ЛОГОРИТМИКА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛОГОРИТМИКА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Хомуха К.А. 1, Истомина И.А. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физические упражнения под музыку были известны еще с древности. Там ритмическая гимнастика применялась в целях физического оздоровления организма.

Статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания, впервые появились в Европе на рубеже XIX-XX веков. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения таких педагогов, ученых, музыкантов, как: Н.А. Римский-Корсаков, Э. Жак-Далькроза, Б.М. Теплов, Н.Г. Александрова и др.

Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, логопедическая ритмика стала активно формироваться в этом направлении. В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская в ходе исследования данного вопроса выдвинули ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составили коррекционный дидактический материал и акцентировали внимание на том, что логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.

Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса.

Логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики. Однако наиболее востребованной она оставалась по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.

Логоритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи.

Логоритмические упражнения должны быть синхронизированы со стихотворным текстом и выполняться под музыку.

Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;

  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

Особенности логопедической ритмики:

  1. Простота выполнения.

  2. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает - ребенок повторяет.

  3. Занятия проводятся пару раз в неделю. Для них больше подходит 2-ая половина дня.

  4. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий желательно использовать любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные эмоции.

  5. Упражнения нужно повторять из занятия в занятие - до тех пор, пока они не будут выполнены правильно.

  6. Необходимо использование музыкального сопровождения.

  7. Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы.

  8. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Все чаще дети имеют нарушение речи не само по себе, а в сочетании с двигательными нарушениями. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями таких ученых, как А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.П. Павлов и др. Поэтому в логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления.

Первое направление логоритмической работы - развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление - развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Полноценное занятие по логопедической ритмике может провести только специально обученный педагог в предусмотренном для этого месте, например, в музыкальном зале детского сада. Однако выполнить несложные упражнения могут родители со своими детьми и дома.

Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с полезным».

Литература:

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. –– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Анищенкова Е. С., Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: АСТ, Астрель, 2007 г. –– 64 с.

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)

Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы: Академия Развития, 2006 г. — 107 с.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 208 с.

Просмотров работы: 2722