Но проходя данную ступень, дети сталкиваются и с множеством проблем. Не всегда удается достигнуть понимания со сверстниками. Не всем ученикам преподаватели могут уделить должное внимание и помочь в трудную минуту. С подобным сталкивался каждый.
Дети с ограниченными возможностями здоровья также проходят данный этап социализации. Если такой ребенок учится в массовой школе, в связи с ограничениями, находить общий язык с другими детьми ему будет намного сложнее, преподаватели могут относиться к нему предвзято и не ждать каких-либо успехов, в силу его дефекта.
Чтобы успешно пройти эту ступень жизни, детям с ограниченными возможностями необходима помощь. Данную помощь им должны предоставлять преподаватели и различные специалисты.
Преподаватели должны направлять в учебной деятельности и помогать с непонятными моментами. Психологи – помогать преодолеть коммуникативные неудачи со сверстниками и, если это необходимо, находить общий язык с преподавателем.
Но в данном вопросе также кроется множество проблем.
Педагоги – это проводники детей в школе, помощники, которые смогут подтолкнуть в нужном направлении, советники и так далее. Возможно, так бы оно и было, если бы в классах обучалось максимум 15 человек, но из-за перегруженности школ, преподавателю приходится справляться одновременно с 30 учащимися. Уследить за каждым очень тяжело, что уж говорить об индивидуальной помощи. Преподаватель не в силах уделять должное внимание каждому, не может вовремя заметить какие сложности возникают у ученика при изучении того или иного предмета.
В таких случаях, чтобы контролировать поведение всего класса, преподаватель в руководстве, воспитании и обучении использует стиль педагогического взаимодействия – общение-дистанция [1; с.65]. При этом взаимоотношения с учащимися могут быть доброжелательными, но преподаватель организует деятельность ближе к авторитарному стилю. Это не способствует тому, чтобы дети сами захотели обратиться со своими проблемами. А дети с ограниченными возможностями здоровья еще и просто боятся или стесняются это делать.
Психологи также должны оказывать поддержку детям в трудных вопросах, помогать преподавателю, если есть такая необходимость, в создании более благоприятной и дружной атмосферы в классе. Но чаще всего у психологов просто не хватает на это времени. Во-первых, обычно в школе работает всего один психолог, а это в среднем около тысячи человек на одного специалиста. Во-вторых, данным специалистам приходится вести огромное количество документации, поэтому, чтобы проводить занятия с детьми, им приходится либо заниматься ей дома во внерабочее время, либо делать вид, что занятия проходят, а на самом деле заполнять огромное количество бумаг.
Конечно, некоторые специалисты стараются уделять внимание учащимся. Но детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы индивидуальные занятия, а иногда просто беседы. И здесь снова встает проблема нехватки времени у данных специалистов. Ведь не все готовы на такую самоотдачу в данной профессии, чтобы тратить свое свободное время на работу и заниматься с такими детьми.
Данные проблемы не редкость в общеобразовательных школах. Ведь у преподавателей нет необходимой квалификации, а специалисты не привыкли или не умеют работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, да и с обычными детьми редко проводится качественная работа.
Это наводит на мысль, что школьный процесс недостаточно хорошо организован, если у работающих специалистов нет возможности помочь каждому ребенку. А значит, необходимо либо перестраивать весь образовательный и воспитательный процесс в данных учебных заведениях, либо брать на работу больше педагогов и других специалистов, достаточно подготовленных и квалифицированных.
Список литературы
1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении //М., Просвещение, 1987. – с.190.
2. Эриксон Э.Г. Детство и общество //Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000. – с.416.