СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реформирование российской экономики обусловило коренные изменения в ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей народного хозяйства. Во главу угла в настоящее время ставится обеспечение не только самоокупаемости и безубыточности хозяйствующих субъектов, но и выполнение финансовых обязательств перед государством, а также создание предпосылок долгосрочного, устойчивого развития [12, с. 136]. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы планирования.

Планирование - вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с установлением целей и задач, поиском путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов [2, с. 143]. Планирование бизнес-деятельности может быть стратегическим и оперативным в зависимости от содержания и сути планируемых организацией задач [1, с. 63]. Выделение в качестве отдельного объекта внутрифирменного планирования некоторой совокупности задач, имеющих общие цель и содержание деятельности, влечет за собой и соответствующее выделение особых планов данной деятельности в общей структуре планирования. Этими объектами в планировании являются стратегические и оперативные бизнес-проекты, по отношению к которым содержание необходимых установок отображается в бизнес-планах [8, с. 21]. Бизнес-план - это документальная основа бизнес-планирования, составляемая организацией для оценки перспективности задуманной идеи. Бизнес-план является четко структурированным, подробным и тщательно подготовленным документом, описывающий цели, к которым стремится организация, какие задачи при этом будут выполнены и что после этого будет представлять из себя организация [11 с. 106].

Руководство организации на первоначальном этапе деятельности организации сталкивается со специфическим комплексным проектом - запуском данной организации. Поэтому изначально бизнес-планы предназначены для достижения целей, которые поставлены перед организацией в момент ее «рождения», и несут в себе информацию:

- об иерархии целей организации, приоритетах коммерческих, производственных и финансовых процессов, возможных рисках и способах их страхования, платежеспособности рынка товаров и услуг организации;

- о конкурентах организации, оценивается их активность на рынке, преимущества и недостатки, а также сравнительную с ними характеристику слабых и сильных сторон организации;

- о формах мобилизации ресурсов для достижения поставленных задач и повышении конкурентоспособности организации;

- о составе и качестве применяемой рабочей силы и о способах привлечения к труду работников, а также о формах контрактов на работу;

- о способах и структуре управления организацией, о необходимых навыках осуществления деятельности организации управляющими [9, с. 74].

Бизнес-план, содержащий в себе данные сведения, обычно применяется в странах с рыночной экономикой как один из наиболее важных документов, предоставляемых организацией в распоряжение потенциальных инвесторов или кредиторов в расчете на привлечение финансовых ресурсов, необходимых для выполнения организацией поставленных задач [10, с. 141].

Существует два уровня значимости бизнес-плана: внутренний и внешний. Внутренний смысл бизнес-плана состоит из:

- постановки задач организации;

- определение путей решения этих задач;

- определение позиции организации по отношению к конкурентам, партнерам и клиентам;

- анализ собственного ресурсного потенциала, включая потенциал внутрифирменного менеджмента [6, с. 231].

Внешний смысл бизнес-плана состоит в создании документа, который отражает:

1. Состояние предпринимательской организации. Оно оценивается с точки зрения положения организации на рынке по отношению к другим конкурентам, потребителям, контрагентам. Показывает аспекты наличия совокупных ресурсов, кадровую политику, маркетинговые и коммуникационные подходы, позволяет потребителям, контрагентам, всем заинтересованным лицам, включая уполномоченных сотрудников органов государственной власти и управления сформировать комплексный взгляд на организацию [4, с. 104]. Безусловно, что данной информацией могут воспользоваться конкуренты. Следовательно, бизнес-план не может быть доступен для всех. Но при этом, данные, содержащаяся в бизнес-плане, должны быть предельно доступны будущим инвесторам, кредиторам и контрагентам.

2. Привлекательность проекта для различных потенциальных инвесторов и коммерческих банков. Описанная в бизнес-плане привлекательность, может стать для инвесторов мощным аргументом в пользу вложения имеющихся финансов в данную организацию [7, с. 367]. Если в бизнес-плане указывается четкое и реальное обоснование проекта, расчет его окупаемости, то данный бизнес-проект может подвергнутся оценке потенциальными партнерами по сделкам для подтверждения степени честности его разработчиков. Если бизнес-план дает конкретный и исчерпывающий на вопросы о целях и задачах проекта, то инвестор, обладающий необходимыми финансовыми ресурсами, принимает решение о вложении средств [7, с. 368].

Разработка бизнес-плана начинается с выбора рынка сбыта товаров и услуг. Далее необходимо разобраться с тем, что именно в состоянии произвести данная организация и с привлечением какого потенциала [5, с. 297]. Можно выделить две части бизнес-плана: аналитическую и практическую.

В аналитической части бизнес-плана дается обоснование платежеспособного спроса на товар или услугу. Также производится анализ возможностей рынка (конкуренты, особенности спроса со стороны разных категорий потребителей, уровень цен, каналы движения продукции, регулирующие нормативы). При разработке данной части бизнес-плана организация должна, прежде всего, проявить реализм в оценке положения своих дел и возможностей на рынке [4, с. 297]. Важно объективно оценивать конкурентов. Даже немного недооценив конкурента, можно привести организацию к негативным последствиям. Совершив данную ошибку в оценке сильного конкурента, организации придется приспосабливаться к правилам, которые диктуются конкурентом на рынке. Окажутся несостоятельными расчеты на получение определенной массы прибыли, тем самым поставив предприятие в весьма сложную ситуацию.

Практическая часть плана заключает в себе различного рода сведения о способах реализации организацией намеченных целей. В данной части бизнес-плана составляется определенный набор разделов, посвященных различным аспектам деятельности организации по достижению стоящих перед ней задач [4, с. 300]. Выделяют следующие разделы в бизнес-плане: план производства; коммерческий; организационный; юридический; оценка риска и страхование; финансовый план [8, с. 24].

План производства. Данный раздел составляется организациями, которые собираются заняться производством. Информация должна ответить на вопросы о способности предприятия производить необходимое число продукции в установленные сроки и с требуемым качеством. Структура раздела включает в себя информацию о технологии производства, производственного кооперирования, контроле производственного процесса, системе охраны окружающей среды, производственной программе, мощностях (их развитие), потребности в долгосрочных активах и оборотных средствах, прогнозе затрат [1, с. 103].

Для непроизводственных организаций определение потребности в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноза затрат производится в разделе финансового плана.

Коммерческий план. Это план, посвященный взаимоотношениям организации с партнерами по приобретению товаров или сбыту собственной продукции [1, с. 106].

Организационный план посвящен информации о системе управления организацией и ее кадровой политике. Состоит из сведений об организационной структуре, основного управленческого персонала, профессиональных советниках и услугах, календарного плана, правого обеспечения деятельности организации [1, с. 107].

Юридический план заключает в себе сведения о порядке взаимодействия между учредителями сообразно выбранной организационно-правовой формы организации, между кредиторами и организацией, между инвесторами и организацией [1, с. 110].

Оценка рисков и страхование. Анализируются и оцениваются риски, потери от них и типы области риска. Приводятся организационные меры по профилактике и уменьшению рисков, описывается программа страхования рисков [1, с. 111].

Финансовый план. Обобщается вся предшествующая информация и показатели из разделов бизнес-плана, где они представляются в виде финансовых формулировок и стоимостных выражениях [3, с. 406].

Содержание бизнес-плана зависит от цели и экономической политики организации, от степени ее новизны и характера развития [8, с. 31]. Составляющие бизнес-плана:

  1. Титульный лист.

  2. Вводная часть: резюме, основное положение проекта плана.

  3. Оценка рыночной ситуации, анализ положения дел в отрасли.

  4. Существо проекта деятельности.

  5. План производства.

  6. План маркетинга.

  7. Организационный план.

  8. Юридическое обоснование проекта плана.

  9. Оценка риска и страхование.

  10. Финансовый план и стратегия финансирования [8, с. 32].

Каждый новый проект должен иметь свой бизнес-план, где ясно выстроена линия поведения организации, отмечены ее ориентиры на построение выбранной модели. В бизнес-план необходимо включать все технические и экономические сведения и показатели, характеристику связей с поставщиками и партнерами по бизнесу, указать расчеты по проектированию и строительству, показатели по производству новой продукции [6, с. 209]. Его можно использовать на предприятиях, уже участвующих в деятельности производства или предоставления услуг, для разработки новых направлений отрасли организации.

Необходимость бизнес-плана безусловна, так как он предусматривает поиск альтернативных рынков сбыта при спаде производства и потребления, что в итоге может привести к улучшению экономического состояния организации. Используется во всех видах деятельности и необходим как начинающему предпринимателю, так и крупной утвердившейся организации [12, с. 140]. Каждый руководитель сможет увидеть все затраты, способствующие проекту, при наличии бизнес-плана, в котором указана модель будущего предприятия. Бизнес-план позволяет отметить возможные проблемы при реализации выбранной стратегии, найти способы их решения.

Идеальным вариантом будет наличие двух бизнес-планов – долгосрочного, с описанием перспектив развития организации, и краткосрочного, описывающий цели и способы их достижения на настоящее время [8, с. 40]. Неотъемлемой частью бизнес-плана является понимание того, на какие доходы можно рассчитывать и видение рисков при реализации в жизнь проектов. Применение инноваций и наработанного опыта может способствовать созданию успешно реализуемой и приносящей прибыль структуры, со свежим взглядом на развитие, производство товаров, сбытовой политики и качество оказываемых организацией услуг.

Качественно составленный бизнес-план может обеспечить и поддержать производство, привести к максимально высоким показателям выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Стоит заметить, что и сам бизнес-план является товаром, который при продвижении его в сферу банков и инвестиций принесет своим разработчикам хорошие дивиденды [8, с. 43]. Бизнес-план обеспечивает выход на рынок новых товаров и услуг, содержит в себе обоснованность совершаемых действий, позволяет увеличить рост прибыли, создавать новые рабочие места. Стимулирует инвестиционную активность, благотворно действуя на экономику.

Литература

  1. Баринов, В. А Бизнес-планирование [Текст] / В. А. Баринов. – Москва : Инфра–М, 2009. – 256 с.

  2. Благодаров, К. В. Развитие системы стратегического планирования на промышленных предприятиях [Текст] / К. В. Благодаров // Вестник Волгоградского государственного университета: Экономика. Экология. – 2009. – № 2. – С. 142 – 146.

  3. Бланк, И. А. Управление финансовыми ресурсами [Текст] / И. А. Бланк. – Москва : Омега–Л, 2011. – 768 с.: ил. – (Серия «Библиотека финансового менеджера»). – ISBN 978-5-370-01821-3.

  4. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии [Текст] : учеб. пособие / М. И. Бухалков.– Москва : Инфра–М, 2011. – 411 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-003931-2.

  5. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Владимирова. – Москва : Дашков и К, 2009. – 396 с.

  6. Кобец, Е. А. Планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Кобец. – Таганрог : ТРТУ, 2009. – 462 с.

  7. Кривошей, В. А. Проблемы инвестиционной привлекательности [Текст] / В. А. Кривошей, Д. М. Козенков// РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. – № 3. – С. 366 – 372.

  8. Новиков, М. В. Разработка бизнес-плана проекта [Текст]: учеб. пособие / М. В. Новиков, Т. С. Бронникова. – Таганрог: ТРТУ, 2009. – 46 с.

  9. Петухова, С. В. Бизнес – планирование. Как обосновать и реализовать бизнес-проект [Текст] / С.В. Петухова. – Москва: Омега – Л, 2009. – 176 с.: ил. – (Серия «Организация и планирование бизнеса»). – ISBN 978-5-370-01146-7.

  10. Странцов, И. А. Влияние особенностей инвестора на содержание бизнес-плана инвестиционного проекта [Текст] / И. А. Странцов, А. С. Книга // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 3. – С. 141 – 143.

  11. Стрелкова, Н. Д. Бизнес-планирование [Текст] : учеб. пособие / Н. Д. Стрелкова. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). – ISBN 978-5-459-01065-7.

  12. Кузнецова, Е. Г. Бизнес-план: стратегия и тактика предприятия [Текст] / Е. Г. Кузнецова // Экономический журнал. – 2013. – № 2. – С. 136 – 147.

Просмотров работы: 2378