ФИНАНСОВАЯ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФИНАНСОВАЯ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

РФ обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор не используется в полной мере. Финансирование – это основной вопрос жизнеспособности любой организации, особенно остро он стоит для организаций сферы культуры.

Согласно Федеральному закону «Основы законодательства РФ о культуре» (с учетом изменений на 21 июля 2014 г.), культурные учреждения могут покрывать расходы за счет средств учредителей, доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений. Например, организации культуры могут получить безвозмездные пожертвования (дары, субсидии) [5].

Одним из методов государственной поддержки является программно-целевое финансирование культуры. Наиболее важная в отрасли на сегодняшний день – Федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.). Объем финансирования по данной программе составляет 97% за счет средств федерального бюджета, 2% - за счет средств бюджетов субъектов РФ и 1% за счет внебюджетных источников [1].

Государственное финансирование отрасли к 2012-2014 гг. осуществлялось низком уровне, по сравнению с западными странами. Доля в общих расходах консолидированного бюджета РФ держалась на уровне 1,4 – 1,5%. Прогнозы государственного финансирования культурной сферы характеризуются скачкообразной тенденцией. В федеральном бюджете на 2015 г. финансирование сферы культуры должно сократиться на 600 млн. руб. по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В 2016 году снова ожидается небольшой рост - на 1,5 %, в 2017 г. - резкое падение на 10%, согласно данным на сентябрь 2014 г. [7, 2].

Сокращение бюджетного финансирования культуры заставляет обращать особое внимание на поиск новых источников поддержки культурной деятельности.

Одним из современных инструментов инвестиционной политики является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). ГЧП - это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Одним из примеров можно привести практику Брянской области. По инициативе частных компаний было создано некоммерческое партнерство «Социальное партнерство в развитии Брянской области». Источник финансирования составляют средства, полученные от частных структур. Партнерство инвестировало в реконструкцию Театра юного зрителя, Летнюю фортепианную академию имени Т. Николаевой. Администрация области совместно с корпорациями «Транснефть», «Трансмашхолдинг», «Брянскэнерго» и другими осуществила реконструкцию Дворца детского и юношеского творчества в Брянске [4].

В Тюменской области широко развита практика ГПЧ, но в сфере культуры она почти не примененяется.

Также одним из источников финансирования выделяются такие направления финансовой поддержки как спонсорство и благотворительность.

В 2013 г. участниками проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» стали 63 российские и международные корпорации, осуществляющие программы на территории РФ. На разнообразные благотворительные инициативы ими было направлено 13,4 млрд. руб. собственных средств. В проекте участвовали такие компании, как: ОАО «Северсталь», ОАО «Банк УралСиб», ЗАО НПК «Катрен», ОАО «Сибирская Угольная энерегтическая компания», ООО УК «Металлоинвест», ОАО ГМК «Норильский никель», группа компаний Forex Club, ООО «Дойче Банк», ЗАО «Объединенная Металлургическая Компания» и др. Победителем в номинации «Лучшая прогрмма, направленная на поддержку современного искусства» стала ЗАО «Объединенная Металлургическая Компания» с проектом «Международный фестиваль новой культуры «Арт-Овраг» [8].

При поиске альтернативных источников поддержки культурной сферы, следует обратить внимание на модернизацию налоговой политики.

В 2013 г. принят Федеральный закон № 215-ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 и 25 ч.2 Налогового кодекса РФ». Данным законом вводятся дополнительные налоговые льготы для учреждений культуры и искусства, а также некоторые особенности, связанные с отражением в налоговом учете имущества, приобретенного полностью (частично) за счет бюджетных средств [3].

Льготный налоговый режим применим к организациям, которые осуществляют свою деятельность в сфере культуры и искусства: театры, кинотеатры, концертные организации, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки и т.д. В перечень услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, которые освобождаются от обложения налога на добавленную стоимость, добавлены услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства.

В отношении амортизируемого имущества театров, музеев, библиотек, концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, будет предусмотрен особый порядок начисления амортизации. С 2014 г. не подлежит амортизации только то имущество, которое полностью приобретено за счет бюджетных средств целевого финансирования. Имущество, приобретенное частично за счет указанных средств, будет подлежать амортизации. Первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования [6].

Таким образом, государство предоставляет налоговые льготы как одну в качестве одной их форм поддержки культурной сферы. Доля расходов государства на финансирование культуры имеет тенденции к снижению. Необходимо увеличение доли частного капитала в данной сфере, актуален поиск альтернативных источников финансирования культурной среды.

Литература

  1. Федеральная целевая программа «Культура России (2012 – 2018 годы) – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcpkultura.ru/new.php?id=9

  2. В Госдуме выступили против скачкообразного финансирования культуры [Электронный ресурс]. – Сайт: Лента.ру. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2014/09/18/dumka/

  3. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2014/doklad_block.pdf

  4. Коробова О.О. Государственно-частное партнерство в сфере производства продуктов традиционной народной культуры [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии - №2 (38). - 2014. - Режим доступа: http://www.isuct.ru/e-publ/snt/sites/ru.e-publ.snt/files/2014/02/snt_2014_n02-54.pdf

  5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9005213

  6. Снижена налоговая нагрузка на учреждения культуры [Электронный ресурс]. Сайт: Клерк. - Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles/343135/

  7. Снижение финансирования культуры [Информационный ресурс]. - Сайт: РИА Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/culture/20131009/968789385.html#ixzz3Im5X0sSg

  8. Практики компаний в области благотворительности и социальных инвестиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/Delocsr/2013-39510258

Просмотров работы: 981