УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКОЙ ОТ ТБО Г. ВОРОНЕЖА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКОЙ ОТ ТБО Г. ВОРОНЕЖА

Кириллова Е.В. 1, Манохин В.Я. 1
1Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема обращения с ТБО является актуальной не только для мирового сообщества, но и для России не смотря то, что острота ее завуалирована тем, что в отличии от Европейских стран Россия имеет значительные площади для захоронения отходов.

Образование отходов в экономике России составляет 3,4 млрд. т. в год, в том числе 40 млн.т. в год ТБО и 30 млн.т. год осадков очистных сооружений, при этом только приблизительно 3,5 % ТБО перерабатывается.

Одной из причин низкого уровня использования отходов является незначительная рентабельность процесса сбора и существующих технологий переработки. Отсутствует также государственное урегулирование в системе обращения с отходами, нет эффективных экономических условий, не индексируется плата за размещение отходов, не налажен механизм привлечения инвестиций в создании производств по переработке отходов, не эффективно внедряется передовой опыт в обращении с отходами, отсутствует эффективный механизм управления в этой области.

На полигоны России свозится 98% ТБО. В Европейских странах внедрена сортировка отходов на мусороперерабатывающих заводах с коэффициентом извлечения полезного сырья до 17%. Нельзя сказать, что наша Воронежская администрация устранилась от этой проблемы. Подготовлен и утвержден третий вариант генсхемы очистки городских ТБО, ранее состоялся конкурс проектов МПЗ, сдан в эксплуатацию новый полигон, начал функционировать второй полигон (Поэтро-Полигон) в Новоусманском районе, к этой работе подключается фирма Каскад, но проблемы остаются. Нет мусоросортировки, нет извлечения полезного сырья, Поэтро - Полигон до конца не оборудован.

Специальное социально-экономическое исследование проблемы «социального дна» в России, проведенное ИСЭПН РАН в 2004 году в шести крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Воронеже, Екатеринбурге, позволяет выделить четыре группы людей, составляющих «социальное дно»: 1. Нищие, открыто просящие подаяние (3,4 млн. человек); 2. «бомжи», лишившиеся своего жилья, как известно, прежде всего вследствие возникновения рынка жилья (3,3 млн.); 3. Беспризорные дети, которые потеряли родителей, либо убежали из дома (2,8 млн.); 4. Уличные проститутки (включая детей), ведущие асоциальный образ жизни (1,3 млн.). Среди обитателей «социального дна» две трети – мужчины и одна треть – женщины. «Дно» в России молодо: средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам, у беспризорников он равен 13 годам, у проституток – 28. Минимальный возраст нищих – 12 лет, а проституток – 14 лет; беспризорничать же начинают уже с 6 лет. Большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% нищих, бомжей и проституток – даже высшее.

По данным [1,2,3] при не значительном росте численности населения МО г. Воронеж имеет место значительное увеличение объемов захоронения ТБО рис. 1, рис 2.

Анализ динамики изменения численности населения городского округа город Воронеж (рис.1) показывает, что начиная с 2001 года, численность населения уменьшается, и за последние пять лет находится на уровне чуть более 920 тыс. человек. Таким образом, естественная убыль населения превышает рождаемость.

Рис. 1. Динамика изменения численности населения городского округа город Воронеж

Учитывая тенденции ежегодного увеличения норм накопления ТБО в среднем на 2,65%, можно предположить, что к 2020 г. объем отходов, вывозимых на полигоны ТБО, составит 3 млн. м3 в год (рис.2).

В период с 2010 по 2020 год из Воронежа предстоит вывезти и обезвредить 27700 тыс. м3 твердых бытовых отходов, в том числе 2500 тыс. м3 крупногабаритных отходов.

Рис.2. Количество отходов, вывозимых на полигоны ТБО

По данным ЗАО «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова» в России имеет место тенденции ежегодного увеличения норма накопления ТБО в среднем на 2,65%, однако фактические данные показывают превышения этих норм. В значительной степени это связано с ростом объема упаковки товаров. В настоящее время существует представленные ниже схемы управления отходами (рис.3).

Плата за размещения отходов существенным образом зависит от затрат на транспортировку ТБО.

Тарифы на вывоз ТБО устанавливаются в зависимости от расстояния до места их обезвреживания на 1 куб. м бытовых отходов.

В качестве исходной базы для определения тарифов принимаются нормативные себестоимость работ и прибыль, Нормативная себестоимость считается отдельно по следующим операциям:

- сбор и выгрузка бытовых отходов;

- транспортировка бытовых отходов до мест обезвреживания;

- заезды в домовладения при сборе бытовых отходов;

- нулевые пробеги.

Расчет себестоимости сбора, транспортировки и выгрузки отходов был выполнен в соответствии с «Методикой расчета тарифов на вывоз твердых бытовых отходов из домовладений города», утвержденной Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова и «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», (Руководящий документ Р 3112194-0366-03).

Договоры на

вывоз отходов

Договоры на

вывоз отходов

Рис.3. Схема современного управления санитарной очисткой от ТБО г. Воронежа

В данной работе для расчета был проанализированы следующие транспортные средства:

• Бункеровоз на шасси ЗИЛ 433362; . КО 440 ЗИЛ 433362 . КО-413 ЗИЛ 431412 . КО-415 КАМАЗ 53253

• КО429-05 МАЗ 5337 . КО-449-31 МАЗ-5337

В себестоимость сбора – выгрузки также включается стоимость приема бытовых отходов в местах их обезвреживания.

По статье «Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих» учитывается заработная плата водителей и грузчиков за сбор и выгрузку бытовых отходов с отчислениями на социальное страхование. Затраты по этой статье на один рейс определяются по формуле (9.1):

ЗПр = ЗПчас х Тпв, (1) |

где: ЗПр - заработная плата производственных рабочих за сбор - выгрузку отходов за рейс;

ЗПчас - часовой фонд основной и дополнительной заработной платы с начислениями;

Тпв - время погрузки И выгрузки отходов. Заработная плата основных рабочих:

ЗПр = 74,95 х 3,00 = 224,85 р. Заработная плата вспомогательных рабочих:

ЗПр = 52,78x3,00 = 158,34 р.

По статье «Амортизация» расходы на сбор и выгрузку бытовых отходов в расчете на один рейс определяются исходя из балансовой стоимости машин и оборудования, действующих норм амортизационных отчислений, годового баланса рабочего времени и нормативного времени на сбор и выгрузку отходов в течение одного рейса:

Ар=Б∙НаТгод∙Тпв (2)

где: Ар - амортизация за время сбора - выгрузки за один рейс; Б - балансовая стоимость спецмашины;

На - норма амортизационных отчислений;

Тгод - годовой баланс рабочего времени;

Тпв - время погрузки и выгрузки отходов.

Расходы по статье «Горюче-смазочные материалы» на сбор и выгрузку отходов за один рейс включают в себя расходы на топливо и смазочные материалы на погрузку и выгрузку одной машины и расходы на внутригаражные нужды. Расход топлива на внутригаражные нужды определяется в процентах от расхода топлива. Нормы расхода смазочных материалов установлены в литрах (килограммах) на 100 л жидкого топлива.

С учетом этого стоимость смазочных материалов на сбор - выгрузку отходов определяется исходя из норм расхода топлива на сбор и выгрузку на один рейс и действующих цен за 1 (1 кг) смазочных материалов:

Стр = Ртр · Цт, (9.3)

Ссмр = Рсмр · Цсм, (9.4)

где: Стр , Ссмр - стоимость топлива, смазочных материалов на сбор – выгрузку отходов за один рейс;

Ртр , Рсмр - расход топлива, смазочных материалов на сбор - выгрузку отходов за один рейс;

Цт, Цсм - цена 1 л (1 кг) топлива, смазочных материалов.

Накладные расходы определяются в процентах к основной заработной плате производственных рабочих - 60%.

Суммарная нормативная себестоимость сбора отходов за один рейс пересчитывается на принятую единицу измерения – 1 куб.м отходов:

Спв1куб.м=ЗПр+Ар+Стр+Ссмр+НРрОр (3)

где: Спв 1 куб. м - стоимость погрузки и выгрузки 1 куб. м отходов;

ЗПр - заработная плата производственных рабочих на сбор - выгрузку отходов за один рейс;

Ар - амортизация за время сбора - выгрузки за один рейс;

Стр , Ссмр - стоимость топлива, смазочных материалов на сбор - выгрузку

отходов за один рейс;

НРр - накладные расходы на сбор - выгрузку на один рейс (60%);

Ор - объем вывоза отходов одной спецмашиной за один рейс.

Кроме того необходим учет нормативных транспортных расходов с учетом затрат на нулевые пробеги, затрат заездов в домовладение при сбросе отходов и стоимости сырья.

Расчет себестоимости транспортных операций производится в расчете на 1 км пробега по следующим статьям затрат:

- основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с начислениями;

- амортизация;

- горюче - смазочные материалы;

- техническое обслуживание и ремонт (80% ОЗП);

- накладные расходы (60% ОЗП).

Стоимость вывоза мусора из г. Воронежа в год составит в 2011 г.:

3 000 000 · 73,58 = 220 740 000 р. (без НДС)

3 000 000 · 86,82 = 260 460 000 р. (без НДС)

Исследования проблемы управления отходами в Российской Федерации и за рубежом свидетельствуют о необходимости усиления государственного регулирования в области сбора, переработки и хозяйственного использования отходов вРоссиис учетом рыночной направленности проводимых Правительством Российской Федерации реформ хозяйственного механизма, положений концепции устойчивого развития.

Образование отходов в экономике России составляет 3,4 млрд тонн в год, в том числе 2,6 млрд тонн/год - промышленные отходы, 700 млн тонн/год — жидкие отходы птицеводства и животноводства, 35—40 млн тонн/год — ТБО, 30 млн т /год - осадки очистных сооружений. Средний уровень их использования составляет около 26 %, в том числе промотходы перерабатываются на 35 %, ТБО - на 3-4 %, остальные отходы практически не перерабатываются.

В результате низкого уровня использования продолжается накопление отходов в окружающей природной среде. Согласно оценкам НИЦПУРО, объемы накопления неиспользуемых отходов достигли 80—90 млрд тонн.

В итоге воздействие мест накопления и захоронения отходов на окружающую среду часто превышает установленные ПДК. Имеется немало примеров, когда такое превышение составляет десятки и сотни раз.

Список используемой литературы

1.Манохин В.Я. Пути решения проблемы обращения с ТБО / В.Я. Манохин, М.В. Манохин, И.А. Иванова // актуальные вопросы по экологии: материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции. - Воронеж, 2012. – С.191-194.

2.Манохин В.Я. Основные проблемы ТБО городского округа г.Воронеж / И.А. Иванова, В.Я. Манохин, А.Н. Шестаков // Экологи и рациональное природопользование. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции – Воронеж, 2011. – С.76-84.

Просмотров работы: 1238