ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ

Смуглиенко А.В. 1, Истомина И.А. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и прочих особенностей, которые являются включенными в систему образования и проходят обучение по месту жительства вместе со их сверстниками, у которых отсутствует инвалидность, в одних общеобразовательных школах, — в подобных школах общего типа, учитывающих их особенные образовательные потребности и оказывающих ученикам требуемую специальную поддержку [3, c.62].

В 1980-е гг. в США вводится термин, означающий обстоятельство активного участия каждого учащегося в совместном обучении, ведь inclusion – включение. Он стал быстро распространяться на нашей планете благодаря международным документам, которые стали руководством к действию для многих развитых держав. Целесообразно отметить, что в 1994 г. в Испании, в г. Саламанка, проводилась Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая ввела термин «инклюзия» в международный обиход и провозгласила принцип инклюзивного обучения.

Необходимо заметить, что инклюзия – это признание разнообразных потребностей учащихся и реагирования на данный процесс. Инклюзивное образование – такое образование, каковое каждому ученику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания (иными словами: развития и социализации), что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции и сегрегации [2, c.56]. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.

Инклюзивное образование строится на таких принципах.

Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Отметим, что индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность.

Принцип поддержки независимой активности взрослеющего. Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители возможно будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни.

Далее, принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума.

Далее, принцип междисциплинарного подхода. Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, , социальный педагог, психолог, при участии старшего логопед, дефектолог воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом.

Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения. Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями / близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят.

Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения. Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов.

В рамках системы образования в России осуществляются такие формы инклюзивного образования детей-дошкольников:

• Детские сады компенсирующего вида, где проходят обучение дети с определенной формой дизонтогенеза. В таких учреждениях сформирована особенная предметно-развивающая среда, которая учитывает определенные образовательные потребности детей.

• Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида. В подобных детских садах наравне с детьми, которые не имеют отклонений от возрастной нормы, проходят обучение дети, которые имеют разнообразные особые образовательные потребности. Помимо этого, в таких детских садах используется также особенная предметно-развивающая среда, которая учитывает образовательные нужды определенной категории детей.

• Детские сады, на основе каковых реализуются дополнительные службы: службы ранней помощи, лекотека, консультативный пункт.

• Массовые дошкольные образовательные учреждения с группами «Особый ребенок» кратковременного пребывания.

Подытоживая, отметим, что принципами инклюзивного образования являются: принцип индивидуального подхода, принцип поддержки независимой активности взрослеющего, принцип активного включения в образовательный процесс всех участников, принцип междисциплинарного подхода, принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения, принцип партнерского взаимодействия с семьей и принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения.

Поскольку термин инклюзии выделено лишь только недавно в законе об образовании РФ [1], то система инклюзивного образования в России находится всего лишь на начальных стадиях развития и призывает разработку не единственно полноценную нормативную, но и методологическую базу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

2. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: сборник науч-ных трудов по итогам работы региональной научно-практической кон-ференции / под ред. Н. А. Калугиной. — Хабаровск: Изд-во ДВГТУ, 2014. — 187 с.

3. Нигматов З. Г. Инклюзивное образование: история, теория, тех-нологии / З. Г. Нигматов, Д. З. Ахметова, Т. А. Челнокова ; Ин-т экономики, управления и права (г. Казань), Каф. теоретической и инклюзивной педагогики. — Казань: Познание, 2014. — 219 с.

Просмотров работы: 3189