ЭКОЛОГИЧЕКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКОЛОГИЧЕКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Челноков М.А. 1, Жидко Е.А. 1
1Воронежский ГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из наиболее острых международных проблем является проблема улучшения окружающей человека природной среды. Научно-технический прогресс привел не только к появлению новых эффективных технологий, но и к увеличению техногенного давления на природу, а также к расходованию до опасной черты невозобновляемых природных ресурсов. Так, ежегодные выбросы пыли и химических соединений в воздух измеряются сотнями миллионов тонн, а изъятие минеральных ресурсов планеты – десятками миллиардов тонн. Особенно интенсивно загрязняются городские и пригородные территории, промышленные зоны [1].

Современные экологические проблемы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на экологическую среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри социально экологической системы, но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения экологически чистого мира. Поскольку процесс преобразования геобиосферы с неизбежностью продолжается, а вместе с экологическими проблемами происходят изменения, затрагивающие не только один или несколько видов живого, отдельные пейзажи, но и приводят к глобальным экологическим проблемам, меняющие экологический статус природных регионов в целом, постольку существенно меняется эстетический облик планеты. Экологические проблемы, наносимые человеком эстетически ценной природной среде, обусловлены проблемой развития новых видов производственных процессов и активным экологически не спрогнозированным применением техники [1,2].

Сегодня общепризнанно, что стратегия развития XXI в. определяет необходимость выработки экологического мышления, формирования экологической культуры, включающей систему знаний и умений и экологически оправданное поведение в процессе профессиональной деятельности.

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Достижение цели экологического образования затруднено кризисным явлением во всех сферах жизни нашего общества. Экологический кризис является по сути кризисом культуры. Экологическая ответственность проявляется в:

- ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности,

- ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность.

Современный период развития России показывает, что существует громадный разрыв между фундаментальным знанием и экологически целесообразной производственной деятельностью людей. Причины этого заключаются в несформированности экологического сознания личности, экологической безграмотности разных поколений, отсутствии норм и ценностей экологической культуры. Картина мира, возникшая в контексте глобальных экологических проблем, связанных с нерациональным обменом веществ и энергии между человеком и природой, привела к существенным изменениям в образовательных системах [3].

Экологизация системы образования - проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру других дисциплин, нацеливающее человека на изменение его отношения к окружающей среде, формирование мышления, основанного не на силовых решениях и конфронтациях, а на диалоговых формах общения разных народов, взаимодействии природной и культурной среды. Однако зачастую знаний, полученных в рамках вузовской подготовки, недостаточно для решения специалистами конкретных производственных задач. Известно, что более 80% аварий и происшествий, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, происходит из-за слабой подготовки специалистов различного уровня. Пробелы в экологическом образовании приводят к экономическим потерям на предприятиях (выплата ущерба от загрязнения окружающей среды, штрафы за нарушение природоохранного законодательства и др.), негативно сказываются на имидже предприятий, препятствуют их выходу на внешний рынок [1,2]. Российским законодательством предусмотрено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. При этом объемы подготовки управленческих и производственных кадров в стране остаются низкими, пробелы в базовом образовании в основном решаются специалистами за счет прохождения курсов повышения квалификации [3].

Проблемы экологического образования обсуждались неоднократно как ключевые, без решения которой из экологического кризиса не выйти. К сожалению, пока не даны четкие ответы на три главных вопроса: кого учить, чему учить, как учить. Может быть, именно из-за отсутствия ясности и приоритетов в решении этих узловых вопросов г. Воронеж явно отстает от мирового экологического сообщества в решении глобальных и региональных экологических проблем, а один из ведущих американских промышленных экологов Карл Адамс заметил: "У вас не столько зона экологического бедствия, сколько зона дремучего экологического невежества".

Итак, кого и когда учить? На наш взгляд, произошло смещение понятий экологического воспитания, просвещения, информирования и образования. Экологическим воспитанием нужно заниматься начиная с дошкольных учреждениях и школе, преимущественно в младших классах. Потом воспитывать поздно, надо уже перевоспитывать. Просвещать надо более взрослых людей и не только в школах, техникумах и вузах, но и средствами массовой информации, которые пока сосредоточили свое внимание именно на повышении информированности населения, нагнетая экологический ужас на обывателя. Сложнее всего обстоит дело с экологическим образованием, особенно, с профессиональной подготовкой. По количеству экологов и причисляющих себя к таковым мы давно уже обошли все наиболее развитые страны мира, а над сарказмом г-на Адамса стоит призадуматься. Дело в том, что мы сосредоточили усилия на подготовке специалистов в области анализа последствий техногенного воздействия, а не по выявлению и устранению причин. Ведь сегодня большинство постов в экологических службах предприятий, инспекциях, муниципальных органах и т.п. занимают биологи, врачи, ихтиологи, ботаники, географы, экономисты и др. Это грамотные уважаемые специалисты, но могут ли они принять обоснованные решения не только по наказанию виновных и взиманию штрафов и платежей (хотя это тоже, конечно, и важно и нужно), но и по решению конкретных задач экологизации установки, предприятия, региона, отрасли, наконец, страны? Владеют ли они системным анализом, на котором основывается вся стратегия и тактика экологизации производства? К сожалению, нет, т.к. этим вопросам пока не уделяют внимания при подготовке специалистов в отраслевых вузах и университетах, да и в системе экологического образования. У нас вообще не готовятся специалисты в области экологического менеджмента. А, по мнению известного голландского эколога Карла Вагенаара успех в реализации экологического проекта лишь на 2О% определяется техникой и на 8О% - экологическим менеджментом [2]. Итак, на вопрос "чему учить?" следует ответить - теории и практике экологизации производства и экологическому менеджменту [4].

И, наконец,"как и где учить?". По-видимому, целесообразно организовать профессиональную подготовку как в вузах, где по отраслевому принципу нужно начать подготовку, по крайней мере, по трем специальностям - "экологический менеджмент", "экологическая техника", "техника чистых производств". Причем, специалисты по экологической технике должны владеть не только техникой очистки, утилизации, рекуперации и т.п., но и методами экологизации непосредственно промышленных технологических установок. Параллельно следует создать систему переподготовки инженерных кадров в этих направлениях при вузах и в отдельных центрах, которые могут быть объединены в единую сеть. Подобная сеть, например, создана в США при университетах.

В эпоху экономического и экологического кризиса практически всем странам СНГ необходимы специалисты новой формации, способные творчески работать в условиях нестабильного производства, искать и находить нестандартные решения, готовые к контактам со специалистами совершенно другого мира. Нужны инженеры-предприниматели, которые не растеряются в условиях работы на экологическом рынке. Нужны специалисты в области экологического менеджмента и маркетинга, новых областях экологической техники. Прежде всего, это специалисты в области "чистых технологий" и оборудования для их реализации, специальной экологической техники, биотехники и технологии, в области техники глубокой очистки веществ, гибкой адаптивной экологической, химической и химико-фармацевтической техники и др.

Список литературы

  1. Жидко Е.А. Обеспечение экологической устойчивости промышленного предприятия/ Материалы VІ Межрегиональной научно-практической конференции, 20 мая 2010 года - «Проблемы и перспективы экологической безопасности». – Воронеж, Издательско-полиграфический центр ВГУ», 2010. – с.79-81

  2. Жидко Е.А. Экологическое образование одно из условий функционирования системы экологического менеджмента на предприятии/ Сборник статей по материалам региональной научно-методической конференции. Современная система непрерывного образования Воронеж, ВГАСУ 2009, с.63-65.

  3. Жидко Е.А. Профессиональное экологическое образование: его настоящее и будущее/ Сборник статей по материалам региональной научно-методической конференции. Современная система непрерывного образования Воронеж, ВГАСУ 2010, с..

4. Жидко Е.А., Кирьянов К.А. Некоторые проблемы экологического образования в технических вузах/ Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы воспитания в образовательном процессе современного ВУЗа», Воронеж, ВГУ, 2011. С. 82-86.

Просмотров работы: 820