2790,7

-4

16

-11162,8

4604,8

2004

4741,4

-3

9

-14224,2

4904,2

2005

7064,6

-2

4

-14129,2

5203,6

2006

7309,8

-1

1

-7309,8

5503,0

2007

7461,3

0

0

0

5802,3

2008

7513,1

1

1

7513,1

6101,7

2009

7418,8

2

4

14837,6

6401,1

2010

7049,8

3

9

21149,4

6700,5

2011

6490

4

16

25960

6999,8

2012

6073,9

5

25

30369,5

7299,2

2013

5646,7

6

36

33880,2

7598,6

Итого

75430,3

0

182

54487,1

75430,29

Рисунок 2. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по уравнению прямой

Аналитическим методом по уравнению прямой выявлена тенденция роста увеличения численности студентов в среднем на 299,3 тыс.чел.

Было проведено аналитическое выравнивание ряда динамикис использованием пакетов прикладных программ «EXCEL»; были построены линейный, логарифмический, полиномиальный, степенной и экспоненциальный тренды.

Таблица 4. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по линейной функции

Годы

Численность студентов образовательных учреждений, тыс.чел.

Порядковый номер года, t

Линейная функция

Yt

Yi - Yt

(Yi - Yt)2

2001

3045,7

1

4005,3

-959,6

920832,16

2002

2824,5

2

4304,6

-1480,1

2190696,01

2003

2790,7

3

4603,9

-1813,2

3287694,24

2004

4741,4

4

4903,2

-161,8

26179,24

2005

7064,6

5

5202,5

1862,1

3467416,41

2006

7309,8

6

5501,8

1808

3268864

2007

7461,3

7

5801,1

1660,2

2756264,04

2008

7513,1

8

6100,4

1412,7

1995721,29

2009

7418,8

9

6399,7

1019,1

1038564,81

2010

7049,8

10

6699

350,8

123060,64

2011

6490

11

6998,3

-508,3

258368,89

2012

6073,9

12

7297,6

-1223,7

1497441,69

2013

5646,7

13

7596,9

-1950,2

3803280,04

2014

х

14

7896,2

х

х

2015

х

15

8195,5

х

х

Итого

75430,3

120

91506

16

24634383,46

Рисунок 3. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по линейной функции

Из таблицы 3.6 и рисунка .5 можно сделать вывод о том, что численность студентов образовательных учреждений с каждым годом увеличивается.

Таблица 5. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по логарифмической функции

Годы

Численность студентов образовательных учреждений, тыс.чел.

Порядковый номер года, t

Логарифмическая функция

Yt

Yi - Yt

(Yi - Yt)2

2001

3045,7

1

1278,0

1767,7

3124763,3

2002

2824,5

2

2895,8

-71,3

5084,5

2003

2790,7

3

3842,2

-1051,5

1105570,4

2004

4741,4

4

4513,6

227,8

51887,8

2005

7064,6

5

5034,4

2030,2

4121598,0

2006

7309,8

6

5460,0

1849,8

3421883,6

2007

7461,3

7

5819,8

1641,5

2694672,3

2008

7513,1

8

6131,4

1381,7

1909049,1

2009

7418,8

9

6406,3

1012,5

1025111,4

2010

7049,8

10

6652,2

397,6

158059,0

2011

6490

11

6874,7

-384,7

147984,5

2012

6073,9

12

7077,8

-1003,9

1007759,2

2013

5646,7

13

7264,6

-1617,9

2617573,9

2014

х

14

7437,6

х

х

2015

х

15

7598,6

х

х

итого

75430,3

120

84286,89941

6179,549567

21390997,08

Рисунок 4. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по логарифмической функции

Как видно из рисунка 3.6 логарифмическая линия тренда хорошо описывает величину, которая вначале быстро растет или убывает, а затем постепенно стабилизируется. Логарифмическая линия тренда может использоваться как для отрицательных, так и для положительных значений данных.

Таблица 6. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по полиномиальной функции

Годы

Численность студентов образовательных учреждений, тыс.чел.

Порядковый номер года, t

Полиномиальная функция

Yt

Yi - Yt

(Yi - Yt)2

2001

3045,7

1

328,5

2717,2

7383338,9

2002

2824,5

2

1882,9

941,6

886648,2

2003

2790,7

3

3244,2

-453,5

205689,5

2004

4741,4

4

4412,5

328,9

108162,1

2005

7064,6

5

5387,8

1676,9

2811825,9

2006

7309,8

6

6169,9

1139,9

1299326,4

2007

7461,3

7

6759,0

702,3

493183,2

2008

7513,1

8

7155,1

358,0

128178,3

2009

7418,8

9

7358,1

60,7

3688,1

2010

7049,8

10

7368,0

-318,2

101251,2

2011

6490

11

7184,9

-694,9

482844,3

2012

6073,9

12

6808,7

-734,8

539901,6

2013

5646,7

13

6239,4

-592,7

351328,9

2014

х

14

5477,1

х

х

2015

х

15

4521,8

х

х

итого

75430,3

120

80297,8

5131,4

14795366,6

Рисунок 4. Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по полиномиальной функции

Полиномиальная линия тренда используется для описания величин, попеременно возрастающих и убывающих. Она полезна, например, для анализа большого набора данных о нестабильной величине.

3. 4 Отбор функции в качестве тренда

Произведём отбор функции в качестве тренда используя F – критерий Фишера при =0.05.

  1. Полиномиальная функция:

=

Так как по F-критерию Фишера все пять функций подходят для отображения тенденции, то отберем наиболее адекватную функцию по наименьшему среднему квадратическому отклонению остаточному.

Отбор наиболее адекватной функции проведем с помощью среднеквадратического отклонения:

  1.  
    1. Линейная функция:

  1.  
    1. Логарифмическая функция:

  1.  
    1. Полиномиальная функция:

  1.  
    1. Степенная функция:

  1.  
    1. Экспоненциальная функция:

Наиболее адекватной функцией будет – полиномиальная функция, так как у нее среднеквадратическое отклонение наименьшее.

= -96,53t2 +1844t – 1419

3.5 Прогнозирование

Выполним интервальный прогноз на 2 года:

,

где =

- интервальный прогноз,

- табличное значение Стьюдента,

при ,

Интервальный прогноз на 2014 год:

тыс.чел

тыс.чел

тыс.чел

Интервальный прогноз на 2015 год:

тыс.чел.

тыс.чел.

тыс.чел.

тыс.чел.

Таким образом, если выявленная тенденция по полиномиальной функции сохранится, то в следующие два года с вероятностью 95% можно ожидать уменьшения численности студентов образовательных учреждений, причем в 2014 году численность будет составлять от 3455,1 тыс.чел. до 7499,1 тыс.чел., а в 2015 году – от 2550,8 тыс.чел. до 6492,8 тыс.чел.

Список литературы

  1. Аблеева А.М. Социальная статистика: учебное пособие / Уфа, 2010.

  2. Аблеева А.М. Статистика: учебное пособие по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной формы обучения: направление подготовки дипломированного специалиста 080100 Экономика: специальность 080105 Финансы и кредит / МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011.

  3. Аблеева А.М., Салимова Г.А. Компетентностный подход в преподавании дисциплин кафедры статистики и информационных систем в экономике // Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 103-105.

  4. Аблеева А.М., Салимова Г.А. Формирование фонда оценочных средств в условиях ФГОС // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления, редколлегия: Ф. Н. Зиатдинова, Р. М. Зиязетдинов, отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. 2014. С. 11-14.

  5. Васильева Л.Ю., Валишина Н.Р. Статистический анализ уровня занятости населения в РФ // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергалеевны. МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 182-183.

  6. Елисеева Е.Е., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебное пособие - 5-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 2006. - 654 с.

  7. Исламгулов Д.Р., Лубова Т.Н. Особенности новых образовательных стандартов // Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 14-15.

  8. Кабашова Е.В., Сагадеева Э.Ф. Математическая экономика: учебное пособие: электронный ресурс. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. Том Модуль 1 Обобщенные модели экономики.

  9. Лубова Т.Н. Межрегиональный сравнительный анализ показателей финансовой безопасности Приволжского федерального округа // Молодой ученый. 2009. № 5. С. 53-60.

  10. Лубова Т.Н., Исламгулов Д.Р. Особенности, задачи и проблемы внедрения модульно-рейтинговой системы / Современное вузовское образование: теория, методология, практика // Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 10-13.

  11. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики: учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 771с.

  12. Рафикова Н.Т. Основы статистики: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352 с.

  13. Салимова Г.А., Рафикова Н.Т. Статистическое исследование уровня заработной платы и его влияния на эффективность производства. Уфа, 2007.

  14. Сулейманов Р.Р., Шарафутдинов А.Г. Инновационные технологии обучения в экономике // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 340-342.

  15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – Росстат. – Режим доступа: www.gks.ru.

  16. Ableeva A.M. TREND STUDIES OF MACROECONOMIC INDICATORS IN COMPARABLE PRICES // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № S6. С. 57-58.

Просмотров работы: 2029