ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Вебер Я.В. 1, Истомина И.А. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, является очень специфической и требует индивидуального комплексного подхода. Система образования для таких детей основывается не только на возрастных различиях, как это принято при работе со здоровыми детьми, но также на уровне умственного и физического развития каждого ребенка. В нашей стране, как и в других развитых странах, предусмотрена система специализированных учреждений для получения образования детьми с интеллектуальными нарушениями (Иванова В.С. , 2009, С. 15-21).

Одним из важнейших элементов такой системы являются специализированные дошкольные образовательные учреждения. Безусловно, получение тех или иных навыков, коррекция психических и умственных, физических отклонений в развитии ребенка, должны закладываться с наиболее раннего возраста, что предопределяет результат проводимой работы. Деятельность специализированных дошкольных учреждений, работающих с детьми с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости, предполагает решение следующих задач (Чаркина Н. В., 2010 С.115-119).

Во-первых, коррекционная и развивающая работа, подразумевающая активизацию компенсаторного механизма ребенка в процессе становления жизнедеятельности и психического, умственного, физического развития. Также предупреждаются и устраняются вторичные отклонения эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Во-вторых, образовательная работа с учетом особенностей развития детей. Проводится развитие познавательной активности посредством формирования всех видов деятельности, доступной ребенку. Организация обучения специфична и основывается на индивидуальном и дифференцированном подходе – особое внимание уделяется при этом упрощению усваиваемого материала, наглядности, повторяемости, сниженному темпу подачи информации.

В-третьих, воспитательная деятельность педагогов учреждения, которая направлена на формирование личности ребенка в целом – нравственного восприятия, трудовых навыков, этических и эстетических представлений. Закладывается «основа» качеств личности каждого ребенка, способствующая его дальнейшей социализации и адаптации (Симкина Е. М., 2010, С. 113-115).

В-четвертых, просветительская деятельность учреждения, которая направлена на практическую помощь родителям или опекунам во взаимодействии с ребенком в соответствии с его особенностями развития. Педагоги специализированного дошкольного учреждения транслируют родителям (опекунам) современные методики коррекции и развития, оказывают практическую помощь в реализации данных программ.

Безусловно, создание оптимальных условий нахождения детей с отставаниями в интеллектуальном развитии является основополагающей функцией учреждений. Для детей создается стимулирующая развивающая среда, жестко регламентированы режимные моменты, ограничена наполняемость группы (как правило, 6-10 детей) по возрастному критерию и наличию тех или иных нарушений, обеспечивается работа с различными специалистами (дефектолог, логопед, психолог, инструктор лечебной физкультуры и т.д.) и специализированное оснащение всех помещений.

Организация начального образования детей с задержкой психического и интеллектуального развития включает в себя несколько вариантов. Во-первых, дети, приступившие к обучению в школе с 7-летнего или 6-летнего возраста, систематически не усваивающие программу 1 класса, переводятся к обучению в коррекционно-развивающие классы (обучение рассчитано на 4 и 3 года, соответственно). Во-вторых, дети 6,5 лет, выражающие при диагностике неготовность к восприятию школьной программы. В таком случае ребенок обучается в диагностическом классе 1-2 года, а затем либо переводится на общую систему обучения, либо, при отсутствии положительных результатов, обучается в коррекционно-развивающем классе. В-третьих, дети, интеллектуальная недоразвитость которых выявлена в дошкольном возрасте. Обучение проходит в специализированных комплексах при детских садах.

Также как и в случае с дошкольным образованием, коррекционный эффект начального обучения достигается посредством упрощения материала, снижения темпа и введению специальных предметов по развитию речи, трудовых навыков и восполнению пробелов недополученных знаний и умений. В зависимости от полученных результатов ребенок в дальнейшем поступает в класс выравнивания (5-9 классы) либо продолжает обучение на общих условиях. Начальное образование детей с отставанием интеллектуального развития формирует навыки письма и чтения, счета, трудовые навыки и становится второй ступенью (после дошкольного образования) на пути к получению дальнейшего образования в 5-9 классе.

Обучение детей с интеллектуальным недоразвитием (7-21 год) проводится в школах-интернатах, коррекционных школах и школах при детских домах. Главной задачей данных учреждений является успешная социализация и адаптация ребенка в обществе. Основной дисциплиной в коррекционно-развивающем блоке является «Социально-бытовая ориентировка».

В зависимости от формы умственной отсталости ребенок получает образование в 10-11 классе или профессиональное образование в соответствии с имеющимися навыками и способностями. Постепенно педагоги переходят от формирования трудовых навыков ребенка к темпу и качеству выполняемой работы, сокращению оказываемой ему помощи. Фундаментальной задачей педагогов является максимально возможная подготовка ребенка к самостоятельной жизни, чего, к сожалению, не всегда удается достигнуть.

Образование детей с наиболее глубокими нарушениями интеллектуального развития происходит по следующему «сценарию». Первоначальный этап – от рождения до 3-4-летнего возраста подразумевает диагностику и изучение составление психолого-педагогической картины личности ребенка. На данном этапе основополагающей является работа педагога с родителями или опекунами. В период до 7-8 лет ребенок получает основные навыки по самообслуживанию и элементарных знаний. Работа проводится либо в семье либо на базе специализированных центров поддержки. Следующий этап жизни ребенка – до 13-14 лет является непосредственно образовательным. По итогам пройденных этапов развития определяются дальнейшие условия получения ребенком образования. Дальнейший период до 20-21 года позволяет окончательно сформировать основные навыки социально-бытовой и трудовой деятельности. Результат пройденной программы обучения зависит от планомерности перехода от одного этапа получения знаний к другому.

Дети с интеллектуальной недоразвитостью, как правило, проявляют сниженную познавательную активность начиная с дошкольного возраста. Обучение элементарным навыкам письма, счета, чтения и т.д. значимо не только с точки зрения общего развития и получения тех или иных знаний. Формирование математических представлений воздействует на наиболее слабые стороны психической деятельности ребенка, стимулирует познавательные процессы (Елизарова Ю. Г., 2008, С. 81-84).

В целом, успешность образовательных программ для детей с нарушениями интеллектуального развития, зависит не только от корректно подобранной обучающей программы. Важнейшую функцию выполняет семья и ближайшее окружение ребенка, создание адекватного и положительного психологически-эмоционального фона. Формирование ближайшего окружения происходит не только в семье, но и в среде обучения – классах, группах. Социальная адаптация детей с нарушениями интеллектуальной деятельности должна сопровождаться формированием отношений в нормальной социально-бытовой среде. С психологической точки зрения крайне важно создавать условия для общения ребенка с остальными, здоровыми, детьми. Образовательная деятельность при этом находится в прямой зависимости от данного опыта – ребенок не только перенимает опыт и стремится успеть за сверстниками, но и проходит полноценную адаптацию, становясь полноценным членом общества.

Библиографический список

1. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. № 4, 2006. С. 38-46.

2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. – М.: Экон-Информ, 2009. С. 85-92.

3. Глазкова Н. Н. Проблема формирования информационной грамотности учащихся с недоразвитием интеллекта // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 25, том 7, 2007. С. 69-72.

4. Елизарова Ю. Г. Психолого-педагогические условия формирования у учащихся с ЗПР готовности к изучению алгебры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 88, 2008 с. 81-84.

5. Иванова В.С. Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию ребенка с ДЦП в психологическом сопровождении семьи // Вестник Томского государственного педагогического университета – №11, 2009. С.15-21.

6. Симкина Е. М. Оценка и прогнозирование возможности осуществления трудовой деятельности лицами с нарушением познавательной сферы с учетом их психофизиологических способностей // Вестник Кемеровского государственного университета. №3, 2010 С. 113-115.

7. Талипова O.A. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с ЗПР. Автореферат к.п.н. – Н.Новгород, 2007. С. 7-12.

8. Ткачёва В.В. Семья ребёнка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование - М: Книголюб, 2008. С. 132-138.

9. Чаркина Н. В. Особенности технической стороны чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Известия Волгоградского Государственного педагогического университета. №4, том 48, 2010. С. 115-119.

6

Просмотров работы: 2052