КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Клепалова Е.Э. 1
1ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из значимых особенностей современного общества, является его стремительное развитие, которое охватывает все сферы человеческой жизни - здравоохранение, экономику и социальную сферу. Особую значимость имеет модернизация образования: переход на новые стандарты, вступление в действие Федерального закона «Об образовании в РФ», пересмотр требований к уровню профессиональной кваллификации педагогических кадров, через введение профессионального стандарта педагога. Все это существенно изменяет систему образования, возрастают требования к уровню профессиональных компетеций педагогических кадров. Овладев определенными компетенциями вчера, не совершенствуя и не развивая их сегодня, уже не возможно соответствовать требованиям и условиям современного социума. Сегодня для успешной профессиональной социализации, не достаточно использовать имеющие компетенции в какой-либо области, важно совершенствовать навыки и быстро осваивать новые, по мере необходимости.

Государству необходимы высокомотивированные, целеустремленные специалисты, имеющие общие цели, принципы, ценности, которые позволят развивать систему образования и внедрять инновации. Повышение уровня профессиональной социализации молодых педагогов, становится значимой задачей в образовании.

Исследование подходов к изучению профессиональной социализации представлено в трудах Э.Ф. Зеера, А.Г. Пашкова, В.А. Сластенина. Ученые рассматривают особенности профессиональной социализации в том, что в ее процессе индивид приобщается к определенной профессиональной роли и становится носителем связанного с этой ролью социального статуса.

Профессиональная социализация описывается как двусторонний процесс, предполагающий взаимную активность профессиональной среды и личности специалиста. Л.М. Митина, понимает под профессиональной социализацией, процесс вхождения личности в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества. С другой стороны, процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как простое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие [1].

Появившаяся потребность саморазвития в процессе профессиональной социализации, предполагающая развитие своих способностей и талантов, презывает к совершенствованию инструментов саморазвития личности, являющихся частью системы образования. Одним из средств образования, способствующим саморазвитию в процессе профессиональной социализации является коучинг, который берет свое начало из бизнес-образования и активно проникает сегодня в систему образования.

Что же такое коучинг? Рассмотрим несколько определений У. Голви, идеолог и создатель понятия коучинга, назвал понятие коучинга как «раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться» [2. с.17].

Коучинг – процесс, помогающий взглянуть человеку на развите его личнсти, на конкретный этап развития личности, то есть открыть глаза на многие полезные для него вещи.

Коучинг – процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

Официальное определение Международной Федерации Коучинга дает следующее определение «профессионального коучинга» как непрерывного сотрудничества, которое помогает клиентам добиваться реальных результатлов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой коэфициэнт полезного действия и повышают качество жизни.

В настоящее время коучинг как эффективная психологическая технология повышения личностной результативности наиболее широко используется в бизнесобразовании и сфере управления человеческими ресурсами.

Необходимо сказать, что коучинг – процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Технология добровольного партнерского взаимодействия с коучем, где «коуч» - это специалиста, «коучинг» – процесс коуч-консультирования, «коучируемый» – клиента, в роли которого может выступать как отдельный педагог, так и в сцелом педагогический коллектив. Коучинг проводится в форме систематических встреч-сессий. Целью сессии является повышение осознанности, выявление целей, повышение компетентности и достижение благополучия клиента. Коуч не имеет надклиентом полномочий, не несет ответственности за его действия, а клиент коучу не подотчетен. Коуч не работает с проблемами клиента и его прошлым и не занимается развитием личности вообще или улучшением эффективности в целом. Область коуча – это конкретная профессиональная цель в будущем, и действия шаги для ее достижения сейчас.

От коучинг-сессии педагог, прежде всего получает осознание своего потенциала, какие образом его возможно реалмизовать, мобилизировать внутренние ресурсы, и как следствие всего этого повышение качества профессиональной деятельности, выражающееся в достижение конкретных результатов.

Мерелин Аткинсон, Доктор психологии, Президент Международного Эриксоновского Университета Коучинга считает, что коучинг – это очень мощный инструмент дополнительного обучения. Инструмент, помогающий развивать способность следовать своей воле и своему выбору в этом мире. В процессе коуч-сессии человек получает доступ к гораздо большей информации, чем обычно, начиная осозновать свои ценности, цели и понимать, какие практические навыки необходимы для их осуществления.

Для реализации технологии коучинга в процессе профессиональной социализации педагогов, необходимо знать и использовать основные принципы технологии, авторы Д. Уитмор и последователь У. Гоулви:

  1. Обратившийся к коучу за помощью, в полном порядке и здоров.

  2. Каждый человек , в данный момент времени, делает все на что он способен. Для этого он использует только, те знания, которые ему известны на данный момент. Задача коуча, помочь клиенту увитедь другие возможности.

  3. Потенциал каждого человека безграничен. Задача коуча раскрыть этот потенциал.

  4. Клиент знает о своей ситуации или проблеме в которой он оказался намного больше чем коуч. Ни один коучь не может помочь клиенту решить пробему или найти выход, сделать это стожет только сам клиент. Коуч не дает советов, его задача, помочь клиенту задействовать все его ресурсы.

Основываясь на ссвоей позиции, полного принятия личности, коуч сопровождает клиента, акцентируя внимание на его достижения и новый опыт. «Коучинг – это комбинация общения и поддержки, которые должны укорениться в нашем культурном слое настолько, чтобы взаимоотношения на всех уровнях могли осуществляться в парадигме коучинга как нового и эффективного выявления лучшего в людях и нахождения решений сложных проблем» [2. с.229].

Подводя итоги вышесказанного необходимо отметить, что коучинг – это эффективная психологическая и педагогическая технология, способствующая личностному развитию. Коучинг можно использовать в качестве самостоятельного средства для профессиональной социализации педагогов, и повышения компетенций и достижения качественных результатов своей деятельности.

Литература

  1. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности : учебное пособие / Л.М. Митина. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. – 400 с.

  2. Перцев А.В., Карнаух И.И. Коучинг. Успех после успеха. М.: Феникс, 2011

  3. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. – М.: Международная академия корпор тивного управления и бизнеса. – 2010. – 168 с.

  4. Стандарты Международной федерации коучей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.erickson.ru/icf. htm

4

Просмотров работы: 998