ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных экономических условиях деятельность предприятий существенно зависит от того, как точно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования. Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия [2, с. 260]. Прогнозы используются с целью предвидения возможных вариантов развития бизнеса, с их помощью предусматриваются события будущего, условия их возникновения. Различают три основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж.

Технологические прогнозы показывают степень развития научных процессов в сферах, которые влияют на производство. Научно-технический процесс (далее - НТП) - использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей [4, с.156]. Например, фирму, которая выпускает планшеты, заинтересовала идея увеличения объема памяти на этих устройствах, а для предприятия, основу производства которых составляют вредные, токсичные вещества, важна разработка технологий по очистке и утилизации отходов. Результатом развития НТП является появление новых товаров и услуг, которые составляют серьезную конкуренцию уже существующим предприятиям. Верный прогноз может сократить затраченные финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий, и в случае, когда научно-технические изменения не внесли изменения в производство продукции.

Экономический прогноз дает возможность предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. По итогом экономического прогноза принимаются такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.

Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на определенный период в будущем дает прогноз объема продаж, который является основой для планирования и проведения экономических расчетов. Уровень спроса зависит от ряда факторов, учет которых можно выявить с помощью данного способа. В качестве базы для прогноза выступают такие элементы, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамика политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.

Сравнение прогнозов осуществляется с помощью других методов прогнозирования. Экстрополяционные методы основываются на предположении, что будущие события определяются прошлыми. Например, анализ изменения объема продаж основывается на выделении трех составляющих: тренда; сезонных изменений; временных изменений. Тренд описывает общую тенденцию развития; сезонные колебания показывают колебание спроса от времени года; случайные изменения - изменения трудно определяемых случайных факторов. В условиях нестабильности и неопределенности внешних факторов методы этот метод не применяется.

Методы экспертных оценок основаны на статистике оценок, которые были получены с помощью опроса специалистов высокой категории в определенных областях. К данным способам относятся метод Дельфи, методы коллективной генерации идей, последовательного выбора, парных сравнений, балльной оценки, оценки вероятностей, ранжирования ряда, которые основываются на разработанных алгоритмах оценки субъективных мнений экспертов. Метод Дельфи – опрос членов группы экспертов и далее подробное их ознакомление с мнением коллег и тех, кто заинтересован в результатах исследования и достижения единой точки зрения. Метод коллективной генерации идей (метод мозговой атаки) основан на проведении дискуссии, в которой разрешено высказывать любые, самые нестандартные точки зрения, оригинальные идеи и предложения. После проведения опроса производится оценка его качества и обработка суждений экспертов [6, с.231].

Планирование - процесс принятия решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем. Эти решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением (перераспределением) ресурсов, определением стандартов, в соответствии с которыми предприятие должно действовать в предстоящий период. В более узком понятии, под планированием понимается составление специальных документов-планов, в которых отражаются прогнозы развития предприятия; промежуточные и конечные цели, задачи предприятия и его отдельных подразделений; механизмы распределения ресурсов и координации деятельности предприятия [5, с.304]. Планирование основывается на главных принципах: непрерывности; гибкости; эластичности; координации и интеграции, полноты и ясности, детализации, экономичности и др. Принцип непрерывности заключается в том, что планы разрабатываются с учетом перспектив развития предприятия и являлись основой для составления планов в будущем, но кроме того, необходимо учитывать и предшествующие планы, результаты их выполнения. Принцип гибкости подразумевает возможность постоянного внесения корректив в принятые ранее решения или их пересмотра, в соответствии с изменяющимися обстоятельствами [1, c. 336].

Принцип эластичности планирования основывается на внедрении плановых резервов, ориентации внимания эластичность альтернатив; проектирование эвентуального планирования для различных ситуаций и распределений данных, учет отклонений и использование отсрочки запланированных решений, если это необходимо. Принципы координации и интеграции заключается в соблюдении единства и взаимосвязи всех частей предприятия. Координация плановой деятельности осуществляется между подразделениями одного уровня, а интеграция между вышестоящими и нижестоящими уровнями. Принципы полноты и ясности планирования говорит о том, что цели и задачи должны иметь простые и легкие при воспроизведении формулировки, а события и ситуации, которые имеют значение для принятия решения должны включаться в процесс планирования [3, с. 83]. Соблюдение этих принципов ведет к расширенному общему плану, основанному на частных меньших по объему планах. Принцип детализации планирования состоит в определении достаточно подробно планируемых величин, причем глубина планирования должна ориентироваться на его цель. Принцип экономичности заключается в том, чтобы затраты на составление плана не превышали достигаемого эффекта от его выполнения. Важным принципом планирования является участие максимального количества сотрудников предприятия в работе над составлением плана. Люди охотнее и скорее выполняют те задачи, которые сами себе поставили. Следующим принципом планирования является создание необходимых условий для выполнения плана.

Все вышеназванные принципы планирования определяют качественную составляющую. Реализовать их можно с помощью определенных методов: балансовые, нормативные и математико-статистические. Балансовые позволяют объединить ресурсы предприятия и потребности в них в рамках планового периода. Баланс – бюджетная таблица, в которой отражаются источники ресурсов и их распределение. Существуют три вида балансов ресурсов: материально-вещественные, стоимостные и трудовые. Примерами стоимостных балансов могут быть бухгалтерский, финансовый план, денежные доходы и расходы предприятия. К трудовым - баланс рабочего времени. Данные исследования позволяют контролировать их движение, осуществлять их распределение с целью выполнения производственных планов, создавать необходимые запасы, реализовывать программы развития предприятия. Нормативный метод планирования основывается на нормах затрат различных видов ресурсов на единицу продукции. Это база для разработки плановых заданий на определенный период, разработки балансов. Выделяются натуральные, стоимостные и временные нормативы. Первые отражают расход материальных ресурсов для производства единицы продукции. Стоимостные - затраты ресурсов в денежной форме. Нормы времени временные затраты на выполнение определенных операций, работ, изделий.

Нормирование ресурсов осуществляется следующими способами: отчетно-статистическим, опытно-производственным и аналитико-расчетным. При отчетно-статистическом способе объем выпускаемой продукции сопоставляется с затратами ресурсов и определяется расход ресурсов на единицу изделия. Недостатком этого способа является то, что полученные нормы оказываются усредненными, не отражающие реальные возможности производства. Опытно-производственный способ определения норм основывается на испытании оборудования, фото- и хронометража, оценке и обобщении полученных данных. Этот способ более точно позволяет определять нормы и нормативы. Аналитико-расчетный способ нормирования исходит из конструктивных возможностей оборудования, психико-физиологических особенностей человеческого организма, анализа качественных показателей используемого сырья и материалов. Математико-статистические методы планирования позволяют проводить оптимизационные расчеты с помощью построения разных моделей. Статистические методы широко применяются при разработке финансового плана, например, для разработки будущих доходов, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках определяют финансовые расчеты.

Методы линейного программирования позволяют определить оптимальные величины ряда переменных на основе решения системы уравнений и неравенств. Их применяют с целью определения оптимизации расходования тех или иных ресурсов. Примером может служить определение наилучшей технологии, применение которой позволяет получить необходимый объем продукции при минимальном расходе материальных ресурсов или определение максимальной загрузки оборудования, выполняющего несколько видов работ и получение максимальной выработки.

Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно-досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т. д. Планы могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности - в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы комплексный план или программа.[3,c.54]. В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.

В зависимости от степени директивности различаются планы прогнозные, рекомендательные и директивные. В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения. В данной форме планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры. Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер. Это означает, что фирма в своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Так обычно планируются объемы культурно - досуговой деятельности. Прогнозные планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы, сети или фирмы. Они являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера [4, с.51].

В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на перспективные и текущие. Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (планы развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы). В таких планах указываются обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период. Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 5 лет и отличается обычно большей детализацией. К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до 1 года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы [6, с. 92]. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных, месячных (календарных) и других оперативных планах работы.

Литература

  1. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – с. 336

  2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – с. 260

  3. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики / Г.А. Кандауровой. Мн.: УП «Экоперспектива», 2013. – с. 54,83

  4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Владимирова Л.П. - М.: НИЦ ИНФА, 2011 г. – с. 51,156

  5. Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики / Г.А. Парсаданов, В.В. Егоров. - М.: Высш. шк., 2012. – с. 304

  6. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ПРИОР, 2010. – с. 92,231

Просмотров работы: 2614