СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ.

Истомина И.А. 1, Функ И.С. 2
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
2ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», факультет образования, 3 курс, направление подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система специальной помощи детям с ОВЗ в Ставропольском крае.

Истомина И.А. Функ И.С.

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук

Ставрополь, Россия

The system of special assistance to children with disabilities in the Stavropol region.

Istomina I.A. Funk I.S.

Federal state Autonomous educational institution of higher professional education «North-Caucasian Federal University», Institute of education and social Sciences

Stavropol, Russia

Развитие системы специально образования обусловлено необходимостью решения вопросов по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на качественное образование. Актуальность этих действии очевидна, но при этом требуются существенные изменения во всех сферах общественной жизни, начиная с образовательной политики и финансово-экономическим обеспечением данного процесса заканчивая отношением общества к лицам с ОВЗ.

В Ставропольском крае проживает 15 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, 26 % из которых составляют дети с инвалидностью. Социальная политика, проводимая в Ставропольском крае, направлена, в первую очередь, на культурное и личностное развитие ребенка, на создание в образовательной сфере края условий, которые позволят всем детям, получить начальное, среднее и высшие образование, благодаря чему лица с ОВЗ могут самореализоватся и найти свое место в жизни [3].

Для осуществления конституционного права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском крае функционирует дифференцированная сеть образовательных учреждений (252 учреждения), которая включает:

  • 13 детских садов компенсирующего вида;

  • 196 детских садов комбинированного вида;

  • 12 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

  • 4 образовательных учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья;

  • 23 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-VIII видов;

  • 3 оздоровительных образовательных учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

  • 1 специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

Для раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им коррекционной помощи в крае создано 28 психолого-медико-педагогических комиссий, обследование в которые ежегодно проходит около 13 тыс. детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Так же в Ставропольском крае, в системе социальной защиты населения и здравоохранения функционируют два специализированных дома ребенка, социально-реабилитационные центры, государственное образовательно-оздоровительное реабилитационное учреждение «Ессентукское профессиональное училище - центр реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов» и «Кисловодский медицинский колледж» [1].

Особое внимание министерство образования Ставропольского края уделяет организации работы по поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе отдельных образовательных учреждений в крае созданы мобильные бригады и отделения сопровождения семей (лекотеки), которые воспитывают детей-инвалидов. Разработано новое направление, заключающиеся в обучение родителей методам и технологиям психокоррекционной и психопрофилактической работы. Данное направление позволяет обеспечить преемственность психокоррекционной и психопрофилактической работы между специальным образовательным учреждением и семьёй.

В целях обеспечения подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста к обучению в школе, на базе коррекционных образовательных учреждений для детей с патологией слуха в Пятигорске, Ставрополе и Кисловодске функционируют группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1 года до 6 лет вместе с родителями. Воспитание в семье ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями связано с потребностью в дополнительной информации и ресурсах, в том числе медицинских, социальных, образовательных.

Благодаря работе по своевременному выявлению и коррекции нарушений в развитии более 80% дошкольников, получивших коррекционную помощь в детских садах, могут продолжать обучение в общеобразовательных школах. Однако организационно-методические основы учебного процесса в общеобразовательных школах ориентированы на детей с типичным развитием и не учитывают особенности учебно-познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ, обучающиеся в массовых учреждениях образования в этих условиях, испытывают затруднения в усвоении учебного материала и овладении социальными навыками. Кроме этих трудностей, дети с ОВЗ сталкиваются еще и с трудностями вызванными отсутствием или нехваткой в общеобразовательных школах специальных средств обучения и специалистов по работе с данной категорией детей. Проблема оснащения школ спецальным оборудованием нашла свое отражение в государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы в период с 2011 по 2013 год за счет средств федерального и краевого бюджетов 30 школ края были оснащены специализированным оборудованием и автотранспортом. В данных организациях в полном объеме создан беспрепятственный доступ для детей инвалидов, произведены работы по перепланировке туалетных комнат и дверных проемов, осуществлено их оснащение специализированным оборудованием и автотранспортом. В 2014 году планируется создание универсальной безбарьерной среды еще в 4 образовательных организациях Ставропольского края для организации в них инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [2].

Ведётся активная работа по созданию системы дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому. В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» услугами дистанционного обучения пользуются 540 детей, получая знания по 16 предметам[3].

На сегодняшний день на базе профессиональных образовательных организаций приобретают профессию более 311 человек с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по следующим специальностям для детей с нарушениями интеллекта: «Каменщик», «Штукатур», «Облицовочник-плиточник», «Монтажник каркасно-обшивочных конструкций», «Столяр строительный», «Слесарь-сантехник», «Швея», «Портной», «Обувщик», «Повар», «Кондитер».

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата: «Экономика и бухгалтерский учёт», «Программирование в компьютерных системах», «Право и организация социального обеспечения», «Дизайн»;

После создания в профессиональных образовательных организациях условий возможно обучение следующих категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья:

- с нарушением слуха: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Парикмахер», «Кондитер», «Закройщик», «Маникюрша», «Педикюрша»;

- с нарушением зрения (слабовидящие): «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Народная художественная культура» [2].

Подводя итоги, мы можем сказать, что система специального образования в Ставропольском крае только начинает свое развитие. Несмотря на наличие учреждений всех уровней образования направленных на образование и коррекцию лиц с ОВЗ, на данный момент достаточно развита лишь система дошкольного образования. Системы школьного и высшего образования в большинстве своем не готовы принять к себе данную категорию лиц, так как не имеют необходимого оборудования и специалистов по работе с детьми с ОВЗ.

Литература

  1. Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском крае [Электронный ресурс]: Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края.- Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CCUQFjAA&url=http%3A%2F%2Fstavminobr.ru%2Fuploads%2Ffiles%2F%25D0%2598%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25BB%25D1%258E%25D0%25B7%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B5%2520%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5.doc&ei=_Xq2VIaaOYHXywP_jIFo&usg=AFQjCNGQgAHZo7SlHss6JF09TdzFrFOsoA&bvm=bv.83640239,d.bGQ

  2. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: Портал органов государственной власти.- Режим доступа: http://www.stavregion.ru/stat/social/education/disabled/

  3. Социальные программы Ставрополья для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: МамаСК. – Режим доступа: http://www.mamask.ru/health/5-children/1127-cocialnie-programmy-stavropolya-dlya-detei-s-ogranichennimi-vozmognostyami

Просмотров работы: 1291