МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Г. ВОРОНЕЖА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Г. ВОРОНЕЖА

Жидко А.О. 1, Жидко Е.А. 1
1Воронежский ГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нельзя не признать, что за последние 100 лет развитие техногенных процессов привело к созданию новой видоизмененной окружающей среды (ОС). И большинство цивилизованных стран уже давно озабочено проблемой устойчивого развития этой новой среды - устойчивым развитием городов. Но, к сожалению, в России не уделяется должного внимания проблемам экологической безопасности нашей среды обитания. Город Воронеж не является исключением.

Загрязнение атмосферного воздуха является самой серьезной экологической проблемой современного города, оно наносит значительный ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе (зданиям, объектам, сооружениям, промышленному и транспортному оборудованию, коммуникациям, промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам) и зеленым насаждениям.

На территории г. Воронежа осуществляют производственно-хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, большое количество промышленных, строительных, сельскохозяйственных, транспортных и других предприятий, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей природной среды. В регионе ведется крупномасштабное строительство, также негативно влияющее на окружающую среду [1,2]. А выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы, производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в ОС более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Среди них следует выделить соединения тяжелых металлов и некоторые углеводороды, особенно бензапирен, обладающий выраженным канцерогенным эффектом [2].

По большинству загрязняющих агентов, а их в городе насчитывается сотни, можно с уверенностью сказать, что они, как правило, превышают предельно допустимые концентрации [1, 3]. Более того, поскольку в городе наблюдается одновременное воздействие множества загрязняющих факторов, их совместное действие может оказаться еще более значительным (рис.1). Например, в Воронеже (в черте города) начались работы по расширению военного аэродрома “Балтимор” и созданию на его основе крупнейшей в России авиационной базы. Авиабаза – это не только взлётно-посадочные полосы. Это ещё и огромные склады боеприпасов и ГСМ. Сейчас в воздухе находятся 3 – 4 самолёта. А после расширения будут летать одновременно 10 машин. Если на аэродроме будут базироваться 200 самолётов, то полёты будут проводиться 200 дней в году в две смены по пять часов днём и ночью. Уровень шума в микрорайоне Тепличный и в районе БСМП, по данным Роспотребнадзора, превышает предельно допустимый.

Будет огромная насыщенность радиолокационными системами. А это всё сотни киловатт, которые будут “греть” воздух. Причём не самые благоприятные для здоровья частоты. Ещё один момент: когда самолёт при взлёте набирает высоту 300 метров, из его двигателя, как при перегазовке у автомобиля, вылетает большое облако несгоревшего топлива. Естественно, все это оказывается во вдыхаемом воздухе, почве, воде и соответственно в нашем организме.

рисунок.1. Причины загрязнения воздушной среды г. Воронежа

От Воронежа к аэродрому идёт железная дорога, по которой на регулярной основе завозится авиационное топливо, страшное токсиновое вещество – несимметричный диметилгидразин (НДМГ, гептил, 1,1-диметилгидразин). Гептил –это высокотоксичное вещество 1-го класса опасности. Всемирной организацией здравоохранения НДМГ внесен в список особо опасных химических соединений. Гептил оказывает на организм человека общетоксическое и кожнораздражающее действие. Он может поступать в организм через органы дыхания, кожный покров, желудочно-кишечный тракт. В организме гептил распределяется равномерно, поражая печень, центральную нервную, сердечно-сосудистую и кроветворную системы. Он опасен для здоровья в первую очередь тем, что “встраивается” в обмен веществ в организме человека, оказывая негативное влияние изнутри.

Проанализировав современное состояние ОС по г. Воронежу, можно отметить, что назрела необходимость введения срочных мер, способствующих изменению экологического состояния. В стратегию перспективного развития г. Воронежа могут быть положены две приоритетные цели (рис. 2):

• охрана и поддержание на оптимальном уровне природно-ресурсного потенциала и в том числе требуемого качества окружающей среды;

• формирование высокоэффективной структуры хозяйства, отвечающей требованиям рационального природопользования, нуждам экономики страны.

Рисунок . 2. Стратегия перспективного развития

Реализация вышеотмеченных целей зависит, прежде всего, от системы управления, которая будет способствовать соблюдению экологических норм и требований в хозяйственной деятельности, что в перспективе обеспечит условия устойчивого развития предприятия, региона, народного хозяйства и т.д.

На основе проведенного анализа и выявленных недостатков, по мнению автора, целесообразно совершенствовать систему управления путем объединения органов государственной власти и местного самоуправления, активного участия хозяйственных, в том числе коммерческих и финансовых структур при координирующей роли специального межрегионального органа

Таким образом, будет создана постоянно действующая система управления на основе взаимосвязанных моделей, обеспечивающих решение широкого круга задач по улучшению экологической обстановки.

Список литературы

1. Анализ состояния атмосферного воздуха г.Воронежа / Материалы ІІІ Межрегиональной научно-практической конференции «Город и экология», Воронеж, 2008г. ООО «Кривичи» -с. 33-37

2. Анализ выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортного комплекса / Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции, 28 мая 2009 года - «Экологические аспекты региона». – Воронеж, 2009. – с.230-233

3. Жидко Е.А. Обеспечение экологической устойчивости промышленного предприятия / Материалы VІ Межрегиональной научно-практической конференции, 20 мая 2010 года - «Проблемы и перспективы экологической безопасности». – Воронеж, Издательско-полиграфический центр ВГУ», 2010. – с.79-81

Просмотров работы: 774